Социальные проблемы современной семьи с одним родителем в современном обществе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Социальные проблемы современной семьи с одним родителем в современном обществе

В статье рассматриваются основные социальные проблемы современных семей с одним родителем. Российское общество за последние двадцать лет претерпело значительные изменения в экономике государства, политике, социальной сфере, появились и новые социокультурные модели взаимодействия между членами социума.

Изменившаяся социальная реальность повлекла за собой преобразования во многих социальных институтах, в том числе и семьи. Ключевые слова: семья как социокультурный институт, семья c одним родителем, социокультурная адаптация.

Основной функцией семьи является не простая репродукция человека, а его воспитание. Семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков; падении рождаемости и уменьшении детности семьи; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества семей с одним родителем. К проблемам современной семьи и общества можно отнести тот факт, что с каждым годом все больше и больше разрушаются семейные устои, для многих людей является нормой развестись — и все потому, что так поступает очень много людей, к сожалению большинство.

На кого ориентируется подрастающее поколение, с кого оно берет пример, как надо жить — со старших, со своих родителей. Но сейчас очень много разводов – свыше 50% по официальным данным, вследствие чего дети во многих современных семьях воспитываются одним родителем, и, как правило, женщинами. Одной из проблем современной семей и общества — это общественное мнение, которое является главным диктатором того, как следует жить. Люди боятся быть не такими как все, они хотят чувствовать себя частью одного целого, одной компании, боятся, что над ними будут насмехаться — над их увлечениями или мировоззрением, это будет означать противодействие по отношению к окружающим, выход из зоны комфорта. Распад семьи как основного агента социализации ведет к деформации прежнего социального мира ребенка. Именно от результатов первичной социализации ребенка, которая протекает, прежде всего, в семье, зависит его будущее и будущее общества, поэтому при подготовке детей к самостоятельной жизни необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания. Общепризнанными критериями оценки процесса семейного воспитания являются три основополагающих принципа: родительский контроль, поддержка и авторитет. Реализация этих принципов на практике, как правило, вызывает затруднения. Особенно это касается семей с одним родителем, где отсутствует один из родителей и нагрузка по воспитанию детей не распределяется между матерью и отцом.

В нашей практике чаще всего встречаются материнские семьи. Рассмотрим реализацию этих принципов в двух категориях семей с одним родителем: семьи, образовавшиеся вследствие расторжения брака и смерти одного из супругов [7]. Преобладающим типом семьи сегодняшней России остается супружеская пара с одним, реже с двумя и более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так называемые семьи с одним родителем. За основание для социально-демографической идентификации семьи с одним родителем принимается ситуация, при которой, вследствие различных причин, воспитание и уход за ребенком/детьми осуществляет один родитель. Основными факторами формирования семей с одним родителем, как известно, являются: разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак, или раздельное (по разным обстоятельствам) проживание супругов; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка/детей; внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, часто такие семьи называют «материнскими» [2].

Издержки воспитания в семье с одним родителем связаны, прежде всего, с воздействием негативных социально-экономических факторов. Преобладающее число семей с одним родителем имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Семьи с одним родителем имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. В результате возникает еще одна проблема — проблема надзора за детьми, поэтому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или с родственниками. Стремление сохранить уровень материальной обеспеченности требует дополнительного времени и сил матери. Ей приходиться перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени. Как свидетельствуют данные социологических опросов, 1/3 безнадзорных детей появляется из-за кризисов в семье и разводов (39%). Эта причина занимает второе место после алкоголизма родителей (44%) и опережает такие, как падение нравственности (36%), рост бедности (31%) и пр. Установить истинное число материнских семей непросто. В состав официальных статистических данных не входят фактические (т. е. без юридической регистрации брака) семьи и, наоборот, оформленные юридически, но реально распавшиеся семьи с детьми. В случае внебрачных рождений «установленное отцовство» может быть зафиксировано в момент регистрации ребенка, но в действительности отец может не принимать никакого участия в его содержании и воспитании.

С другой стороны, некоторые одинокие матери впоследствии выходят замуж, но в актах записи гражданского состояния статус их детей не меняется (за исключением фактов усыновления/удочерения), и они продолжают считаться внебрачными детьми. Общий объем семей с одним родителем на конкретный период можно оценить по числу зафиксированных распавшихся семей с детьми в органах ЗАГС (разведенные) и по спискам получателей «увеличенных» детских пособий (внебрачные) и пенсий на детей по потере кормильца (вдовьи семьи) в органах социальной защиты населения [3]. Причины возникновения семей с одним родителем в значительной степени определяют характер их существования: — семьи разведенных и вдовых, с одной стороны, входят в единую группу распавшихся семейных групп, а с другой стороны, относятся к различным типам по признаку фактического наличия или отсутствия родителей. семьям разведенных родителей с детьми и матерей, не состоявших в браке, отец ребенка может оказывать ту или иную помощь, в семьях вдовых матерей отец детей отсутствует; — внебрачные (материнские) семьи — это разные названия, относящиеся к одному типу семей на основе внебрачного рождения.

Их объединяет в одну группу с семьями разведенных и проживающих врозь супругов фактическое наличие второго родителя, который может оказывать ребенку ту или иную помощь. По мнению группы отечественных ученых, семью с одним родителем нельзя отождествлять с внебрачной (материнской), так как в материнской супруг практически отсутствует; — семьи одиноких усыновителей в нашей стране распространены незначительно. Обобщая сказанное, отметим, что все вышеперечисленные типы семей объединяет факт нарушения традиционной, стандартной статусноролевой структуры и трансформации процесса внутрисемейного функционирования. Обобщение и систематизация социологических исследований семей с одним родителем позволили выявить типичные социальные проблемы женщин с детьми из семей с одним родителем, которые можно выразить в следующем виде. В случае возникновения семьи с одним родителем источником многих проблем и трудностей, негативно сказывающихся на самооценке, настроении и мотивации и осложняющих социокультурную адаптацию, является изменение социального статуса и тендерной роли женщины.

Часто новое социальное положение женщин из семей с одним родителем создает предпосылки для дефицита возможностей и неравенства в направлении достижения «жизненного благополучия» в современном обществе — данная ситуация типична не только для России, но и для других транзитивных стран с переходной экономикой и трансформируемой социальной структурой [5]. С методологической точки зрения важно помнить, что семейное неблагополучие не тождественно нарушению семейной структуры [4]. Социальный потенциал семьи с одним родителем следует оценивать не только с точки зрения семейного идеала, но также в сравнении с явными проявлениями семейного неблагополучия. Критерием благополучия семьи некоторые исследователи считают удовлетворенность семейной формой как осознание членами семьи конструктивности и достаточности своих межличностных отношений в социально-психологическом плане. Хотя объективно благополучие семьи определяется качеством выполнения семейных функций, но оно также зависит от таких качеств ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, сплоченность и общность интересов, что обусловливает позитивный психологический климат.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей. Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети – инвалиды.

Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из–за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.

Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца.

Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей.

Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. По продолжительности функционирования семья в статусе может с одним родителем быть как недолговременным, так и достаточно длительным событием.

В статусе семьи с одним родителем семья может оставаться, во-первых, до отделения взрослых детей, во-вторых, до случая вступления матери (отца) в повторный брак (юридический или гражданский), в том числе и с отцом ребенка (восстановление семьи). Семья с одним родителем может также видоизмениться в связи с лишением оставшегося с ребенком родителя (матери, отца) родительских прав, его смерти или смерти ребенка (детей) [8]. Обобщая сказанное, попытаемся схематично представить содержание и структуру семьи с одним родителем как объекта социокультурной адаптации в следующем виде.

Рассматривая в качестве объекта типичную семью с одним родителем, необходимо еще раз уточнить, что имеется в виду семья, состоящая из женщины и ее ребенка (детей), предполагая анализ проблем семей с одним родителем с позиций гендерного дисбаланса и ролевой перегрузки женщины. Центральной фигурой семьи с одним родителем в подавляющем большинстве случаев является женщина: всего 1 % от общего количества семей с одним родителем в России являются отцовскими семьями [6]. Оказавшись в ситуации семьи с одним родителем, мужчина и женщина обнаруживают несколько разное ее восприятие, поведение. Отдельного внимания исследователей заслуживает специфика преодоления трудностей семьями, в которых детей воспитывает один отец.

Исследователю современной семьи с одним родителем необходимо учитывать то обстоятельство, что деформация гендерных ролей внутри этой семьи определяет особенности жизнедеятельности, функционирования и коммуникации субъектов семей с одним родителем в современных социокультурных условиях, а также то, что внутрисемейная гендерная асимметрия определяет эмоционально-психологические, воспитательные, социально-экономические и иные ресурсы семьи и специфику их образа жизни.

В качестве социального института семья возникает из единения множества функций, укорененных в жизнедеятельности по обеспечению, поддержанию и продлению социального и индивидуального существования. Структурная неполнота семьи не освобождает ее от необходимости выполнять свои функции.

Следует, однако, помнить, что их реализация происходит в условиях иной формы семьи и поэтому затруднена. Анализ особенностей функционирования семей с одним родителем с учетом деформации функционально-ролевой структуры позволяет рассматривать ее как субъект социокультурной адаптации. К субъектным же характеристикам относятся деятельная и преобразующая активность, способность к развитию, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию (К. А. Абульханова-Славская), избирательное восприятие и освоение институциональных предписаний среды, обусловленное социальной ситуацией, и определенная степень независимости от общества (т. Знанец-кий, Ч. Томас, В. А. Ядов и др.), кроме того, обладание ценностями и осознание их иерархии, свобода выбора целей и средств их реализации. Анализ дефиниций и интерпретация понятия «семья с одним родителем» на основе анализа работ современных исследователей позволили определить место и роль этого социокультурного феномена в современном трансформирующемся обществе и общественном мнении.

Семья с одним родителем рассматривается как объект и субъект социокультурной адаптации, что позволяет определить особенности ее положения и развития, проблемы и возможности функционирования и коммуникации. Анализ семьи с одним родителем в качестве объекта предполагает выявление его причинности и включает анализ сущности и содержательных характеристик семьи, сформированных под воздействием разных факторов. В числе основных причин возникновения семьи с одним родителем — юридический, фактический развод, внебрачное рождение ребенка, овдовение; основных отличительных признаков — наличие несовершеннолетнего ребенка (детей) и отсутствие брачных отношений.

Литература 1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Семья: какая она и куда движется // Семья в процессе развития. М.: РГГУ. 2012. 2. Бутаева М. А. Изменения содержательного потенциала функций семьи в новых социокультурных условиях // СПиС. 2010. № 3. С. 160. 3. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // СОЦИС. 2011. № 11. С. 108-113. 4. Демидов А. М. Особенности жизнедеятельности неполных семей // Семья и социальная структура. М.,2013 5. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Настроение социальное. М., 2009. С. 119-122. 6. Семья в Российской Федерации. М.: Госкомстат России, 2013. 7. Сушко В.А. Особенности воспитания детей в семьях с одним родителем: методология социологического анализа» в научно-аналитическом журнале «Научный обозреватель», № 2, февраль, 2016. 8. Роль женщины в семье в современном обществе. URL: http://www.justlady.ru (дата обращения: 23.01.2017).

Сушко В. А.


Комментировать


8 − = шесть

Яндекс.Метрика