Статус русского языка в киберпространстве

1

В статье рассматривается динамика развития Интернета в языковом аспекте, объясняется текущий статус русского языка, по сравнению с другими ведущими языками Киберпространства и делается попытка объяснить статистические данные, отражающие данную динамику.

Ключевые слова: Интернет, Киберпространство, язык.

Язык – это ключевая часть Киберпространства. Интернет изначально возник в США, что в совокупности с использованием английского языка при создании языков программирования, и общей его популярности как языка международной коммуникации прочно утвердило английский как lingua franca Киберпространства. Общее количество сайтов, написанных на английском языке составляет подавляющее большинство по сравнению с другими языками. По состоянию на первое января 2016 года, доля английского языка составляет 53,8 %, в то же время она заметно снизилась, так как по данным за 2011 год составляла 57,6 %. Следующим идѐт русский язык, используемый на 6,2 % сайтов. Следует отметить устойчивую динамику развития русского языка в Интернете, в 2010 он использовался на 3,7 % всех сайтов.

Второе место в рейтинге, которое занимает русский язык, отчасти обусловлено тем, что он превалирует на сайтах стран СНГ (75-85% сайтов). Немецкий язык, являющийся третьим по популярности, в данный момент занимает 5,7 % сайтов, его популярность заметно упала с 9,4 % в 2010 году, за ним следует японский язык использующийся на 5 % сайтов, его доля упала с 5,5 % в 2010 году. Так же следует упомянуть испанский, занимающий 4,9 процента, его доля выросла по сравнению с 2010 годом, с 3,9 %. [1] Говоря о преобладании тех или иных языков в Киберпространстве, следует отметить соотношение пользователей Интернета, говорящих на этих языках. Можно предположить что количество контента в Киберпространстве имеет непосредственную корреляцию с количеством пользователей, но это не так. Доля англоговорящих пользователей Интернета составляет 25,9 % от всех пользователей Интернета, следующим идѐт китайский язык – 20,9 %, испанский – 7,6 % и японский – 3,4 %. Русско-язычные пользователи составляют 3,1 % от всех пользователей Интернета, занимая седьмое место, уступая при этом говорящим на португальском и арабском языках.

В то же время домен .ru является одним из самых популярных среди национальных доменов в целом уступая только международным доменам .com и .org, так же набирает популярность домен стран бывшего СССР .su. [2] Количество пользователей в отдельных странах так же имеет важное значение, так как указывает на степень проникновения Интернета в повседневную жизнь, например Южная Корея – 92,3 % жителей являются пользователями Интернета, Великобритания – 91,6 %, и Япония – 90,6 %. Россия в данной статистике занимает 7-е место – 70,5 % используют Интернет. При этом стоит отметить, что по количеству пользователей Россия находится на 6-м месте – приблизительно в 100 000 000 пользователей, после Японии, Бразилии, США, Индии, и Китая. Индия занимая второе место по этому показателю – 375 000 000 пользователей, но в то же время имеет довольно низкий процент проникновения Интернета – 30 %, Китай – 674 000 000 пользователей, так же уступает России по проникновению Интернета – 49,5 %. [3] Анализируя соотношение этих цифр можно заметить, что Россия, не имеет такого большого количества пользователей как Китай, а количество русско-говорящих пользователей Интернета составляет всего 3 % от общего количества, но, в тоже время, русский язык по количеству мультимедийного контента, по количеству информации представленной на нѐм, уступает только английскому, который является официальным в 55 суверенных государствах. Чем же можно объяснить данную корреляцию? Количество контента представленного на том или ином языке в первую очередь зависит не от количества пользователей, а от других факторов. Преобладание английского языка в Киберпространства объясняется его международным статусом, из-за которого, количество людей использующих его заметно превышает количество людей для которых он является родным.

Количество информации на русском языке в Интернете объясняется высокой активностью пользователей Рунета, в том числе, готовностью совершать переводы всевозможного мультимедийного контента с других языков, в первую очередь с английского, сюда входят переводы различных статей, википедии, сериалов, компьютерных игр, текстов песен, а так же переводы научной литературы. Русскоязычная аудитория проявляет активность на форумах, где производится обсуждение разнообразной тематики, создаѐт комментарии, обзоры и рецензии к различным бытовым товарам, новостям и произведениям искусства. Так же не стоит забывать о том, что в виртуальных социальных пространствах всех стран бывшего Советского Союза русский язык сохраняет статус языка международного общения, отодвигая национальные языки на второй план, даже в тех странах, где он не имеет официального статуса – примерами подобных стран являются страны Прибалтики и Украина.

Для объяснения этого феномена, выделяется понятие «виртуальная языковая личность» – реальная языковая личность, находящаяся в виртуальной среде общения, выполняющая в Киберпространстве те же самые функции что и в реальности, а именно – производство текстов, отражающих личное видение окружающего мира, выбор языка, при этом, обусловлен целевой аудиторией. Таким образом, статистика указывает на то, что русский язык имеет очень сильные позиции в Киберпространсве, уступая лишь английскому языку, и есть все основания полагать, что эти позиции будут только усиливаться.

Список литературы

1. Usage of content languages for websites. URL: http://w3techs.com/technologies/overview/ content_language/all (дата обращения 17.01.2016)

2. Internet world users by language Top 10 Languages. URL: http://www.internetworldstats. com/stats7.htm (дата обращения 17.01.2016)

3. Top 20 countries with The highest number of internet users. URL: http://www.internet worldstats.com/top20.htm (дата обращения 17.01.2016)

 

А.А. Калинкин Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов


Комментировать


восемь + = 13

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru