Тарусская картинная галерея

Тарусская картинная галерея

Тарусская картинная галерея

 «Картинная галерея в Тарусе — одно из редких (к сожалению) явлений в нашей культурной жизни. Она возникла на чистом энтузиазме нескольких тарусян. Они заслуживают нашей благодарности за свой бескорыстный и благородный труд», — написал К. Г. Паустовский в мае 1963 года, когда проходили только первые месяцы существования нового музейного учреждения, возникшего на общественных началах.

Были веские причины тревожиться за его судьбу. Поскольку этому событию предшествовало несколько неудачных попыток основать в городе художественный музей. Но каждый раз собранное неизвестно куда исчезало либо подлежало передаче в иные руки. Наконец судьба оказалась благосклонной к Тарусе, тем более что для картинной галереи, первоначально находившейся в трапезной Петропавловского собора, в 1970 году было построено двухэтажное здание. В начале 1968 года галерея стала филиалом Калужского областного художественного музея.

В деле организации Тарусской картинной галереи наиболее значительную роль сыграл ее первый общественный директор — Борис Прохорович Аксенов (1891 — 1972), инженер-строитель по образованию, много лет отдавший работе на сцене. Его увлеченность музейным делом, казалось, не знала пределов: он приходил к часу открытия галереи и неизменно оставался в ней до момента ее закрытия; беседуя с посетителями, внимательно присматривался к ним, выявлял каждого приехавшего в Тарусу художника и завязывал с ним знакомство; поддерживал добрые отношения с родственниками умерших мастеров, в результате чего в галерее появились их работы.

В городе Б. П. Аксенова знали все в основном по его работе в Доме культуры, где он был художественным руководителем, занимался с участниками агитбригад, ставил спектакли, работал с хором. Затем работал в Доме пионеров по эстетическому воспитанию школьников, и здесь-то возникла мысль о создании постоянной выставки картин, приведшая к осознанию основания галереи. Поэтому Тарусскую картинную галерею с полным правом можно считать детищем Б. П. Аксенова: она стала для него смыслом жизни. Недаром в одном из писем осенью 1968 года он мог написать: «Не суди меня строго, дорогой друг, но в Галерее я бываю каждый день. Не могу бросить, очень люблю я ее». И через некоторое время грустью добавил: «Галерею сдал и ключи отдал. Теперь я уже не хозяин». Начальный период истории галереи закончился…

Говоря о Тарусской картинной галерее, нельзя не упомянуть и имени человека, коллекция которого составила основу существующего музейного собрания, неоднократно пополнявшегося различными дарами. Это Николай Петрович Ракицкий, ученый-агроном, создавший вокруг своего тарусского дома богатейший и интереснейший сад. О его эрудиции можно получить представление из сказанного им же: «Судите сами: классическая гимназия в прошлом веке, Киевский университет, сельскохозяйственная академия в Баварии, изучение искусства в Италии. Знание древнегреческого, греческого, латыни, французского, немецкого, татарского языков. Работал агрономом в земстве (слово-то какое полузабытое — «земство»), в ЦК Промгола Крыма, в редакции Технической энциклопедии, где пятнадцать лет был бессменным научным секретарем?. В Тарусу Н. П. Ракицкий приехал в 1926 году.

Городские власти тогда выделили ему участок бывшего пастбища, который его трудами превратился в красивейший сад. В течение всей своей жизни Н. П. Ракицкий собирал художественные произведения, которые впоследствии осели в различных музеях. Тарусской картинной галерее собиратель передал безвозмездно две сотни предметов, включая живописные полотна, изделия из фарфора, фаянса, стекла, фрагменты старинных кружев. Образцы западноевропейской живописи, а также декоративно-прикладного искусства, представленные в экспозиции галереи, — исключительно дары Н. П. Ракицкого.

Из всех живших в летний период в Тарусе художников наиболее горячо откликнулся на создание галереи В. А. Ватагин, передавший ряд своих деревянных скульптур (в том числе и изваяния гималайского медведя), большое количество рисунков, акварелей и автолитографий. Жена мастера принесла несколько работ А. Л. Ржевской. П. Н. Крылов (один из Кукрыниксов) — пейзаж «Сосны около Страхова».

Несколько картин поступило из Государственной Третьяковской галереи. Были и иные пополнения, большей частью благодаря активной выставочной деятельности, которую в течение всего времени своего существования вела Тарусская картинная галерея. В основном это произведения современного искусства. Некоторые из них включены в постоянную экспозицию, ту самую, костяк которой все-таки составляют коллекция Н. П. Ракицкого, произведения скульпторов-анималистов В. А. Ватагина и Д. В. Горлова. Эти работы практически никогда не покидают стены галереи, являясь ее наиболее важной и неотъемлемой частью. Именно о них здесь пойдет речь, поскольку каждое из таких произведений сохраняет свое художественное и мемориальное значение.

Небольшое полотно князя Г. Г. Гагарина (1810—1893), выполненное в технике гризайль и известное под названием «Дети», с изображением нескольких обнаженных фигур, воспроизводит каменный рельеф. Подобные группы относятся к числу сюжетов, получивших широкое распространение в ренессанснои скульптуре второй половины XV века, откуда, в свою очередь, были унаследованы искусством русского классицизма. Они порой украшали фасады и интерьеры усадебных домов. Князь Г. Г. Гагарин — талантливый художник, военный, дипломат, археолог, вице-президент Российской академии художеств.

Происходивший из Нижнего Новгорода живописец и рисовальщик А. М. Волков (1827—1875) был учеником Ф. А. Бруни, писал картины преимущественно на библейские и мифологические темы, но все же больше известен как автор написанной в 1859 году картины «Пожар в деревне». Датированная 1845 годом скромная по размерам композиция «Пороги», при всех своих технических недочетах и чертах примитивизма, представляет интерес в плане становления русского пейзажного искусства.

Почти миниатюрный «Портрет неизвестного» традиционно связывают с именем С. К. Зарянко (1818—1870), учившегося у А. Г. Венецианова, и позже в Российской академии художеств уМ. К. Воробьева, в 1856—1870 годах преподававшего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мастер был одним из самых искусных русских портретистов своего времени. Представленный портрет явно не вполне соответствует этим критериям. Не исключено, что он выполнен в ранний период творчества С. К. Зарянко, еще не совсем окрепшей рукой. Отсутствие авторской подписи еще не свидетельствует против принятой атрибуции, основанной на сведениях, идущих от прежних владельцев произведения. Кисти неизвестного, возможно дворового художника середины XIX века, принадлежит погрудный «Мужской портрет», изображающий то ли мелкого помещика, то ли дворецкого.

Жемчужиной собрания галереи можно считать этюд В. Д. Поленова (1844—1927) к картине «Христос и грешница», занимающей видное место в творческом наследии этого выдающегося мастера. Временем выполнения этюда следует считать 1881 — 1882 годы, когда была совершена первая поездка в Палестину. Этюд мужской головы в белой шапочке написан эскизно, непосредственно с натуры, отличается хорошей живописной моделировкой с резкими высветлениями.

Знаменитый пейзажист-маринист И. К. Айвазовский (1817— 1900) представлен мастерски выполненной картиной «Море у острова Капри, помеченной 1876 годом. Она относится к периоду творческой зрелости художника. Находящееся в Тарусе полотно принадлежит к числу тех «видовых» картин, которые дают блестящие примеры творческого исполнения европейских традиций.

Л. Ф. Лагорио (1827—1905), также известный пейзажист и маринист, был земляком и младшим современником И. К. Айвазовского, тоже учившимся в Российской академии художеств. Его картина «В море», датированная 1902 годом, показывает, что он нашел свой путь в искусстве. В целом это добротно выполненное живописное полотно, отличающееся композиционной целостностью и высоким академическим уровнем, без акцентирования внимания на определенных деталях.

Исключительно тонким пейзажистом был С. Л. Светославский (1857—1931), автор картины «Зимний пейзаж», ученик А. К. Саврасова.

П. А. Суходольский (1836—1903) — уроженец Мосальского уезда Калужской губернии, известный преимущественно как художник-пейзажист, учившийся в Российской академии художеств и в 1878 году получивший за картину «Весенний разлив Оки» звание академика. Датированные 1899 годом парные картины «Соколиная охота» и «Охота на ягуаров» явно написаны по заказу, с претензией на историческую реальность, хотя вполне просматривается их «сочиненность», с использованием в качестве образца европейских гравюр. Тематика обеих картин окрашена ностальгией по утраченному «золотому времени», каковым представлялся XVIII век.

Творчество А. Л. Ржевской (1861—1934) известно главным образом благодаря ее картине «Веселая минутка», написанной в 1897 году, хотя ее автор оставила и иные достойные внимания работы, в том числе чудесные акварели. Одна из них — «Дом в Тарусе», на которой воспроизведен дом зятя художницы — скульптора В. А. Ватагина. Выразителен и холст «Девочка у окна».

Б. М. Кустодиева (1878—1927) хорошо знают как жанриста, портретиста, исторического живописца, театрального художника и иллюстратора. Творческая активность мастера, казалось, не знала пределов. Он активно реагировал на все, что приносила жизнь.

В этом ключе надо воспринимать и датированную 1926 годом акварель «Гулянье на селе», с изображением двух сельских красавиц в шубах и шалях, на фоне пейзажного мотива с группой стоящих парней, среди которых гармонист в буденовке. При лаконичности выразительных средств все передано так, что речь может идти только об атмосфере НЭПа. Таким образом, графический лист превращается в исторический документ эпохи.

Галерее принадлежит великолепное собрание работ тесно связанного с Тарусой вьщающегося скульптора-анималиста В. А. Вата-гина (1883—1969), обладавшего исключительной творческой активностью, позволившей ему выполнить не только большое количество произведений пластики, но и множество рисунков, акварелей, автолитографий. В молодости он окончил естественный факультет Московского университета, работал в Германии, Голландии, Бельгии, Англии, Франции и Средней Азии. В 1913 году ездил с группой художников на Цейлон и в Индию. Летом 1921 года принял участие в экспедиции на ледоходе «Малыгин» в Баренцево и Карское моря. С 1932 года работал в Зоологическом музее Московского университета. Кроме того, с 1899 года учился в студии Н. А. Мартынова, а в 1904—1906 годах — в школе К. Ф. Юона в Москве. Технику литографии изучал в 1910 году в Берлине. В 1919 году В. А. Ватагин преподает в Государственных свободных художественных мастерских, в 1963—1968 годах — в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском). Являлся членом Московского товарищества художников, Общества художников — реалистов, участником многочисленных выставок, в том числе Московского общества любителей искусств. Мастер благодаря своим произведениям приобрел широкую известность, получил почетное звание народного художника РСФСР, был избран действительным членом Академии художеств СССР, стал лауреатом Государственной премии СССР.

Свой дом в Тарусе В. А. Ватагин построил еще в 1913 году, по возвращении из поездки на Цейлон, на участке, находившемся на окраине города. Одновременно посадил несколько дубов, со временем превратившихся в большие деревья. Даже достигнув преклонного возраста, скульптор оставался не по годам бодрым и работоспособным, не мог ни дня прожить без творческого труда, постоянно что-то рубил в своей летней «мастерской» под балконом, широко открытой в сторону сада. Здесь он работал и над большими деревянными скульптурами, стоя у простого, но крепкого стола-верстака. Над мелкими вещами любил работать наверху на балконе. В. А. Ватагин был человеком, влюбленным в природу, и не уставал любоваться и восхищаться зверями, птицами, находил живую радость в том, чтобы учить других искусству изображения окружающего. Благожелательность и отзывчивость мастера известны, особенно общавшимся с ним людям. Проявлением этого стали и его дары своих произведений Тарусской картинной галерее.

О характере В. А. Ватагина, об его удивительном самообладании свидетельствуют написанные им в 80 лет следующие строки: «По правде сказать, я не очень радуюсь моему юбилею… Доживаю последние две недели молодости… После 80-ти лет каждый новый год приходится считать счастливым выигрышем; с каждым годом качество работы придется оценивать все с большей скидкой на возраст. Очень не хочется доживать до того, когда сам не будешь замечать и чувствовать эту скидку… Что касается меня, то чувствую себя нормально и усиленно работаю, стараясь использовать последние «дни молодости», надеясь так же бодро перешагнуть порог старости». Василий Алексеевич скончался 31 мая 1969 года на 86-м году жизни и похоронен на тарусском кладбище. Надо добавить, что Мастер написал замечательную книгу «Образ животного в искусстве», для которой им было выполнено более двух тысяч акварелей с изображениями животных, начиная с палеолита.

В экспозиции галереи представлено несколько скульптур Ватагина, выполненных из дерева. Наиболее монументальна массивная «Голова львицы» (тонированное дерево). По-своему грациозна «Черная обезьяна». Сильное впечатление образной обобщенностью резьбы производит «Гималайский медведь». Необычен свернувшийся «Красный слон». Выразительна выполненная из шамота «Панда».

Искусство творческого постижения окружающего мира не менее наглядно демонстрируют графические работы В. А. Ватагина. Есть среди них лаконичные по исполнению, привлекающие уверенно нанесенным штрихом рисунки: «Павлин», «Кролики», «Страусы», «Обезьяна», «Собака». Искусно использован цвет в таких выполненных в смешанной технике работах, как «Зебры», «Панда», «Орангутанг», «Слон» и наиболее впечатляющий «Тигр», Обширную группу графических листов составляют автолитографии индийского и цейлонского циклов, обнаруживающих наряду с художественной также этнографическую ценность.

Здесь же скульптурные произведения Д. В. Горлова (1899-1988), учившегося у В. А. Ватагина и с 1935 года работавшего как скульптор-анималист, получившего известность благодаря группе «Волчица с волчатами» для Нескучного сада в Москве. Высокими художественными достоинствами отличаются хранящиеся в галерее выполненные из шамота «Черный лебедь» и рельеф «Буйвол», деревянные скульптуры «Мишка, сосущий лапу» и «Заяц-русак», неизменно привлекающий людей различного возраста. Но своей выразительностью их явно превосходит рельеф тонированного дерева «Волк, спускающийся с горы».

В картинной галерее сравнительно немного произведений западноевропейской живописи, но некоторые из них обладают исключительной привлекательностью. Например, «Распятие с предстоящими и Св. Франциском Ассизским», приобретенное Н. П. Ракицким в 1920-х годах, по рекомендации реставратора Государственного Эрмитажа Д. Ф. Богословского, произведение неизвестного художника круга Николо Алунно конца XV века.

Небольшая картина «Разбойники» принадлежит кисти голландского художника Филипса Ваувермана (1619—1663), работавшего в Харлеме.

Представителем венецианской школы принято считать такого мастера исключительно сложной судьбы, каким был живописец и гравер Франческо Казанова (1727—1802), родившийся в Лондоне и умерший в Вене. Учился он в Венеции и во Флоренции. Работал в Париже, Дрездене и Вене. Был придворным художником Людовика XV. Картина «У таверны» представляет жанровую сцену на фоне пейзажа с холмистой возвышенностью вдали.

Несомненно высокими художественными достоинствами выделяется миниатюрная «Лунная ночь» кисти швейцарского живописца Александра Калама (1810—1854), с зарослями и перекинутым через реку каменным арочным мостом. Картина окрашена проявлениями романтизма.

Здесь упомянуты лишь те произведения, которые можно отнести к основному собранию Тарусской картинной галереи. Но и они перечислены отчасти выборочно, иначе пришлось бы вместо характеристики отмеченных работ ограничиться их длинным сухим перечнем.

Сорокапятилетний период существования галереи (из которых сорок лет она является составной частью Калужского художественного музея) оказался наполненным постоянным трудом, устройством многочисленных выставок, работой с широким зрителем. Поэтому можно со спокойной совестью сказать, что Тарусская картинная галерея свое назначение выполняет с честью.

В.Г. Пуцко


Комментировать


4 − = один

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru