Специфика российского молодежного движения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Специфика российского молодежного движения

Специфика российского молодежного движения

Специфика российского молодежного движения

В современной России с начала 2000-х годов идет неуклонное и постепенное развитие гражданского общества. В рамках его образования формируются политизированные молодежные организации, стремящиеся повлиять на ход и направления работы государства в различных сферах общества. Какие основные проблемы существуют в молодежных организациях?

Каковы способы их решения? Несмотря на общую аполитичность большинства населения, молодежь, как одна из самых активных частей любого общества, берет на себя задачи формирования активных гражданских организаций и политизированных движений. Для поддержания единства страны и ротации политических элит, увеличения поддержки и доверия населения действующей власти, снизить, а то и вовсе подавить сепаратистские тенденции, необходимо поддерживать определенный уровень политического включения молодежи в жизнь и управление государства.

На данный момент в России действует более 500 тысяч молодежных организаций [1], часто ставящих перед собой совершенно различные задачи и имеющих разные источники финансирования. Причем методы реализации подобных задач нередко расходятся с формальными обязанностями таких движений, а нередко прямо противоречат официальной политике государства в сфере поддержки молодежи. Возрастающая активность маргинальных слоев населения, недовольных существующим порядком в стране, заставляет обратить внимание на деятельность всех негосударственных и около государственных организаций.

Особое внимание следует уделить целям и методам осуществления общественной работы подобных объединений, определить формальные и неформальные практики их работы и деятельности. Для определенности автор статьи считает целесообразным привести собственное определение формальных и неформальных практик, а также определение самих политических молодежных организаций. Формальные практики любой организации строго закреплены в уставе и программе движения, выражаются через активное взаимодействие граждан-участников с институтами власти и государственными органами.

Неформальные практики являются определенными сложившимися правилами поведения членов организации, в основе которых лежат не формальные нормы, а личные или групповые ценности, взгляды и действия, не прописанные в уставе и своде правил. Основной целью неформальных практик является увеличение ресурсов власти в организации, увеличение влияние на власть и общество, установление высокой степени авторитетности. Политическим молодежным движением можно назвать социальную группу людей, возраст которых от 18 до 30 лет, объединенных в юридически зарегистрированную организацию и имеющих собственное самоуправление, формально закрепленный устав, идеологию и источники финансирования. Анализ и разграничение формальных и неформальных практик в политических молодежных движениях может дать довольно четкое и ясное определение характера таких движений. Практически в каждом государстве есть собственные проправительственные молодежные организации для того, чтобы власть, коммуницируя с ними, могла создать себе надежную опору в обществе. Важно учитывать политический настрой молодежи в подобных организациях. Как показала практика, даже в государственных молодежных организациях выявляется склонность к ультрапатриотизму, нередко граничащим с откровенным национализмом. Конечно, следует учитывать тот факт, что сама коммуникация власти и общества должна постоянно обновляться в институциональном плане, а также выполнять адаптивную функцию и развивать внутреннее доверие [2, C. 56].

В недавнем прошлом российская власть вела активную поддержку проправительственных молодежных организаций, пытаясь включить эти организации в свой аппарат, но в последнее время эта тенденция сошла практически на нет. Безудержный рост числа молодежных движений и платформ приходится на 2004-2005 годы, опасение власти перед чередой «бархатных революций» заставили искать опору в неправительственных активных движениях, которые по замыслу авторов, должны были пользоваться массовой поддержкой в молодой части общества. Однако не так давно было зафиксировано разрушение нескольких подобных проправительственных организаций, самой крупной из которых было широко известное движение «Наши» и их дочерних организаций, также внепартийного движения «Оборона» и еще ряда других. Почему же это произошло? Следует отметить несоответствие и расхождение их формальной и неформальной практической деятельности. Формальной целью движения «Наши», прописанной в учредительных документах, являлось: «Cодействие превращению России в глобального лидера в XXI веке. Сохранение суверенитета и целостности России.

Построение действующего гражданского общества. Модернизация страны путём кадровой революции» [3]. Формальными практиками реализации этой цели выдвигались: организация митингов, акций, проектов в составе Росмолодежи, всероссийских и региональных молодежных конференций («Селигер»), различного рода официальных демонстраций («Наша победа», «Русский марш – все свои», «Аллея памяти», «Возвращённый праздник» и другие официальные мероприятия, не противоречащие основным законным принципам движения [4]). Данные мероприятия в целом соответствовали идее организации и не несли в себе угрозы, не вызывали общественного возмущения, поскольку являлись примером официальной практики работы подобных молодежных и общественных гражданских организаций. Создание дочерних организаций, ставящих перед собой схожие, но более мелкие по масштабу задачи, не несущие в своей сути ничего противозаконного, можно отнести общеизвестным практикам гражданских организаций.

Так, основной целью движения «Хрюши против», декларировалась общественная борьба с некачественным обслуживанием в супермаркетах [5]. А первоначальной идеей движения «Оборона» была идея ненасильственной демократизации общества и защита гражданских прав и свобод [8], хотя впоследствии программа подверглась существенной корректировке. Не стоит отрицать наличие формальных благородных целей, а также целого ряда удачно проведенных акций (являющихся их формальной обязанностью) движения «Наши». Однако, на сворачивание деятельности движения «Наши» повлияли именно их неформальные практики. Официально заявлено было, что финансированием движения являются бизнес-структуры [6], однако был выявлен перерасход государственных средств и

грандов участниками движения [6], были выявлены иностранные источники финансирования (на «Селигере-2010» участникам безвозмездно были подарены автомобили Mercedes-Benz, подобные случаи имели место и в 2012 году), что уже прямо противоречило основным положениям организации. Неформальные практики движения сводились к конфликтам с известными организациями (конфликт с газетой «Коммерсант» и «Новой газетой») и общественными деятелями (обвинение в нападении на лидера партии «Солидарность» Бориса Немцова), подкупы правоохранительных органов бывшими участниками организации, использование детей в политических кампаниях, нападение на автомобили оппонентов и другие незаконные методы борьбы. Более серьезные обвинения выдвигались активистам движения в провоцировании и подстрекательстве во время протестных митингов на Манежной площади в 2010 году. Именно неформальные практики работы этой общественной молодежной организации в конечном итоге привели к ее окончательному роспуску [7].

Не стоит забывать о неформальных методах работы и других современных действующих российских молодежных организаций. Так официальные и неформальные практики работы такой организации, как «СтопХам», расходятся в своих принципах. Заявленная идея борьбы с правонарушениями на дороге не соответствует методам борьбы за правопорядок. Нередки драки, хулиганства, избиения и скандалы участников движения, связанные с их общественной деятельностью. Многочисленные конфликты и скандалы дискредитируют все подобные движения, как в России, так и за рубежом. Если следование заложенной программе и формальным практикам в молодежном движении ведет к увеличению его эффективности и поддержке население, то неформальные практики, конечно не всегда, но в основном, ведет к росту экстремизма. Рассмотрим деятельность экологической молодежной подмосковной организации «Местные». Официально деятельность движения была направленна на улучшение экологии региона и развитие национальной программы. Формальная деятельность организации, по своему замыслу, не должна была вызвать нареканий со стороны властей.

Но отмечая заявления отдельных лидеров движения [8], складывается впечатление о националистическом уклоне организации. Неформальные практики программы «политической экологии», митинги против иностранной миграции, спровоцировали в 2007 году проверки движения на факты проявления экстремизма. Подобные практики также активно используются в такой организации, как «Евразийский союз молодежи». Националистические митинги организации в 2011 году вынудили руководство Украины запретить ее деятельность [10], в России же она продолжает свою работу. В лозунгах и деятельности хорошо прослеживаются имперские амбиции и крайний правый радикализм организации. Не обошли подобные практики и молодежную ячейку «Единой России», а именно «Молодую гвардию». Несколько раз были зафиксированы сообщения об отдельных проявлениях национализма ее членами, так в 2010 на сайте организации были найдены материалы, способствующие развитию межнациональной неприязни. Также неоднократно проводились сомнительные акции по борьбе с оппозицией правящей партии (пикеты в 2007 году съезда коалиции «Другая Россия», которое можно расценить как покушение на принципы плюрализма мнений в стране [9]). Однако не надо думать, что руководителям движения было известно о подобном саботаже отдельных персон. Поскольку в большинстве случаев подобные акции быстро пресекаются самими участниками движения. Следует заметить, эти случаи были скорее исключением из общей практики, не имеют и не могут иметь поддержки у большинства ее членов. Непрозрачность подобных организаций и их методов ведения борьбы значительно дискредитировала большинство проправительственных, общественных и оппозиционных молодежных организаций, поставила вопрос о целесообразности функционирования подобных образований. Совершенно ясно, что подобные организации не могут противостоять или снизить риск образования «цветных революций», антиправительственных движений, рост националистических настроений и волнений в стране.

Укоренение неформальных методов ведет к предвзятому отношению, настороженности широких слоев населения к молодежным организациям. Для предотвращения подобных тенденций, на мой взгляд, необходимо: тщательно проверять и, по возможности, официально регистрировать все молодежные организации, поставив их под контроль Росмолодежи, установить надзор за деятельностью неправительственных и неформальных организаций и по возможности пресекать зачатки экстремизма на ранних этапах. В проправительственных организациях возможно введение уполномоченных представителей от партий или общественности, которые должны следить за расходом государственных грандов, и других денежных средств движения, которое поможет установлению прозрачности финансовой структуры и контроле за выделенными средствами. Причем вовсе не обязательно, чтобы подобные представители являлись представителями молодежи. Большая роль должна быть уделена источникам финансирования подобных организаций. Мероприятия по развитию патриотизма в молодежи должны быть тщательно продуманы. Необходимо методичное разъяснение участникам движения устава и норм организации, ответственности перед руководителями и кураторами. Кроме того, нужно установить государственный, общественный контроль, за молодежными движениями.

Стихийность идей и протестов активной части общества требует четкой структуры и надзора за молодежными организациями, прозрачного финансирования и, самое главное, полное разграничение формальных и неформальных практик работы подобных движений. Молодежь должна быть, по большей части, подконтрольна организациям, которые будут направлять излишки активности, патриотизма и нераскрытого потенциала молодых людей в мирное русло. А для этого необходимо пресечь неподконтрольные уставам организаций неформальные практики в политических движениях. Выход активности людей необходимо направить через формально прописанные и согласованные мероприятия, не идущие вразрез с правовыми практиками демократических гражданских образований.

Литература:

1. Представитель направления Политологи MRB – Селиверстова Татьяна «Молодежь и государственная молодежная политика». URL: http://www.mrb-press.ru/молодежная- политика.php (дата обращения: 21.09.2014).

2. Кошкин А.П., Мельков С.А. Коммуникации власти с российским обществом: проблема институционализации политико-общественных импульсов // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 3. С. 88-97.

3.Официальная программа движения «Наши» URL: http://www.nashi.su/manifest (дата обращения: 21.09.2014).

4. Акции движения «Наши». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наши_(движение) (дата обращения: 21.09.2014).

5. Уголовное преследование участников движения «Хрюши против». URL: http://kommersant.ru/doc/1986589 (дата обращения: 21.09.2014).

6. Газета Ведомости. Деньги «Наших». URL: http://www.vedomosti.ru/var/bansrc/2014/f4e457.html (дата обращения: 21.09.2014).

7. Заявление Якеменко о закрытии движения. URL: http://raznesi.info/blog/post/1225 (дата обращения: 21.09.2014).

8. Сайт «Антикомпромат». URL: http://www.anticompromat.org/oborona/ob01.html (дата обращения: 21.09.2014).

9. «Молодогвардейцы» пикетируют съезд «Другой России». URL: http://newsru.com/russia/30sep2007/dref.html (дата обращения: 21.09.2014).

10. Деятельность ЕСМ на Украине. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Евразийский_союз_молодёжи (дата обращения: 21.09.2014)

Новиков А.В.


Комментировать


1 × = два

Яндекс.Метрика