Тенденция образа идеального человека (андрогина) и его истоки в искусстве

В последние годы в модельном и шоу-бизнесе стал набирать популярность андрогинный образ человека. В своей работе я бы хотела проследить истоки этого феномена и предположить возможность его реализации в современном мире, опираясь на мифологические и религиозные источники и находя их отражения в искусстве. Понимая, насколько эта тема деликатна и необычна по своей сути, хочу сразу оговорить, что буду рассматривать образ андрогина со стороны противоречивости социально-психологических, духовных черт людей. Андрогины – это люди, объединяющие в себе признаки обоих полов, либо же лишенные каких-либо половых отличий.

В античной мифологии андрогинами были существа – предки, перволюди, которые содержали в себе и женские, и мужские признаки. Они возгордились своей силой и красотой, посягая на могущество богов, за что те разделили их надвое и обрекли на вечный поиск своей второй половины. Рассматривая поднятую проблему в таком ключе, можно сделать предположение о ее символизме, заключающемся в стремлении к гармонии. Одновременная двойственность и целостность воспринималась как приближение к идеальному не только внешне, но и внутренне. На фоне вышесказанного выделяется еще одна принципиальная проблема отличия андрогина от гермафродита или представителя сексуального меньшинства. Под андрогинностью следует понимать духовную двойственность человека, не затрагивающую в первую очередь сексуальные пристрастия или яркие анатомические отличия. Чертами двуполости в своей иконографии обладали такие древнегреческие боги, как Дионис и Афродита. Нередко они представали то в женском, то в мужском образе, либо же одновременно сочетая их в себе. Примечательным фактом стоит отметить, что отличиями обоих полов, как правило, наделялись божества, отвечающие за произрастание и плодородие.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Им поклонялись, не акцентируя внимание на их половой принадлежности, подчеркивая факт их гармоничной двойственности. В Средневековье религиозная мифология перенимала античные идеи о происхождении перволюдей. Представителями восточно-христианского богословия утверждалось единство изначального божьего образа в человеке, а последующее разделение полов считалось результатом предвидения будущего грехопадения человека.

Андрогинное существование понималась как духовное, от которого человек переходил к существованию физическому, к полу. Возрождение этого духовного начала отождествлялось с достижением бессмертности души. Таким образом, в средневековую эпоху андрогинность являлась критерием духовного совершенствования, то есть приобретала метафорический характер. Сочетанием в себе божественного совершенства можно назвать изображения ангелов в христианском искусстве. Как существа духовные и бесплотные ангелы являют собой предположительный образчик андрогинности. В подобном духе продолжается понимание андрогина в период Возрождения. Он является началом всего и появится в конце времен.

Существование андрогина на протяжении истории допускалось и в реальном плане в качестве идеального образца поведения, сочетающего в себе черты женского и мужского, к чему стремились люди посредством проведения определенных обрядов и ритуалов. Это была подсознательная потребность в целостности и единстве, сопровождавшаяся интерсексуальными переодеваниями. В Новое время андрогин перестает рассматриваться как совершенный предок, а приобретает утопический характер человека будущего.

Берется во внимание не только трансформация души, но и полное переустройство общества. Переосмысливается действительность в рациональном свете, андрогинность выделяется как одна из важных особенностей человека, его преимущество. Тем самым начинается реализация идеи биполярности. В настоящее время андрогинный образ пользуется успехом в сфере искусства и популярен в модельном бизнесе. Стоит отметить, что эта тенденция получает проявление в различных формах, из-за чего понимание образа размывается. Эпатажную андрогинность можно приравнивать к субкультуре, которая не имеет ничего общего с социально- психологическими факторами символической андрогинности.

С другой стороны происходит подражание идеальному образу, попытка сохранить изначальную традицию трактовки. В ином случае желание выделиться из толпы, рефлексируя яркостью и необычностью, которая настораживает многих людей и в большинстве случаев вызывает негатив. Мы можем наблюдать андрогинизацию многих сторон общественной жизни. Востребованность данного качества возрастает. Сочетание в человеке женских и мужских черт дает ему больший шанс на выживаемость и адаптацию. Как правило, такие люди имеют склонности к творчеству и наиболее психологически благополучны. Феномен андрогина обуславливается не только модными течениями, но и определенным развитием общества, стремлением к устойчивому и мобильному существованию человека.

Подводя итог, можно акцентировать внимание на изменениях в толковании образа. От традиционного мифологического первопредка к определенному свойству или качеству, помогающему современному человеку в достижении целей. В поднятой проблеме определенно сталкиваются две стороны вопроса. Является ли эта тенденция неким недоразумением моды или же несет под собой идею абсолютного образца, на который необходимо ориентироваться.

И по какому пути ведет стиль унисекс – деградации общества и полного его разрушения или по пути развития, к утопическому будущему, в котором идеальный образ человека будет мерой всех вещей. Список использованных источников: 1. Шишлова Е.Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как «Постгендера». Методическое пособие по психологии.

©Авдеева К.С., 2017


Комментировать


+ 1 = пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru