Телевизионный репортаж как информационный жанр журналистики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Телевизионный репортаж как информационный жанр журналистики

К использованию на занятиях учебного телевидения

Жанр публицистики – это исторически сложившийся тип журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных жанров, в первую очередь, фактологической точностью и достоверностью [2, с. 11]. Критериями для различения жанров являются понятия «первичная реальность» и «вторичная реальность».

Объективные явления действительности: факты, события, процессы – понимаются как «первичная реальность», документальные свидетельства публицистических текстов считаются «вторичной реальностью» [4, с. 138]. Для информационных жанров журналистики основным методом принято считать передачу новости или факта в режиме реального времени, которое лежит в основе повествования. Данный метод называется «телеграфным стилем» [8, с. 242]. Структура информационных жанров основывается на ответе на пять главных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? [7, с. 105].

Точность, оперативность, явность и краткость передаваемой информации являются главными характеристиками информационных жанров. Тем не менее, большинство информационных жанров используют художественно-выразительные средства, чтобы вызвать интерес читательской аудитории [9, с. 52]. Репортаж как информационный жанр содержит в себе повествование о событии, произошедшего на глазах автора [10, с. 37]. Он является наиболее распространенным и оперативным жанром среди информационных.

В основе написания репортажа лежит актуальный фактический материал с места происшествия. Для жанра репортаж характерны безоценочное освещение случившегося, присутствие репортера на месте событий. Факт обязательного присутствия различает два жанра: репортаж и корреспонденцию. Термин «репортаж» происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень – латинский («reporto» – передавать). Возникновение репортажа связано с зарождением письменной культуры Древней Греции [6, с. 49]. В указанную эпоху описание событий, странствий назывались путевыми заметками. Наиболее известным автором репортажей Древней Греции был Геродот, по мнению которого главной характеристикой репортажа было привлечение внимания аудитории за счет освещения тех событий, которые читатели не могут увидеть сами.

Главным назначением репортажа является преодоление дистанции. Авторы современной журналистики в своих репортажах снимают как географические, так и социальные границы. Чаще всего для репортажей выбирается тематика, связанная с проблематикой различных социальных слоев, описание которой дополняет общественную картину, сложившуюся в сознании целевой аудитории. Проблема современного общества состоит в том, что социальная дистанция становится только шире, поэтому репортажи помогают устранять данный разрыв. Также репортажи знакомят с особенностями различных профессий, открывают завесу в «закрытые» учреждения: тюрьмы, воинские части, НИИ.

Немецким исследователем жанровой специфики журналистики Михаэлем Халлером были сформулированы тезисы успешности репортажа:  журналист-путешественник должен преодолевать дистанцию и делать далекое близким;  журналист-свидетель должен преодолевать барьеры и делать неизвестное доступным;  журналист должен давать возможность целевой аудитории чувствовать себя участником событий;  журналист должен уметь преодолевать социальные и институциональные дистанции;  журналист должен уметь находить неожиданный аспект обыденной тематики и рассказать о нем с позиции новости [1, с. 33].

При подготовке репортажа автор, в первую очередь, должен посетить место события, поскольку основным критерием хорошего репортажа является непосредственное наблюдение за происходящим с фиксацией развития событий и результата. В качестве метода сбора информации журналистами-репортерами зачастую используется метод включенного наблюдения, который позволяет целевой аудитории увидеть событие глазами журналиста. Этот прием в журналистике называется «эффектом присутствия». Основным способом достижения данного эффекта является изложение «динамики события или изложение динамики авторских переживаний» [5, с. 5].

Специфическими чертами жанра репортажа являются наглядность, динамичность повествования, оперативность, наличие активного авторского присутствия в тексте. При отсутствии авторского присутствия в тексте должно быть фактологически точное и правдивое описание, которое позволит читателю убедиться, что повествование ведет сам очевидец. Динамичность описания событий является главным критерием для удержания внимания аудитории, поскольку для репортажа основным является повествование, а не итог события и его оценка. В современном мире репортаж как журналистский жанр в чистом виде встречается крайне редко.

Это обусловлено тем, что журналисты для полноты картины описываемых событий используют элементы отчета, интервью, корреспонденции, очерка. Для передачи определенной динамики журналистского сообщения в тексты нередко вставляют диалоги, описание окружающей среды, характеристику участников описываемого события, рассуждения. Объем репортажа не имеет четкой регламентации, тем не менее, зависит от масштабов события. Существует тенденция к сближению жанров отчета и репортажа, но данное утверждение не является верным, поскольку отчет по своей природе содержит объективное изложение последовательности фактов, а репортаж, в свою очередь, наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Для отчета как жанра журналистики необязателен эффект присутствия, его можно писать со слов очевидцев, в то время как для репортажа такое недопустимо. Автором репортажа является непосредственный участник событий.

Телевизионный репортаж и репортаж в печатной публицистике имеют различные значение и механизм подготовки и проведения. Телевизионный репортаж содержит в себе комплекс событий и действий, ряд зависимостей от разных внешних факторов. Телевизионный репортаж создается командой сотрудников телеканала (оператора, режиссера, монтажеров), в то время как в печатное издание репортаж предоставляется, как правило, одним репортером, посетившим событие. Телевизионный репортаж показывает зрителю событие, описательную функцию которого выполняет видеоряд.

В выборе сюжета это обстоятельство является определяющим. Для телевизионного репортажа основополагающими являются зрелищность и убедительность предлагаемой картинки. Выделяют следующие виды телевизионного репортажа: событийный, познавательный, проблемный. Событийный телевизионный репортаж – оперативный информационный жанр, который позволяет наглядно донести актуальную информацию до целевой аудитории с оценочным суждением с точки зрения репортера.

Телевизионный событийный репортаж состоит из четырех основных элементов:  видеоряд – отобранные и смонтированные фрагменты видеоизображения;  звуковой фрагмент или синхрон;  написанный репортером и/или редактором и записанный в студии закадровый текст сообщения;  шумы – звук, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо (люфт – пауза) закадрового текста. Значимость звуковых фрагментов подчеркнул Ирвинг Фэнг, который акцентировал внимание на том, что написание текста к видеосюжету не должно сводиться к простому сведению изображения и слов. Авторы должны уметь выбирать лучшие цитаты, которые содержат ценную информацию и передают наиболее четко смысл, для изображения на экране.

Как правило, событийный репортаж по существу социально значимых событий отличается строгой хронологией в передаче хода события и оперативностью [3, с. 220]. Познавательный репортаж, в первую очередь, направлен на освещение не столько хронологии событий, сколько на повествование о его тематике. Главным для познавательного телевизионного репортажа является привнесение в аудиторию новых знаний о том или ином явлении. Познавательный репортаж не отличается оперативностью, его главное отличие от событийного заключается в том, что на подготовку познавательного репортажа может уходить значительно больше времени за счет решения поставленной проблемы и подготовки репортажа для освещения телезрителям.

В то время как главным достоинством событийного репортажа является оперативная подача информации с места событий [9, с. 52]. Проблемный репортаж отличается от других видов своей аналитической наполненностью при изложении материала. При проведении репортажа автором могут даваться обобщения и оценочные суждения в отношении происходящего. Помимо этого допускается привлечение дополнительной информации, которая поможет шире раскрыть заявленную тему. Проблемный репортаж пишется по итогам собраний или событий, посвященных научным, политическим, экономическим и другим социально значимым вопросам [3, с. 220].

Таким образом, телевизионный репортаж является уникальным жанром журналистики, в основе которого лежит определенное событие, эффект присутствия, создающий полную объективность предоставляемой информации. Телевизионный репортаж должен быть понятным, логичным и непротиворечивым от начала до конца. Для его создания требуются знания, опыт и большая ответственность. Таким образом, репортаж является быстро развивающимся жанром тележурналистики.

Литература

1. Haller M. Die Reportage.EinHandbuch fur Journalisten. Konstanz: UVK Medien, 1997.

2. Безбородова Ю.В., Долгина Е.С. Жанры газетной журналистики: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 031300.62 «Журналистика» (профиль «Деловая журналистика»); 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). Нижневартовск, 2014.

3. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе:

Учеб. пособие. М., 2001.

4. Калмыков А.А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-Дана, 2005.

5. Ким Л.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

6. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

7. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург: Урал, 2004.

8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Колос, 1998.

9. Самарцев О.Р. Современный коммуникативный процесс. Ульяновск: УлГТУ, 2000. 10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

И.А. Шишкин


Комментировать


− 4 = четыре

Яндекс.Метрика