Технологии вовлечения в процесс чтения

Как определить целостную структуру книги?

Как определить целостную структуру книги?

Традиционно руководство детским чтением закреплено за детской библиотекой. Сохраняет ли она первенство в этом направлении? Кто еще плавает в книжном «море-океане»? Наши конкуренты или партнеры? Что они предлагают, что – мы? Какой должна быть политика взаимоотношений с партнерами-конкурентами?

Объект нашего внимания – детское чтение, которое исследуется с разных позиций: • для издателей детское чтение представляет интерес как объект книжного бизнеса. Создавая книжную продукцию, они заинтересованы в ее продвижении, исследуют «детский» сегмент книжного рынка, изучают информационные потребности детей и подростков как потенциальных читателей, ищут формы активизации чтения; • в свете Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования чтение предстает как образовательная технология. Специалисты в области педагогики изучают виды и стратегии чтения как способа получения знаний и наилучшего их усвоения.

Ими чаще культивируется инструментальная функция чтения: чтение их интересует в основном как средство, помогающее стать умным, развить память, воображение – выработать интеллектуальные свойства и качества, необходимые для развития человеческой личности; • библиотековеды и библиотекари-практики рассматривают чтение в основном как явление человеческой культуры, отмечают его духовную составляющую (возможность сопереживания, освоения текста на эмоциональном и художественном уровнях), отмечают в современных интеллектуальных практиках детей наличие делового и досугового чтения.

Рассмотрим особенности действий социальных институтов, непосредственно ориентированных на продвижение чтения. «Три кита», на которых стоит планета Чтения, реализуют присущие им задачи: образовательные, коммерческие, культурологические и используют для этого соответствующие технологии. Детсады и школы – педагогические. Издательства – издательские. Детские библиотеки (зона свободного чтения) – библиотечные. Дополняя друг друга, они расширяют и обогащают свои возможности, работают на общую цель. Более того, в последние годы наблюдается процесс их взаимопроникновения; проводятся совместные конференции, семинары, симпозиумы, мастерклассы. Рассмотрим своеобразие технологических подходов, присущих различным социальным институтам. Педагогические технологии обусловлены учебным процессом. Обучение технике чтения начинается в начальной школе и, по сути, там же и заканчивается. С усложнением текстов в школе среднего звена процесс чтения для многих школьником становится тяжелым трудом. Это первый психологический барьер, с которым сталкиваются юные читатели.

Педагоги видят в этом причину кризиса чтения в подростковом возрасте, справедливо полагая, что школьников необходимо обучать текстовой деятельности, способам обработки отраслевой информации [3]. Технологии изучения текстов различных видов были рассмотрены на Международной научно-практической конференции «Чтение детей и взрослых: учебный, научный и научно-популярный тексты» (Санкт-Петербург, 25–26.04.2013). Докладчики показали методики изучения художественного, критического, учебного и научного текстов. Е. И. Казакова, в частности, отметила, что для понимания текстов отраслевой тематики важно иметь представление об их особенностях. Ею выделены две основные проблемы: во-первых, ребёнка никто не учит читать научный текст, во-вторых, хороший научный текст надо поискать. Ею были представлены проекты «Квалифицированное чтение или тексты новой эпохи» (разработчики Е. И. Казакова, Т. Г. Галактионова) и «Успешное чтение» (проект разработан исследовательской группой под руководством Т. Г. Галактионовой).

Анализ отечественного и зарубежного опыта, ситуации со школьным чтением подводит педагогов к выводу, что в 5–6 классах необходим урок чтения, урок текстовой деятельности. Для этого нужен специалист в области чтения, который должен вести уроки чтения; оказывать помощь слабо читающим детям; проводить мониторинг качества чтения; обучать учителей грамотной организации работы с текстом, помогать им осваивать педагогические технологии вовлечения в чтение [3]. В этом направлении работает, например, Н. М. Свирина; она практикует знакомство с произведением через микроцитирование и опорные вопросы, стимулирующие размышление и работу мысли [2].

Свои учебно-методические пособия из серии «Скорая педагогическая помощь», «Читающие подростки или развитие литературного слуха», «Свободное чтение с детьми» она адресует педагогам и родителям. Несомненно, они могут быть использованы и детскими библиотекарями. Издательские стратегии и технологии вовлечения в чтение калейдоскопичны.

И в этом есть свой «плюс»: многообразие мнений и идей делает детский книжный рынок разноплановым. В поисках своего читателя издатели экспериментируют с форматом (печатная, аудио, э-книга + приложения), контентом, программами продвижения книги. Одна из программ – «Брендирование литературных персонажей». Выбирается известный герой книги, и вокруг него выстраивается целый «микрокосмос». Этот герой появляется в виде игрушки, а также в предметах, выражающих его жизнь. Он как бы входит в сознание потребителя и становится более популярным («Смешарики», «Маша и Медведь», «Три богатыря»). Брендирование, как считают специалисты, в ближайшее время будет одним из основных направлений в сегменте детской книги российского рынка [1]. К издательским технологиям отнесём и выпуск серий разной тематики и жанров. Для детей серийность создает «круг чтения», одновременно обозначая границы доступности информации и выводя за них.

Наряду с единством тематики, однотипным оформлением, символом серии может служить педагогический прием, гендерный признак или излюбленный жанр подростков. Важную просветительскую роль, расширяющую ряды читателей, играют издательские проекты. Среди них – Международный День чтения («Розовый жираф»); Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского («Самокат»); Читательские марафоны, Автопробег «Я живу на Урале» («Издательство Марины Волковой»). Акция «Задай вопрос космонавту!» предваряет грядущий выпуск книги летчика-космонавта Юрия Усачева «Один день из жизни космонавта» «Росмен». Проводником издательских идей в массы всегда выступала издательская библиография. Сегодня она меняет форму своего существования. Печатные каталоги, анонсы, прайс-листы издательств в региональных библиотеках – редкость. Основная информация уходит на сайты издательств и книжных интернет-магазинов. Там же развивается любительская родительская библиография: мамы и папы пишут отзывы-рецензии на купленные книги, участвуют в рейтингах книг и таким образом вносят свой вклад в продвижение чтения. Библиотечные технологии стимулирования читательской активности обеспечиваются теми условиями и услугами, которые может предложить читателям современная детская библиотека.

Это определенный уровень комфорта, наличие новых изданий, «живое» общение (в том числе с авторами), сближение разных носителей информации, ценностный отбор литературы для детей и их родителей через рекомендательную библиографию. Система популяризации чтения строится на выявлении эффективных старых и создании новых способов вовлечения в процесс чтения читателей-детей. Детскими библиотеками выявлены и отобраны наиболее «живучие» формы популяризации чтения. В этой связи можно назвать традиционные Недели детской книги, «Библиосумерки» (детская версия «Библионочи») и их библиографическое сопровождение. Как правило, у участников подобных мероприятий остаются на память библиографические листовки с информацией о творчестве писателей, иллюстрации с их автографами.

Текущая работа по подготовке таких мероприятий базируется на библиографических стратегиях, без которых не обходится ни одна детская библиотека. Это тщательный отбор изданий для детей по содержанию и оформлению; мотивирование к чтению, учет гендерных и возрастных предпочтений; продвижение литературы об игровых формах, о детской художественной классике с качественной иллюстрацией; приобщение родителей к совместному чтению с детьми; создание качественной библиографической продукции; представление библиографической информации в социальных сетях. Среди библиотечных технологий следует также назвать технологии для визуалов и кинестетиков.

Они строятся на принципах наглядности и тактильной доступности, реализуются в основном через выставочную, демонстрационную деятельность. Суть этой технологии заключается в преобразовании книжной выставки в визуальную рекомендательную библиографию; именно в такой форме она и должна быть обращена к ребёнку. Есть книги, достойные индивидуальной презентации. Например, поражающие воображение объемные картинки Роберта Сабуды заставляют снова и снова раскрывать страницы созданных им книжных конструкций, актуализируют внимание к книге как виду издания, произведению полиграфического искусства.

Одна из старейших библиотечных технологий – чтение вслух: громкое, выразительное чтение. Изначально оно использовалась в работе с неграмотными. В настоящее время чтение вслух призвано компенсировать недостаточность межличностного общения, привлекать внимание к живому слову, воспитывать художественный вкус. Оно может быть самостоятельной формой, но в детской библиотеке чаще является начальным этапом для дальнейшей работы по освоению текста. Технология гендерного подхода заключается в выделении литературы с ярко выраженными интересами девочек или мальчиков; в подчеркивании мужского и женского начала при организации книжных выставок, тематических полок, уголков, посиделок. Гендерный признак и возраст конкретизируют читательский адрес, в то же время для библиографа это элементы поискового образа и критерии отбора. Технология «невмешательства» имеет отношение к жанрам с нехорошей репутацией (триллерам, «ужастикам», мистике…). В чтении детей и подростков они играют определенную роль, в каждом отдельном случае – свою: терапевтическую, протестную, гедонистическую. Практикуется также технология «замещения». Например, с легкого жанра на сложный.

Библиотекарь не рекомендует, но и не мешает знакомству с книгами подобного рода, упрощенную тематику «добра и зла» замещает художественной, научно-популярной, биографической литературой. В ряде случаев полезна и «заградительная» технология. В потоке современной литературы для подростков есть пласт книг, с которыми взрослые не могут определиться. Книги Беате Терезы Ханика, Мари-Од Мюрай, Перниллы Стальфельт раскрывают темы, непривычные для российских детей и их родителей. В рамках этой технологии происходит разделение понятий «рекомендовать книгу» и «информировать о книге». Родители, предупрежденные детской библиотекой об особенностях авторской позиции, решают: читать ли эти книги их ребенку. Здесь от технологии заградительной мы переходим к технологии «родительской ответственности».

Родительская активность хорошо заметна в социальных сетях, на различных беби-сайтах. Это ресурсы, создаваемые активными молодыми родителями, где наряду с советами как кормить, растить, развивать ребёнка, они делятся добротными текстами, опробованными на собственных детях. В еще большей мере свой «читательский облик» родители проявляют на сайтах книжных магазинов. Именно там попадается любительская библиография детской литературы с мощнейшим рекомендательным потенциалом. Реализуя технологию «библиографической интервенции», детским библиотекам нужно проникать на эти сайты, влиять, а иногда и заимствовать интересные родительские идеи. С любительской библиографией, только с детской, связана и технология сверстнической рекомендации. Она реализуется посредством выявления читательских интересов детей, представления их рецензий, мнений о книгах в виде списков, стендов, книжных выставок, детских буктрейлеров. Эту технологию успешно использует Ленинградская областная детская библиотека, рекомендательный список книг, отмеченных знаком «Нравится детям Ленинградской области».

Детские библиотекари в постоянном поиске: чем можно удивить читателя? Как из рядовой встречи с книгой сделать Событие? – эти вопросы лежат в основе технологии «провокации книжного потрясения». Потрясение может быть от слова, сюжета, содержания, от ритма подачи, от иллюстративного ряда. Выявлением наиболее привлекательных элементов книги занимаются библиографы, а создаваемая их мастерством рекомендательная библиография служит навигатором в текстах и смыслах детской литературы и одновременно инструментом «провокации книжного потрясения».

Стремление стимулировать читательскую деятельность детей во всем ее многообразии мобилизует детскую библиотеку на изучение всего спектра существующих технологий вовлечения в чтение, побуждает внедрять в свою практику наиболее продуктивные из них. Могут оказаться весьма полезными как заимствование технологий у педагогов и издателей, так и совершенствование своих собственных, полное раскрытие их потенциала.

Литература

1. Детская книга в Германии и России: новые форматы и инновационные решения в книгоиздании: диалог Ренате Райхштайн и Максима Крютченко [Электронный ресурс] / Р. Райхштайн, М. Крютченко // Pro-books.ru : [сайт] / гл. ред. А. Грачёв. – Санкт-Петербург, cop. 2009–2013. – Режим доступа: www.pro-books.ru/news/2244/13005. – Дата обращения: 28.09.13.

2. Свирина, Н. М. Победа над собой, или Как добраться до вершин [Текст] / Н. М. Свирина // Литература. – 2013.– № 5. – С. 16 – 19. – (Беседы по литературе).

3. Сметанникова, Н. Н. [Электронный ресурс] : [беседа] / Н. Н. Сметанникова, И. В. Малолетнева // Центр развития межличностных коммуникаций [сайт]. – [Москва: б. и.], cop. 2001–2013. – Режим доступа: www.ruscenter. ru/1971.html. – Дата обращения: 06.09.13.

Смотрова Е. Е.


Комментировать


восемь × 2 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru