Социальный портрет ярославского архиепископа конца XVIII в. (по материалам дневника Арсения (Верещагина)) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Социальный портрет ярославского архиепископа конца XVIII в. (по материалам дневника Арсения (Верещагина))

Социальный портрет ярославского архиепископа конца XVIII в. (по материалам дневника Арсения (Верещагина))

Социальный портрет ярославского архиепископа конца XVIII в. (по материалам дневника Арсения (Верещагина))

Дневник архиепископа Арсения (Верещагина) является важным источникам для изучения как деятельности самого ярославского архиерея, так и русской культуры конца XVIII века. На основе дневника реконструируется облик ярославского архиепископа: его характер, быт. круг общения, отношение к событиям в России и во вверенном ему церковпо-адмипистративном округе.

Одной из наиболее колоритных фигур среди церковной иерархии XVIII столетия является ярославский архиепископ Арсений (Верещагин). Он родился в 1736 г. в г. Кашине Тверской губернии в семье священнослужителя и довольно быстро сумел подняться по «духовной лестнице». После окончания Тверской духовной семинарии и Московской Славяно-греко-латинской академии Верещагин принял монашество.

Уже в 31 год Арсений становится настоятелем Малицкого Николаевского монастыря Тверской губернии, через четыре года рукоположен в архангелогородского епископа, ещё через два поставлен во главе Тверской кафедры. Наконец, в 1783 г. в возрасте 47 лет он возглавил одну из наиболее престижных епархий центральной России Ростовскую. Во многом такой карьерный рост Арсения объясняется не только его незаурядными способностями, но и безоговорочной поддержкой екатерининских церковных преобразований.

Во время пребывания Арсения на посту Ростовского владыки во вверенной ему епархии происходят значительные перемены. После учреждения Ярославского наместничества для необходимого согласования светских и духовных властей архиерейская кафедра в 1787-1788 гг. была перенесена из Ростова в губернский город, таким образом Арсений стал первым ярославским архиепископом. Именно он принялся обустраивать новый архиерейский дом в упразднённом С пас о-Преображенском монастыре.

Смена царствующих особ не повлияла на занимаемое им положение. Напротив, Павел 1, стремившийся удалить приближённых своей матери, пригласил Арсения на свою коронацию, назначил его членом Синода, пожаловал знаками отличия: орденом Св. Александра Невского и орденом Иоанна Иерусалимского Большого Креста. Во время пребывания архиепископа в Санкт-Петербурге император подарил ему 20 тыс. руб. на покупку подворья в столице». Архиепископ Арсений прославился не только головокружительной карьерой, но и незаурядными творческими способностями. Он написал несколько проповедей и од, опубликованных при жизни автора.

В годы служения в Тверской епархии ввёл в семинарии преподавание на русском языке вместо латыни, являлся знатоком греческого языка: исправил и опубликовал перевод «Бесед Златоустовых о покаянии и на некоторые Господские праздники». Во время пребывания на Ростово-Ярославской кафедре архиепископ Арсений сотрудничал с журналом «Уединенный пошехонец» и даже являлся цензором этого издания. Наряд)1 с опубликованным наследием архиепископа Арсения до нас в виде подлинной рукописи дошёл его дневник, хранящийся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге2′. Свои записи ярославский владыка вёл с января 1786 г. по 20 декабря 1799 г., т.е. фактически до своей смерти (он умер 23 декабря 1799 г.) Первоначально они делались практически каждый день, но постепенно становились менее регулярными. Дневник состоит из трёх частей (в первой 182, а в третьей 130 листов).

Вторая часть за 1792-1796 гг. бесследно исчезла, однако сомневаться в её* существовании не приходится, т.к. в последних разделах своего сочинения Арсений даёт точную датировку событий, происходивших в период, относящийся ко времени «утраченной рукописи»»*. Лишь немногие страницы «Дневника» написаны рукой самого преосвященного. В основном записки создавались под его диктовку другими лицами, хотя иногда ветречается «рука» самого Арсения»‘. В 1894-1895 гг. «Дневник» был частично опубликован в «Ярославских епархиальных ведомостях»’. Но так как они являлись ведомственным изданием, значительная часть материала, характеризующая бытовые стороны жизни архиепископа, была опущена.

Рукопись «Дневника» неоднократно привлекала внимание исследователей, правда, для большинства из них она представляла ценность только как источник по истории «Слова о полку Игореве». Учёные обратили внимание на то, что хронологические рамки записок Арсения удивительным образом совпадают и переплетаются с хронологическими вехами истории рукописи «Слова», а именно её последнего периода (до публикации 1800 r.).

Немаловажно и то, что «Дневник» создавался именно в том месте, где хранилось само «Слово»: в Спасо-Преображенском монастыре, занятом под новый архиерейский дом. На основе сочинения Арсения филологи и историки пытались проследить взаимоотношения ярославского архиепископа с его близким знакомым, обер-прокурором Синода, последним владельцем «Слова» А. И. Мусиным-Пушкиным.

Некоторые современные учёные рассматривают рукопись в контексте изучения культуры и местных художественных ремесел конца XVIII века . В то же время «Дневник» Арсения редкий источник по истории Ярославской епархии, позволяющий реконструировать облик самого ярославского архиепископа: его характер, быт, круг общения, отношение к событиям в России и во вверенном ему церковно-административном округа. «Дневник» представляет Арсения как многоплановую, иногда противоречивую, но, безусловно, творческую натуру. Довольно часто в записках встречаются небольшие стихотворения, причём большая их часть, вероятно, принадлежала перу самого архиепископа («В кратких сих чертах изображен Арсений, в добрых же делах он будет незабвенен»*1). Иногда встречаются рифмованные записи на латыни. Так, накануне Нового года Верещагин отметил: «Anni fie finis, gloria Irinis» (Год подходит к концу, слава Ирине).

Ярославский архиерей красочно описывает погоду в епархии: «По утру в третьем часу пополуночи было северное сияние, красные столбы и белые полосы», или «Лёд на Волге много трогался и против Ярославля прошёл, а выше остановился», или «Тепло и красно». Художественные зарисовки у Арсения часто переплетаются с заметками о хозяйственных нуждах. Так, 13 апреля 1709 г. он записал: «Зимняя погода. Слито английского пива поокислова для перегону в водку 137 бутылок».

В целом, архиепископ Арсений выступает как очень деловой, иногда даже мелочный человек (заметок о хозяйственных нуждах несколько больше, чем о церковных богослужениях): «Сварено в меду крыжовника одного и смешанного с чёрной смородиной», «осолено свежей рыбы осетрины 83, белуги 80 частей».»

Во многом записки Арсения служили ему своеобразным ежедневником, в котором он отмечал, сколько и кому дал взаймы, фиксировал полученные и затраченные на различные нужды деньги. В рукописи «Дневника» в отличие от его опубликованного варианта представлен далеко не аскетический образ жизни ярославских преосвященных.

Это подтверждается описанием купленных для архиерейской трапезы товаров: «Прислано от купца Польского го Москвы икры шесть банок, ящик горчицы, оливков,… закусок четыре ящика, сок лимонный, два бочонка с миногами, две большие сёмги и ананас». Употреблялись в Спасо-Преображенском монастыре и алкогольные напитки: «Из Кашина Терлинов привез разных вин шампанского 24 бутылки, бургундского 12 бутылок, пива 24 бутылки,… португальского 3 ведра, красного шампанского 3 ведра». Такие покупки ярославский архиерей совершал не только для себя: очень часто в его доме устраивались приёмы высокопоставленных светских или духовных персон (генерал-губернатор А. П. Мельгунов, губернатор П. И. Аксаков, обер-прокурор А. И. Мусин-Пушкин, архимандрит Ириней).

Круг знакомств Арсения был очень широк, о чём свидетельствуют упоминания о полученных или отосланных им письмах. Архиерей состоял в постоянной переписке с обер-прокурором Синода А. И. Мусиным-Пушкиным, московским митрополитом Платоном (Левшиным) и киевским митрополитом Самуилом. Частично эта переписка была опубликована в конце XIX века .

В своём «Дневнике» Арсений сообщает обо всех важнейших событиях, происходящих в епархии и за её пределами, даже помещает в нём переписанные копии важнейших указов (например, о переводе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль и т.п.). Он подробно описывает двухдневный визит (4-5 июня 1798 г.) Павла I в Ярославль, его посещение Ярославской Большой мануфактуры. Архиепископ в числе девяти избранных представителей города присутствовал на торжественном обеде в честь императора: «Государь изволил со мной разговаривать о разных материях, а после стола пили кофе»41. По словам Арсения, во время пребывания в Ярославле Павел I «был весел, доволен и весьма ко всем благосклонен».

Из «Дневника» следует, что Арсений был довольно болезненным человеком, страдал расстройствами кишечника, подагрой, зубной болью. Его частыми посетителями были доктора. Архиепископ даже записывал некоторые их рецепты: «От лихорадки горчицы, чесноку головчатого, редьки, хрена сырого истолочь и, смешав вместе, положить в штоф, налив французской водки полштофа, стоять на солнце двое суток».

В октябре 1799 г. во время пребывания в Санкт-Петербурге Арсений тяжело заболел, постоянно жаловался на боль в ногах, одышку. 20 декабря сделана последняя запись в «Дневнике»: «В сей день по исповеди приобщился я к христовым таинствам. Посетили меня В. Я. Савицкий и Д. П. Малышкин с племянником своим А. И. Филатьевым…».

Через три дня в возрасте 63 лет ярославский архиепископ скончался и был погребён в большой церкви Калязинского Троицкого монастыря, близ правого клироса. Итак, ярославский архиепископ Арсений (Верещагин) действительно представлял весьма незаурядную личность. Па протяжении шестнадцати лет он не только являлся главой одной го престижных российских епархий, но и занимался творчеством.

Ярким образцом сохранившегося наследия преосвященного служит его «Дневник», характеризующий Арсения как даровитого литератора. Это сочинение отражает практически все стороны жизни архиерея и историю Ростово-Ярославекой епархии. Его дальнейшее изучение весьма перспективно для ярославских краеведов.

О. Д. Дашковская г. Ярославль


Комментировать


8 − четыре =

Яндекс.Метрика