Тандемный брак: «За» и «Против»

Многолетние наблюдения авторов за процессом эволюции института семьи в Беларуси позволяют сделать некоторые обобщающие выводы. Они характеризуют тот тип супружеского союза, который можно назвать тандемным браком. Вначале важно отметить тот факт, что за последние десятилетия институт семьи подвергался мощному деструктивному воздействию. Разрушение культурной традиции, когда семья считалась одной из важнейших ценностей, СМИ, выступающие терминатором прежних моральных ценностей, кризис духовности, экологический, экономический и демографический кризис, все это в совокупности, повлияло на то, что большая часть вновь образующихся семей распадается.

Одним из наиболее трагичных проявлений слабости новых супружеских союзов является рост фертильных семей (примерно 40%), которые могут, но не хотят иметь детей. В своей профессиональной деятельности авторы наблюдают устойчивый рост инфантилизма у молодежи, неспособности взять на себя всю полноту ответственности за создание семьи, а в уже сложившихся семьях рост дисгармонии во взаимоотношениях супругов, а также между ними и их детьми.

Интенсивный рост количества стрессогенных факторов обуславливает не только неврозы, внутреннее выгорание у значительной части населения, но также увеличение числа суицидов, характеризующих неспособность семьи выполнять функции релаксации и восстановления внутренней гармонии. Если раньше семья выполняла воспитательную функцию, то ныне молодежь «бежит в мир» в поисках ответа на смысложизненные вопросы. Но социум, переживающий системный кризис, не может удовлетворить этот запрос. Отсюда различные проявления девиантного поведения, экстрим, как форма протеста против мира, где понятия «добра» и «зла» стали весьма условными.

Прежние роли главы семьи у мужчины и его подруги, помощницы у женщины, в своей главной сути поставлены современным процессом эмансипации и усилением релятивизма христианских ценностей, на которых они ранее базировались, под сомнение. Культ «Я» доминирует над «Мы», нынешнее поколение молодежи – это «поколение мне» у которого священное некогда понятие «любовь» стало затрепанным, затасканным, чаще характеризующим пошлое, низменное, а не возвышенное. Описанные выше факторы, а также неспособность семьи воспроизводить себя в целостной, гармоничной полноте (свыше 70% семей распадаются), обусловили доминирование новых форм союзов мужчины и женщины. Так называемые гражданские браки, «союзы» между представителями сексуальных (пока) меньшинств, пробные браки (чуть ли не пилотные проекты, если говорить языком науки), любовные треугольники и т.д. перестали вызывать удивление и отторжение у большей части общества.

А если окружающие не осуждают за такое поведение, если доминирует дух «свободы» ложно понятой и реализованной, то уже трудно доказать какая именно семья является здоровой, полноценной, счастливой, гармоничной, в конце концов – успешной. Исчезает сама система координат в которой можно рассматривать семью с позиции четких критериев и определять, что является желанной нормой или же образцом для подражания, а что должны быть предано порицанию, осуждению и законодательному запрету.

В рассматриваемом контексте авторы берут на себя смелость утверждать, что счастливым (по внутреннему ощущению супругов), полноценным (по взаимоотношениям), достойным подражания (по наличию детей и самореализации всех членов семьи) можно считать тандемный брак. Характеризуя его главные черты, можно констатировать следующее: – это осознанно ответственный союз мужчины и женщины; – это саморазвивающийся союз равноправных сторон; – это самореализация и взаимообогащение за счет признания разумным ситуационного лидерства, где роль лидера в той или иной сфере (ситуации) берет на себя тот, кто лучше справится с ней; – это самонастраивающаяся система, основанная на взаимной поддержке и признании права на свою точку зрения; – это духовная целостность объединенная христианскими ценностями и идеалами.

Такую семью, с небольшой иронией, можно назвать «бартером добродетелей», в которой хочется быть, из которой не убегают в поисках развлечений, в которую стремятся вернуться, чтобы поделиться удачами и горестями, где формула счастливого «Мы» = Я+Ты.

Т.И. Глушакова, В.Е. Глушаков


Комментировать


пять × = 40

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru