Тенденции потребительского поведения россиян в современных условиях

Потребительское поведение-это совокупность факторов и процессов, влияющих на экономические действия человека при принятии решения о покупке или потребления какого- либо товара или услуги. Поэтому исследование потребительского поведения является одним из основных источников информации о рынке, так как только через понимание поведения потребителя можно достичь правильного понимания места и перспектив развития продукта, выработать подходящую стратегию его продвижения.

В процесс принятия потребительского решения традиционно принято относить: 1. Осознание наличия проблемы, то есть возникновение потребности, которая требует удовлетворения; 2. Поиск информации о продукте и производителе, изучение свойств продукта и его полезности; 3. Оценка альтернатив, соотношение преимуществ различных вариантов и определение приоритетов; 4. Принятие решения о покупке определенного продукта;

5. Оценка купленного товара, соотношение ожиданий и фактического удовлетворения потребности конкретным продуктом. Потребительское поведение каждого человека уникально, так как включает в себя сотни и тысячи нюансов, которые в свою очередь зависят от его индивидуальных психологических и личностных факторов, а также от внешней среды. Личностные факторы наибольшим образом влияют на принятие решения и характеризуют как постоянные, так и переменные модели поведения потребителя.

Традиционно выделяют следующие категории: 1. Возраст; 2. Образ жизни; 3. Стиль жизни; 4. Работа; 5. Экономические условия. Если возраст, образ и стиль жизни, а также работа – касаются каждого человека индивидуально, то экономические условия заставляют человека приспосабливаться к ним и действовать как член социума. Вопрос влияния экономических условий является наиболее актуальным для современной России.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В настоящее время в России наблюдается кризисное состояние экономики, которое оказывает существенное влияние на принятие гражданами потребительских решений. Маркетологи проводят различные исследования и опросы для выявления моделей и тенденций поведения населения. Согласно данным, которые содержатся в обзоре Банка России за январь и на основе соцопросов фонда «Информ», примерно половине населения нашей страны в минувшем году приходилось отказываться от запланированных трат, в частности, на ремонт, отдых, покупку мебели и даже лечение. Каждый пятый отказывается от покупки овощей и фруктов, каждый четвертый экономит на одежде, а треть опрошенных не может приобрести такие продукты питания как колбаса, сыр и рыба. Вследствие кризисной ситуации россияне вынуждены экономить все больше.

Согласно данным Левада-центра, 58% соотечественников экономят на питании, а ученые Высшей школы экономики в январе выяснили, что подавляющее большинство (90%) замечает непрекращающееся повышение цен. В течение всего 2016 года население чаще всего сталкивалось с проблемой оплаты жилищно-коммунальных услуг и покупкой назначенных лекарств. К ноябрю доля граждан, неспособных оплатить услуги ЖКХ, достигла 27%, а неспособных приобрести медикаменты — 17%. Чаще всего в процессе адаптации к новым экономическим обстоятельствам на протяжении всего 2016 года людям приходилось предпочитать более дешевые продукты питания и уменьшать объемы потребления товаров и услуг (около 40% граждан). Некоторые граждане в целях сохранения обычного уровня потребления стремились найти дополнительный источник дохода (около 18% населения).

Значительная часть тех, кто располагал сбережениями, отметили, что по сравнению с осенью 2014 года стали откладывать существенно меньше или даже перешли к трате накопленных средств. Наличие сбережений для большинства россиян не является гарантией финансовой безопасности и стабильности. Потребительское поведение россиян в течение последних двух лет приняло традиционный в кризисы экономно-сберегательный характер. Люди приобретают только самое необходимое и стремятся хоть сколько-то отложить "на черный день". Отмечается переход на более дешевые продукты питания и сокращение объема потребления товаров и услуг. Это связано с ухудшением материального положения людей, ростом безработицы, высокой неясностью будущего. Реальные располагаемые доходы населения непрерывно снижаются более двух лет подряд. По данным Росстата, в 2016 году они сократились на 5,9%. Сберегать становится все сложнее для населения.

Большинство людей до сих пор не могут себе позволить тот уровень потребления, которого они придерживались до 2014 года. Более того, возвращение к уровню потребления 2013 года будет довольно долгим для большей части населения. В первую очередь экономят на досуге и отдыхе, люди предпочитают проводить время дома, а отпуск – на даче в кругу семьи, поездки в другие страны снова стали признаком богатства. Если говорить о сбережениях, то к середине 2016 года большинство из тех, у кого они были до начала кризиса в 2014 году, исчерпали их, на это указывают результаты многочисленных опросов.

По словам экономиста Дениса Ракши, в последние годы экономика России выглядела следующим образом: "Первыми пострадали крупные покупки: недвижимость, автомобили, бытовая техника и электроника. Эти рынки обвалились еще в 2014 году, продолжили падение в 2015-м и так и не вышли из пике в 2016-м. И в 2017-м не выйдут. За ними последовали расходы помельче: отдых, развлечения, общественное питание, здоровье.

Потом пришла очередь продуктов питания". По прогнозу Министерства труда, реальные доходы населения должны вернуться на уровень 2013 года не раньше 2021 года. Но только в том случае, если российская экономика выберется из стадии стагнации и выйдет на траекторию небольшого, но роста. В данное же время существенных сдвигов в лучшую сторону не предвидится.

Список использованной литературы: 1. Официальный сайт ЦБ РФ. http://www.cbr.ru/ 2. Сайт федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/ 3. Гуманитарно-правовой портал. https://psyera.ru/2663/povedenie-pokupateley-napotrebitelskom-rynke 4. Газета Ведомости. https://www.vedomosti.ru/finance/blogs/2017/01/25/674821- roznichnoe-kreditovanie-vizhit-preuspet-krizisa 5. Сайт РБК. http://www.rbc.ru/newspaper/2016/02/11/56bb1b989a79477d663a1439 6. http://expert.ru/ural/2016/44/ponimanie-potrebitelya/

Ваккаф Т.М., Быковская О.Ю.


Комментировать


− 3 = пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru