Теневая экономика как барьер для развития бизнеса

В современных условиях у фирмы существуют варианты либо уйти в частный сектор, где высокий уровень конкуренции и малый масштаб экономики или пойти на рынок государственных закупок или рынок общественных благ, где присутствуют различные схемы коррупции и велика доля теневой экономики. В 2014 году ущерб от коррупционных действий чиновников составил порядка 40 млрд. рублей, к уголовной ответственности были привлечены около 1600 должностных лиц исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Материальный ущерб, нанесенный коррупцией, в 2015 году составил составил 43,7 млрд. рублей, пишет Информационное агентство «Ясно» со ссылкой на данные, озвученные 24 марта на Первом открытом форуме Генпрокуратуры в рамках дискуссионного блока «Противодействие коррупции». В 2016 году основной задачей в борьбе с коррупцией было предотвращение расхищения средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ и крупнейших инвестпроектов. Благодаря раскрытию преступлений в казну должно вернуться более 8 млрд рублей из похищенных 19 млрд. Подтверждением того, что в России наблюдается высокий уровень коррупции, может являться тот факт, что средняя взятка в России за последние пять лет выросла почти в 5 с половиной раз.

Так, согласно официальным данным МВД, если в 2012 году она составляла порядка 60 тысяч рублей, то по итогам ушедшего года средняя взятка достигла почти 330 тысяч рублей. Полицейские отмечают, что с каждым годом вместе с ростом средней взятки, растет и «мастерство» коррупционеров. Постоянно совершенствуются коррупционные схемы. Разрабатываются новые методы конспирации. Меняется сама взятка, а также способы ее передачи. Если раньше в «моде» было «конвертное» взяточничество, то сейчас коррупционеры требуют отчислять деньги в специальные фонды, под видом благотворительности. Чаще используются удаленный доступ, офшоры, аффилированные фирмы, он-лайн системы, услуги нематериального характера и многое другое. Особенности современной теневой экономики России: 1. Тесное взаимопроникновение нелегального и легального бизнеса.

Так как теневой сектор является неотъемлемой частью экономической структуры в целом, то действительно сложно оценивать ее реальные масштабы. По некоторым данным, неформальная экономика занимает около 35% от всей торговли, в строительстве – 10%, в транспортной сфере – 9,2%, в различных сферах — 4,6%, на рынке недвижимости свыше 3%, а в гостиничном и ресторанном бизнесе -2,3 %. 2. Чрезмерная доля участия государства в экономике, которая и приводит к искусственному неравенству различных субъектов.

В результате чего получается, что одни компании из-за этого вмешательства получают высокие прибыли, в то время как другие терпят потери, причем вмешательство государства происходит не зависимо от формы собственности, например, создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы должны выполнять какие-либо действия. Это может быть муниципальный банк, через который проводятся все хозяйственные организации региона и др. 3. Высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер действующей системы налогов и сборов.

В результате обратной реакции в стране сформировалась устойчивая привычка к уклонению от уплаты налогов и сборов. 4. Особое проявление теневой экономики реализуется в устойчивой трудовой миграции и в наличии нелегальных мигрантов, количество которых в 2015 году составило около десяти миллионов. 6. Неразрывная связь теневой экономики с антисоциальным характером рыночных реформ в России. Пока чиновники ищут пути выхода из кризиса, рядовые граждане пытаются элементарно выживать.

Самым ходовым способом увеличения достатка становится «уход в тень», то есть переход к работе по некриминальным, но нелегальным схемам. Здесь и наем сотрудников без оформления документов, и получение работы на аналогичных условиях, и розничная торговля без кассы, и расчет с работниками «в конвертах», и многое другое. Работники уходят в «тень», чтобы сохранить оклады, бизнесмены — чтобы удержать прибыль. Одна из причин роста теневого сектора – сокращение числа малых предприятий. За 2015- 2016 год прекратили свою работу 600 тысяч индивидуальных предпринимателей по России. По прогнозам, в ближайший год еще 250-300 ИП могут сняться с регистрации из-за сохранения жесткой денежно-кредитной политики государства.

Существует три основных направления, которые развивает государство в борьбе с теневой экономикой: 1. Предотвращение втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников; План действий по данному направлению довольно прост.

Во-первых, благодаря средствам рекламы и пропаганды создаётся негативный образ теневому бизнесу, через СМИ акцентируется его пагубное воздействие на общество и экономику, подчеркивается ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и законному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведётся активная работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресечение нелегального бизнеса происходит на стадии его формирования, организаторы берутся на учёт и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

2. Сокращение численности незаконных предпринимателей – осуществляется за счёт оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием организаторов теневого предпринимательства. 3. Формирование благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства – включает в себя создание благоприятных условий для развития легального предпринимательства В этой проблеме государственные органы объединяются с представителями общественных организаций и легального бизнеса. Совместными усилиями вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур.

В перечень мер, которые будут способствовать улучшению бизнес среды, входят: 1. Улучшение налогового климата;

2. Переход на систему безналичных расчётов посредством электронных платёжных систем;

3. Снижение административного давления на легальный бизнес;

4. Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;

5. Помощь в кредитовании бизнеса;

6. Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;

7. Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

Куликова К.О., Полякова Е.А., Будаков А.Д.


Комментировать


+ шесть = 12

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru