По мнению ряда классиков современной рекламы отсылки к религиозным текстам имеют ключевое значение. Так, в 1920-х годах Брюс Бартон (Bruce Fairchild Barton), сын священника, получивший религиозное воспитание (автор книги «Человек, которого никто не знает» (The Man Nobody Knows), где Иисус Христос представлен как успешный оратор, рекламист и бизнесмен), одной из задач рекламы называл помощь корпорациям в поисках своей души. В 1940-х эти идеи приобретают все большую популярность, бренд начинает осознаваться как «корпоративное сознание», на этот аспект делается основной упор в продвижении и тексте рекламы.
Особенно отчетливо эти аспекты проявились в 1990-х годах, когда рядом компаний, ориентирующихся прежде всего на продвижение, а не на рост реальных активов (например, Nike, Apple, Calvin Klein, Levi’s, Starbucks), была показана высокая эффективность в период экономического спада. Брендинг стал частью этих организаций, а материальный продукт скорее напоминал средство для продажи истинного продукта в виде бренда, идеи, модели поведения. Культура этих организаций стала напоминать модель религиозной секты; в ней все сводилось к продвижению бренда, включая язык описания сотрудников («партнеры», «игроки одной команды», «члены экипажа»), написание гимнов организаций, разработку слоганов, включая оригинальные личности лидеров, внедрение и фанатичное внимание к детально разработанному фирменному стилю, претензии на духовность в речах лидеров и текстах миссий компаний. Один из наиболее характерных примеров — высказывания Стива Джобса (Steven Paul Jobs), которые связывают с произведениями поэта и мистика XVIII века Уильяма Блейка (William Blake).
Интересно, что первый продукт компании Apple I продавали за 666 долларов и 66 центов. Об особенностях данного подхода можно говорить на примере концепции маркетингового евангелизма (которую обычно связывают с Гаем Кавасаки (Guy Kawasaki), бывшим главным евангелистом Apple Inc.) как в определенном смысле формализации риторики и идей основателя компании Apple. Причем идеи маркетингового евангелизма в полной мере соответствуют особенностям современного постсекулярного мира, со свойственным для него развитием нетрадиционной религиозности.
Преобладающее влияние данный подход имеет на молодежь — будущих потребителей. В этом отношении особого внимания заслуживает формирование единой лексики и представлений путем влияния средств массовой информации, в частности «глобального тинейджерского феномена» (по словам Наоми Кляйн (Naomi Klein)) канала MTV
Голубев К. И.