Совершенствование взаимодействия средних общеобразовательных учреждений и вузов в интересах профессиональной ориентации

Совершенствование взаимодействия средних общеобразовательных учреждений и вузов в интересах профессиональной ориентации

Совершенствование взаимодействия средних общеобразовательных учреждений и
вузов в интересах профессиональной ориентации

На современном этапе развития образования и науки имеется множество противоречащих друг другу направлений их совершенствования. Стандарты образования обновляются, не успевая за прогрессом, что отражается на уровне знаний. Стремительный научный прогресс в системе понятий, методах исследования требует от исследователя более продвинутых знаний и способностей активно использовать их в процессе своей учебной и трудовой деятельности. Кроме того, с одной стороны, сейчас активными темпами развивается маркетинговая деятельность на рынке образовательных услуг и быстро увеличивается количество предложений, а с другой – уровень ознакомления учащихся средних школ с содержанием многих сфер профессиональной деятельности заметно сокращается [4].

Появляются новые профессии, направления, о которых выпускники школ никогда не слышали. Это можно избежать только при условии постоянного взаимодействия каждой школы и каждого вуза друг с другом. Несмотря на проблемы и трудности современного среднего образования, с введением ЕГЭ сформировалась положительная тенденция сближения средней школы и вуза. Потому что приём в вузы сейчас основан на количестве баллов, набранных при сдаче ЕГЭ, и выпускники школ в 10-11 классах начинают активно интересоваться проходными баллами ВУЗов. Высшее образование наконец-то благоприятствует среднему образованию. Школьники единственный источник абитуриентов у большинства вузов [1, С. 15].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Но даже в условиях профильного обучения, ресурсов школ не всегда достаточно для организации профориентированной деятельности в целях формирования стабильного круга интересов и профессиональной ориентации учащихся старших классов. Выходом в этой ситуации является расширение сотрудничества с высшими учебными заведениями. Основными направлениями взаимодействия вузов со школами на современном этапе являются: – учебно-методическое взаимодействие, включающее в себя подготовку и апробацию учебной литературы, учебных и методических пособий для учащихся и школьных учителей; руководство учебной деятельностью по профильным предметам; контакты учителей школ с преподавателями вузов в целях консультирования и обмена опытом, например, издавать научно-методические комплексы для учащихся и учителей; – научно-методическая работа, включающая организацию совместных круглых столов по наиболее важным направлениям совместной деятельности, проведение методических семинаров при кафедрах вузов с участием школьных учителей; привлечение к участию в научно-практических конференциях на базе вузов школьных учителей [3, С. 912];

– кадровая работа, которая сводится к переподготовке кадров посредством организации курсов повышения квалификации учителей на базе вузов; – преподавательская деятельность, которая включает проведение дистанционных лекций и очных консультаций для учителей, привлечение к учебному процессу в средних школах высококвалифицированных кадров для ведения профильных дисциплин и элективных курсов; – работа по профессиональной ориентации, готовящей учащихся средних школ к профессиональному самоопределению: проведение дней открытых дверей в вузах; встречи с учителями, учащимися и их родителями в целях проведения бесед о правилах приема в вузы и условиях обучения в них; представления вузов с показами видеоматериалов, презентаций и рекламных буклетов о вузах и направлениях подготовки; приглашение учащихся средних школ на вузовские мероприятия (смотры художественной самодеятельности, КВН); – материально-техническая помощь средним школам: приобретение оборудования для лабораторных практикумов; помощь в издательской деятельности [2, С. 31]. Например приобретение специализированной учебной литературы для профильных занятий.

Школа – это площадка для научного исследования, «лаборатория» для практики, которая предоставляет возможности для научных исследований. У специалистов вузов имеются возможности проведения качественной экспертизы той богатой информационной основы, наработанной средней школой за многие годы. Школа также является базой практики для приобретения и совершенствования методических навыков студентов, получающих дипломы учителей. Именно тут у студентов есть возможность апробировать полученные в вузе знания. Например, в рамках взаимодействия можно проводить внеклассные занятия, на которых можно рассказать о преимуществе преподавательской профессии. Хотелось бы, чтобы вопросы взаимодействия школ и вузов заботили в равной мере и школьных учителей, и преподавателей вузов. Взаимодействие с вузами на современном этапе становится необходимостью для всей системы общего образования. И не зря более успешными являются те школы, в которых уже давно сложились прочные связи с вузами [4].

В качестве перспективной формы развития можно привести в пример II Международную образовательную выставку «Рецепт выбора профессии» в московском районе Куркино. Второй год ГБОУ СОШ № 1298 и Образовательный проект «Университеты мира» принимают в гостях ведущие вузы Москвы и зарубежья. На мероприятии можно было лично пообщаться с представителями учебных заведений, оставить заявку на подбор образовательной программы и поучаствовать в лотерее. Среди призов разыгрывались сувениры от высших учебных заведений, а также ваучеры на бесплатный подбор программы обучения за рубежом в 2015 году. Представители зарубежных вузов рассказывали, как возможно получить образование в их заведениях бесплатно. Например, к таким условиям относятся знание языка страны университета или английского в совершенстве, либо резюме, в котором обосновывается причина выбора данного вуза и планы на будущее. Многие зарубежные вузы хоть и предлагали платное обучение, но вместе с тем гарантировали трудоустройство, за счет которого можно оплачивать учебу. В рамках данной выставки проводились презентации по актуальным темам высшего профессионального обучения в России и за рубежом. Обсуждались самые востребованные профессии в России, условия

поступления в зарубежные вузы и пр. [5]. На мой взгляд, такие мероприятия следует использовать в качестве ресурса стратегического развития современной школы. Кроме того, путей развития взаимодействия может быть несколько. Несомненно, все определяется целями и задачами самих заказчиков образовательных услуг. Среднее образование является этапом в целостном механизме подготовки необходимых обществу высококвалифицированных работников.

Взаимодействие с вузами должно быть активным и конкретно адресным, т.е. уже в старших классах начинать готовить детей к определенным профессиям (введение в специальность). И в основе такой реализации взаимодействия должен лежать системный подход. При этом должна учитываться необходимость квалифицированной профориентационной работы, расширения олимпиадного движения, возродить шефское движение в вузах. Работа с подшефными школами направлена на взаимодействие между школьными и вузовскими коллективами – проводятся совместные вечера культурно-массовые и спортивные праздники, такие неформальные встречи укрепляют взаимодействие.

Понятно, что такая деятельность должна проводиться на каждом образовательном уровне, и каждая школа может принимать участие в различных региональных и муниципальных сетевых проектах по взаимодействию с вузами. Но положительный образовательный эффект и хорошие результаты будут получены только в том случае, если в школах данное направление рассматривают как приоритетное, обеспечивая преемственность ступеней образования.

Международная образовательная выставка «Рецепт выбора профессии» в московском районе Куркино является ярким примером высокого уровня взаимодействия вузов и школ, но одна выставка в год, в одной школе одного города – это крайне мало, чтобы говорить об эффективности взаимодействия. Подобные выставки должны проводиться во-первых чаще, во-вторых в значительно большем числе школ.

Литература:

1. Бак Д.П., Безбородов А.Б. «Необходимо уделять больше внимания взаимодействию школ И ВУЗов» // Вестник образования. 2012. № 15. С. 19-28.

2. Дмитриев Н.А. Система непрерывного профессионального образования в сетевом взаимодействии «Школа-ВУЗ» // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1. С. 31-32.

3. Малышева Н.В. Взаимодействие школы и вуза в совместной проектной деятельности студентов и школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т. 14. № 5-1. С. 910-913.

4. Сабирова Р.Г. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2014. 218 с.

5. Сайт ГБОУ СОШ № 1298 // http://www.school1298.ru/ (дата обращения: 12.12.2014). 6. Сайт ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС Росси // http://www.amchs.ru/ (дата обращения: 12.12.2014).

Чехольская М.К.


Комментировать


пять × 5 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru