Стихосложение и стандарт | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Стихосложение и стандарт

Стихосложение

Стихосложение

Если хочешь быть счастливым, будь им (Козьма Прутков)

Греческое слово metron — «мера» дорого и метрологу, и композитору, и поэту. Метролог от этого слова получил своей профессии название. Для композитора МЕТР — это порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Каждая группа долей начинающаяся с сильной доли, образует такт. Для поэта МЕТР в стихе — это упорядоченное чередование сильных и слабых мест. Стихотворный метр дактиль (по-греч. букв, «палец») образуется трехсложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы («Вырыта заступом яма глубокая», — Н. Некрасов). Обратный дактилю анапест (по-гречески букв. — «отраженный назад») — стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на 3-м слоге.

Повезло и слову СТОПА. Ну, во-первых, это известный нам фут. Во-вторых, это мера нарезанной бумаги (метрическая стопа — 1000 листов, дореволюционная стопа — 480. листов) . В-третьих, СТОПА — или ступня — нижний отдел задней конечности наземных позвоночных и ноги человека (откуда и аглицкий фут). В-четвертых, это питьевой сосуд (стопка). В-пятых, СТОПА — это понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, их положение относительно сильной доли такта. И, наконец, СТОПА — это повторяющаяся несколько раз ЕДИНИЦА стиха, сочетание нескольких слогов, из которых один является ритмически сильным, а остальные слабыми.

В стихосложении своя система единиц, свой стандарт. Существуют метрическая стопа, тоническая, двухсложная, трехсложная . . . Более точно метрическое стихосложение называется силлабо-метрическим. Это система упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы.

В античном метрическом стихосложении единицей измерения стиха служит доля; краткий слог равен одной доле, долгий — двум, а из них, как музыкальные такты из нот, составляются стопы стихотворного метра. Метрическое стихосложение характерно для древнегреческого, арабского, персидского и индийского языков. Тонический (от греч. tonos — напряжение, ударение) принцип русского стиха открыт академиком Петербургской академии наук В.К. Тредиаковским (1703—1759 гг.). Своей поэмой «Тилемахида» и трудом «Новый и краткий способ к сложению русских стихов» он сформулировал принципы нашего силлабо-тонического стихосложения, которое основано на чередовании ударных и неударных слогов. Тоническое стихосложение предполагает упорядочение появление ударных слогов в стихе.

Оно характерно не только для русского языка, но и для немецкого, английского и др., для которых обычно сильное ударение и ослабление безударных гласных (силлабо — от греч. syllabe — слог). Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, ямбохорей.

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге. Эталон ямба найдем у А.С. Пушкина:

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

 Хорей — двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

У А.С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Амфибрахий (гр. ampfibrachys —букв, короткий с обеих сторон) — это трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. У Н. Некрасова: «Боец, не любивший ) покоя . . .»

У автора этой книжки давно подобраны цитаты, которым он никак не находил место в этой книге. Это время кажется настало. За одно предлагаю читателю воспользоваться эталонами стихосложения и определиться в этих стихотворных отрывках.

«Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота — не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра».

Осип Мандельштам

Где нет числа и меры

Там хаос и химеры». Арсений Чернышев

«Нет у судьбы конца-предела

Ни у страны, ни у судьбы.

И обозначенных границ.

Я просто в жизнь

Она в огне перегорела и в счастье верю,

И в ярких всполохах зарниц …

И пребыванье на земле . . .

Я широту люблю земную,

Воспринимаю как доверье,

Горенье неба, плеск воды

Судьбой оказанное мне.

И ни на что не претендую … Александр Шабалин

Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

Козьма Прутков

C. Шабалин


Комментировать


пять + = 9

Яндекс.Метрика