Социальные сети и сообщества в сети internet: виды, негативное влияние на поведение несовершеннолетних | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Социальные сети и сообщества в сети internet: виды, негативное влияние на поведение несовершеннолетних

Языки, киберпространство и миграция

Аннотация: В статье рассматривается влияние социальных сетей на поведение несовершеннолетних (зависимость от популярных internet-сообществ), положительные стороны internet-пространства для детей подросткового возраста. А также нормативные правовые акты в сфере защиты детей от негативного влияния информационной среды.

Ключевые слова: социальные сети, информационная среда, «Вконтакте», подростки, internet-зависимость. Социальные сети (интернет) – это «сетевые услуги, которые позволяют частным лицам строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений, наложенных системой, определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы [1]. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России в 2016 году 73,1 млн.человек использовали всемирную сеть.

Из них около 9 млн. пользователей — дети в возрасте до 16 лет [2]. Установлено, что самая популярная социальная сеть среди подростков «ВКонтакте», второе место занимает «Instagram», менее популярны: «Twitter» и «Facebook». По средствам этих сетей подростки взаимодействуют между собой, делятся новостями из жизни, обсуждают новости. Существует множество причин, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир: конфликты с родителями и одноклассниками, недостаток общения, заниженная самооценка, неуспешность и т.д. Таким образом, с помощью социальных сетей подростки компенсируют то, чего им не хватает в реальном мире. На сегодняшний день, все больше подростков подвержены inernet – зависимости. Анализ содержания социальных сетей, а именно «Вконтакте», показал, что некоторый контент может нести в себе негативные последствия.

Так доказательством может являться недавно приобретшая популярность среди подростков такая «игра», как «Синий кит». Психологи утверждают, что возраст подростков, вовлекаемых в эту «игру» приблизительно от 13 до 16 лет, так называемый «переходный возраст», когда у подростков возникает желание быть самостоятельным и не зависеть от воли родственников. Именно в этом возрасте у подростков чаще всего возникает мысль о суициде, что грамотно используется мошенниками, вводя детей в заблуждение [3]. Данную «игру» правоохранительные органы считают возрождением, так называемых «Групп смерти» — данные группы были популярны среди подростков в 2016 году, организаторы которых были разоблачены. На данный момент, речь идет о закрытых группах в социальной сети «ВКонтакте». Сюжет «Синего кита» состоит в выполнении определенных заданий, которые дает участникам администратор группы или владелец аккаунта.

Желающие принять участие в игре оставляют на своих страницах в социальных сетях пост с запросом на «игру» и сопровождают его определенным хэштегом, по которому с подростком связываются некие «кураторы» и дают «задания». Дальнейшее общение, по имеющимся данным, уже проходит в Viber или WhatsApp, реже в «ВКонтакте». Из заданий могут быть просьбы вырезать лезвием на руке рисунок или наколоть на ладони иглой некий символ. Рисунком может быть, например, силуэт кита. Заканчиваются все «задания», самоубийством вступившего в игру подростка. Несмотря на это, у социальных сетей существует и положительная сторона. Нельзя забывать, что социальные сети создают условия открытости, «уменьшают» территориальные границы, помогают найти новых друзей и единомышленников. Безусловно, социальные сети являются большим технологическим прогрессом, представляющим большие возможности.

При правильном использовании internet-технологий можно получить значительную пользу и облегчить себе жизнь. Но существует и вероятность того, что социальные сети могут нанести психологический вред подростку. Одним из важных механизмов защиты детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, а также нравственному и духовному развитию является система нормативных правовых актов, существующая в РФ: Федеральный закон от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Указ Президента РФ от 01.06.2012г.

№761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Также работа по защите детей от негативной информации ведется и на региональном уровне. Так, например, в Пермском крае в 2015 году была утверждена целевая программа «Развитие информационного общества», в рамках которой действует подпрограмма «Обеспечение информационной безопасности детей в Пермском крае».

Несмотря на все нормативные правовые акты по защите детей от негативного влияния информационной среды, ответственность за пользование internet-ресурсами, в т.ч. и социальными сетями несовершеннолетними несут родители (законные представители), которые не всегда могут контролировать виртуальную жизнь детей. И на сегодняшний день, дети остаются подвержены опасности в internet -пространстве.

Список литературы

1. Арламов А.А., Исаджанян А.Н. социальные сети как фактор социализации подростков: особенность влияния и риски // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.

2. Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования сети Интернет. URL: http: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_t echnology/ (дата обращения: 10.04.2017 г.).

3. Е. Баткаева Роль социальных сетей в социализации молодежи / Парето: информационно — аналитический центр // URL: http://pareto-center.ru/smi-59.html (дата обращения: 10.04.2017 г.).

4. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. — № 297. — 31.12.2010.

5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. — № 165. — 29.07.2006.

6. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 4 июня 2012 г. — № 23. — Ст. 2994.

Санникова Л.А., Сажина Д.А.


Комментировать


− один = 4

Яндекс.Метрика