Социальные сети интернета как среда коммуникации

Языки, киберпространство и миграция

Аннотация. Участники групп социальных сетей фактически коммуницируют с информационной средой, сложившейся и постоянно поддерживающейся в этих группах. И такие среды при их достаточной развитости превращаются в социальные институты, включающие нормы и правила коммуникации, а также санкции за их нарушения – исключения из этих групп. А формируемые такими информационными средами идентичности существенно способствуют манипулированию сознанием участников социальных сетей. Ключевые слова: социальная сеть, информационная среда, социальные институты.

Коммуникация в социальных сетях в Интернете, по большей части, осуществляется с помощью обменов сообщениями, чаще всего, текстовыми, но возможно, звуковыми и визуальными с помощью размещения в аккаунтах файлов соответствующих форматов. Звуковые и визуальные сообщения тоже нередко сопровождаются комментариями, анонсами, подписями и другими текстами. Преимущественно текстовый характер коммуникации не позволяет участникам социальных сетей Интернета использовать те возможности придания смысла и определения значимости сообщений, которые в обычной коммуникации в реальном мире осваивают индивиды в процессах социализации. Им, в частности, невозможно использовать фасцинацию, т.е. вербальное воздействие на собеседника, позволяющее различными приёмами уменьшить потери значимой информации при её восприятии.

И повышающие уровень эмоциональности сообщений смайлики эту потерю не компенсируют. Тексты сообщений в социальных сетях скорее являются комбинациями цитат из других текстов, чем собственными суждениями и оценками. И существуют они почти исключительно в процессе их чтения, именно поэтому так значимы для участников социальных сетей Интернета отклики на их сообщения, внимание к ним, число подписчиков тех или иных аккаунтов и т.п.

Но обмен цитатами вместо собственных суждений и оценок, что не всегда даже осознаётся, приводит к формированию особого состояния сознания, которое можно назвать «клиповым», потому что в настоящий период оно включает многократно повторяемые рекламные слоганы и образы, объединяемые в короткие видеосюжеты, называемые клипами.

Значимая особенность любой современной социальной сети в Интернете – необходимость регистрации для участия в ней и возможность создания более или менее подробного своего профиля, т.е. размещения на соответствующем сервере социальной сети информации о себе. По информации из профилей участников социальной сети можно подбирать близких себе по интересам, что позволяет объединяться в группы внутри этой сети. Сервисы социальных сетей разрабатываются и применяются так, чтобы поддерживать коммуникацию в таких группах пользователей с общими ценностями, приоритетами, интересами. В этих группах постепенно формируется некоторая история информационных обменов – личная и общественная, включая обычно известные в этой группе ситуации, приоритетные темы для коммуникации, общие шутки и т.п.

Со временем появляются и применяются принятые в таких группах договорные правила и стили коммуникации, а также личные отношения между их участниками, нередко поддерживаемые только общением в их социальной сети Интернета. Особенностью коммуникации в группах социальных сетей Интернета является её определённая безадресность – их участники редко пишут сообщения для конкретных адресатов. Чаще они размещают свои сообщения в общем доступе и ждут реакции тех, кто их прочитает. Фактически, получается, что участники групп социальных сетей коммуницируют с информационной средой, сложившейся и постоянно поддерживающейся в этих группах. И такие среды при их достаточной развитости фактически превращаются в социальные институты, включающие нормы и правила коммуникации, а также санкции за их нарушения – исключения из этих групп. Эти социальные институты стали уже существенно влиять на сознание, идентичности и социальные практики участников социальных сетей. В частности, взаимное доверие и солидарность в группах социальных сетей формируются и поддерживаются не общими ценностями и идеалами, что было характерно для традиционного социального порядка, а ситуативно, на основе явных и неявных, скорее временных, чем постоянных консенсусов в следовании правилам и нормам своих групп социальных сетей. В

сообщениях, передаваемых в социальных сетях, заметна фрагментированность информации о событиях и явлениях реальности. Эта фрагментированность поддерживает фрагментированность сознания, представления о жизни как последовательности бессвязных событий, отдельных эпизодов, не складывающихся в понятные и предсказуемые сценарии развития событий. Текстовый характер коммуникация в социальных сетях, фрагментированность информации в ней и определённая безадресность сообщений существенно затрудняют для их участников формирование идентичностей, привычных в реальном мире.

Ведь идентичность – это состояние сознания индивида, в котором он по совокупностям тех или иных своих личностных характеристик узнаёт себя, признаёт устойчивость собственной личности, отделяет себя от окружающей его действительности, определяет свою принадлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, признаёт невозможность своей принадлежности к другим социальным группам. Для индивидов идентичности – это источники значений, ценностей и основания для совершения ими социальных действий. А в социальных сетях Интернета идентичности формируются на основе существенно ограниченных возможностей оценок ценностей, смыслов и значений сообщений при их фрагментированном характере. И в силу такой ограниченности идентичностей участники социальных сетей более подвержены манипулированию их сознанием в виртуальной коммуникации более чем в реальной.

В.Л. Римский


Комментировать


+ 7 = шестнадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru