В статье акцентируется внимание на истории развития туристического рынка. Ключевые слова: туризм, история туризма.
Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Туризм как специфическая форма деятельности возник сравнительно недавно, но корни его уходят в древние времена. Считается, что термин "туризм" ввёл французский писатель Анри Стендаль (1783 — 1843) или, по меньшей мере, он популяризировал его. Такое явление, как туризм, известно человечеству с древнейших времен. Людей всегда тянуло отправиться в путешествие с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями.
Путешественники, прибывающие в чужие страны, всегда нуждались в услугах местного населения, им было необходимо удовлетворить свои потребности в пище, сне, отдыхе и т.д. Во времена расцвета Древней Греции и Древнего Рима, туризм набирает все большую популярность. Возросло число людей, путешествующих с целью торговли, получения новых знаний, паломничества, лечения. С развитием предпринимательской деятельности, стали массово строиться дороги, постоялые дворы, таверны. Постоялые дворы удивляли роскошью своего убранства, как в лучших домах того времени.
Богатые люди предпочитали выезжать на свои виллы к морю, к горам. У людей Востока путешествие осуществлялось большими караванами верхом на верблюдах, ночевать останавливались в шатрах, которые возили с собой. Благодаря активной торговли и развитию предпринимательской деятельности, обслуживание находилось на более высоком уровне, чем в Европе. В средние века туризм завоевал большую популярность благодаря стремлению людей прикоснуться к христианским и мусульманским святыням, которые часто находились на далеких расстояниях друг от друга. Когда же в эпоху Ренессанса религиозные мотивы ослабли, людей стал привлекать их индивидуальных характер, что привнесло в поездки образовательные мотивы.
Европейское общество выбирало в качестве места отдыха курорты Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии. В 19 веке произошел большой скачок в развитии туризма, появляются первые предприятия, специализирующиеся на производстве туристических услуг, социальный туризм выходит в массы и начинает активно развиваться. Этому явлению способствовало развитие промышленности, а как следствие — разграничение свободного времени, появление оплачиваемых отпусков. Расширение сети дорог, появление пароходов и паровозов. Строятся первые гостиницы в Германии и Швейцарии, создаются бюро путешествий, которые организовывали туристические поездки и реализовывали их потребителю. В СССР активно начали развиваться профсоюзные сети лечебно- профилактических и курортных учреждений, появился детский сезонный турим. Выездной туризм за пределы СССР был труднодоступен гражданам, поездка семьями была абсолютно запрещена, лишь узкая группа лиц имела возможность отправиться заграницу. Наряду с этим СССР по размаху туристического движения занимал одно из первых мест в мире.
Главными мотивами поездки служили лечение и оздоровление, познавательные и спортивные факторы стали основой развития рекреационного туризма. Отправляясь в тур, люди выбирали наиболее привлекательные климатические условия, финансовую доступность, степень познавательности и экскурсионную значимость, социально-демографические характеристики выбранного объекта в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях. Развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства, стали немаловажными факторами развития туризма. Теперь главной целью турпоездки становятся впечатления и ощущения, на смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха. Эти условия привели к расцвету и укреплению данной отрасли.
Список литературы
1. Бенько Е.В. Сущность рынка туристических услуг// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал — 2010. — № 3. — С. 214-217.
2. Бенько Е.В. Методические подходы к определению потенциала развития туристско-рекреационной сферы экономики Российской Федерации // Вопросы экономики и права.- 2011. — № 31. — С. 311-316. 3. Бенько Е.В. Индустрия гостеприимства и туризма как сложный межотраслевой комплекс: понятие отрасли, основные направления совершенствования системы межотраслевого взаимодействия. В сборнике: Взаимодействие власти, бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО. Материалы III Международной научно- практической конференции. 2013. С. 49-63. 4. Бенько Е.В. Факторы, влияющие на формирование индустрии туризма. В сборнике: Современные подходы к решению финансово- экономических проблем Сборник научных трудов. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет». Ульяновск, 2013. С.12-15. 5. Бенько Е.В. Направления и методы государственного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе // Экономические науки.- 2011. — № 74. — С. 218-222.
Чигирева А.М.