Социальные сети как средство координации политических процессов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Социальные сети как средство координации политических процессов

Социальные сети

Социальные сети

Интернет давно стал площадкой для обсуждения различных проблем: новостные
сайты, форумы, группы в социальных сетях, блоги – всё это позволят пользователям не только делиться своим мнением и дискутировать на различные темы, но и формулировать актуальную повестку, координировать свои действия Общаясь, публикуя новости и оставляя комментарии, люди, иногда сами того не осознавая, осуществляют социальное конструирование реальности и процессов, происходящих в ней, а также формируют различные публики в онлайн-пространстве.
Говоря о публиках, немецкий социолог Ю. Хабермас в своих работах предлагает концепцию публичной сферы.

В ней учёный рассматривает влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения и регулирование жизни общества [1].
Н. Фрейзер – критик данной концепции и оппонент Хабермаса, предлагает выделять «сильные» и «слабые» публики [3]. Не имеющие особого влияния представители «слабых» публик наделены возможностью только высказываться, но не решать проблемы; в свою очередь представители «сильных» публик, напротив, обладают ресурсами и преимуществом, которые позволяют им воздействовать на принятие решений.
В современном онлайн-пространстве и социальных сетях также можно выделить и идентифицировать как слабые, так и сильные публики.

К сильным публикам стоит отнести, например, новостные ресурсы, сайты крупных информационных агентств, блоги лидеров общественного мнения, а к представителям слабых публик – рядовых пользователей сети Интернет.

Интернет можно также рассмотреть через призму концепции «публичных арен», предложенную С. Хилгартнером и Ч. Боском. Изучая социальные проблемы и их позиционирование в средствах массовой информации, учёные пытаются понять, почему одни проблемы регулярно освещаются в СМИ и находят отражение в публичных дискурсах, в то время как другие, казалось бы, не менее важные, транслируются в общество значительно реже [2].

Социальные сети, группы в социальных сетях, новостные сайты, форумы – всё это можно отнести к публичным аренам в онлайн-пространстве. Они позволяют конструировать проблемы и поддерживать интерес к ним среди пользователей, формировать тот или иной общественный запрос. Иногда социальные сети становятся и единственным источником взаимодействия и организации граждан для решения значимых проблем, местом консолидации людей.

Социальные сети, изначально созданные для общения, обмена контентом между пользователями и организации досуга, со временем превратились в площадки и арены для обсуждения насущных проблем, и в итоге трансформировали социальные и политические процессы, изменили форму политического участия людей, включив ранее аполитичных граждан в политическую жизнь общества. Немаловажную роль социальные сети играют и в организации политических выступлений и массовых акций протестов.

По мнению американского политолога Марка Линча, социальные сети являются наиболее удобным и эффективным способом организации и управления протестными движениями, так как помогают вывести события на более высокий уровень и информировать о них широкие массы людей [4]. Уже классическим примером организации протестных движений в социальных сетях стали события в ряде арабских стран в 2010-2012 годах, повлекшие за собой массовые народные восстания, что в средствах массовой информации получило название «Арабская весна». Государственный надзор за социальными сетями и интернетом в целом в Тунисе, Египте, Йемене и Ливии привел к росту недовольства среди молодых людей и последующим выходом их на улицы городов. Пытаясь ослабить протестную активность путем отключения интернета и блокировки сайтов, власти не только не смогли достигнуть поставленной цели, но и, наоборот, только лишь усилили революционные настроения в обществе [7].

Итогам «Арабской весны» стало падение правящих режимов во многих арабских странах. Кроме политических последствий, отключение интернета в данных государствах повлекло за собой и экономические трудности, так как оказалось очень затратной для бюджета стран. Спустя несколько лет социальные сети и мессенджеры стали оказывать еще большее влияние на политические и социальные процессы в обществе, трансформировали их. Так, в марте 2020 года в России, как и во многих странах мира, были введены ограничения в связи с распространением пандемии коронавирусной инфекции. Карантинные меры, введённые властями Российской Федерации, вызвали недовольство среди части населения, что повлекло за собой организацию серии виртуальных митингов против самоизоляционных ограничений, что стало первым и пока что единственным опытом в российской политической практике [5]. Однако самым значительным примером влияния интернета и социальных сетей/мессенджеров на социальные и политические процессы в обществе стоит считать события весны-осени 2020 года в Республике Беларусь, где в период предвыборной кампании и президентских выборов особую роль в формировании информационной повестке в обществе сыграли телеграм-каналы.

Монополия государственных органов на основные СМИ (газеты, телевидение, радио и т.д.) привели к невозможности для оппозиционных кандидатов и их сторонников вести агитацию через традиционные средства массовой информации. Единственным источником альтернативной информации стали социальные сети и мессенджеры, особенно телеграм-каналы. Благодаря им во время предвыборной компании стала известна реальная картина происходящего на протестных митингах, а также появилась информация о примерной численности участников антиправительственных акций. Наиболее важным каналом, формирующим оппозиционную повестку и координирующим акции протеста, стал телеграм-канал «NEXTA», число подписчиков которого за небольшое количество времени увеличились с 400 тысяч до 2 миллионов человек, сделав его самым крупным новостным телеграм-каналом во всём мире [8].

В ночь после президентских выборов, когда в столице Беларуси были ограничены мобильная связь и интернет [6], канал оставался единственным источником антиправительственной информации и координатором движений белорусов, несогласных с предварительными результатами голосования. «NEXTA» до сих пор продолжает информировать о происходящих в Беларуси событиях и остаётся популярным ресурсом среди оппозиции. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о значительном влиянии интернета и социальных сетей на политическую жизнь общества и их ведущей роли в организации протестных движений, изменении политических настроений. Благодаря коммуникации в онлайн пространстве происходит процесс формирования гражданского общества: люди, будучи ранее политически индифферентными, всё больше включаются в общественную жизнь страны, осознают свою значимость как граждане государства.

Жданович Дарья Александровна
(Санкт-Петербургский государственный университет)


Комментировать


+ три = 10

Яндекс.Метрика