Толерантность — путь к национальной консолидации | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Толерантность — путь к национальной консолидации

Толерантность - путь к национальной консолидации

Толерантность — путь к национальной консолидации

Современная Украина, к сожалению, далека от национальной консолидации в решении практически всех проблем, стоящих перед страной вообще и, особенно в условиях мирового финансовоэкономического кризиса. Одна из причин подобного явления — чрезвычайно слабая толерантность. Толерантность — латинское слово «терпение» к чужим мнениям и верованиям. Так указано в словаре иностранных слов. На наш взгляд, данное определение не вполне полное. Терпение чужого мнения предполагает его знание. Как можно терпеть то, чего вы не знаете. Более того, терпение другого мнения неизбежно связано с его уважением. Уважайте мнение оппонента.

Последний будет уважать и ваше мнение. Межконфессиональная толерантность в Украине, особенно в последние годы, не отличалась стабильностью и высокой степенью развития. Во многом это объясняется наличием в стране более ста религиозных самостоятельных направлений, значительно отличающихся друг от друга вероучением и культовой практикой. Только в христианстве столетиями не могут найти общий язык и взаимное уважение католики, православные и протестанты. Не только между собой, но и внутри отдельной конфессии.

Столетиями длится в Украине противостояние между грекокатолической (униатской) и православной церквами. Со времени мирового раскола христианства (1054г.) католическая церковь упорно стремится вернуть в свое лоно восточное православие. Униатская церковь, детище Брестского собора 1596г., чрезвычайно серьезный канал в руках западного христианства для окатоличивания восточных славян. Апогей их противостояния пришелся на прошлый век. Львовский собор униатской церкви 1946г. принял решение о самороспуске, мотивируя его сотрудничеством с фашизмом в годы второй мировой войны. Данное решение было использовано советской властью в качестве повода для разгрома греко-католической церкви. Её остатки ушли в глубокое подполье. Распад СССР, гибель социализма предопределили возрождение униатской церкви в Украине. Опираясь на поддержку Ватикана, общественно-политических и местных государственных структур западных областей Украины, униатские общины вышли из подполья более окрепшими, чем были прежде. Более того, они нанесли сокрушительный моральный и материальный удар по 3-м православным епархиям, в тех областях дислоцированных. Взаимоотношения обострились до крайних пределов, исключавших даже намек на толерантность между ними.

В этих условиях «масла в огонь» подлил Президент Ющенко В. А. своим разрешением перенести духовный центр грекокатолической церкви из Львова в Киев. Это не географическая акция. Обосновавшись в Киеве, униаты обрели статус общеукраинской конфессии и развернули свою деятельность во всех областях станы, а не только в Западном регионе. Православие ответило крайней агрессивностью. Не исключена возможность самых серьезных конфликтов. Не исчезла многовековая конфликтность, затрудняющая толерантность между православием, католицизмом и протестантизмом, протестантизмом и православием. Однако наибольшую обеспокоенность в Украине вызывает острейшая противоречивость внутри православия, уже разорвавшая его на многие составные части. С одной стороны, это наследие прошлого, а с другой — следствие, на наш взгляд, ошибочной политики первого Президента страны — Кравчука Л. М. Известно, что первое серьезное испытание русское православие постигло в XVII веке.

Староверческий раскол. В начале XX века отношение к советской власти раздваивает церковь на тихоновское и обновленческое направления. К концу тридцатых годов кризис был преодолен в основном, но внутри страны возникла катакомбная церковь как реакция на Декларацию 1927 г. митрополита Сергия, провозгласившую переход православия на нейтральные позиции к новой власти. Эмигрировавшее духовенство и миряне в различных регионах мира создавали зарубежные православные общины. Особую роль сыграла Карловацкая церковь, утвержденная в Югославии в 1921 году. После распада СССР и гибели социализма общины карловацкой церкви стали возникать на Украине, вступая в серьезное противостояние с постоянно находившимися здесь, обвиняя последних в сотрудничестве с коммунистической властью, а себя выдавая за истинных хранителей божественной истины и национальных интересов. Примерно такими же мотивами руководствовались вышедшие из подполья общины катакомбной церкви и других антисоветских христианских образований. Однако тяжелый, ни с чем несравнимый раскол, произошел в начале 90-х годов прошлого века.

Тогда-то на едином православном поле Украины появились три противостоящие друг другу ветви: Украинская православная церковь Московского Патриархата, Украинская православная церковь Киевского Патриархата и Украинская Автокефальная церковь. Вероучение, культовая практика, организационная структура для всех названных церквей едины. Их разъединила политика, стимулированная светской властью. Когда распался Советский Союз и Москва с Киевом оказались столицами двух независимых государств, кое-кому потребовалось разорвать и единое православное пространство. Оставить украинское православие в каноническим подчинении Московскому Патриархату, представилось нашим политикам возможность сохранить могучий российский канал влияния в стране.

Именно под давлением высших органов светской власти бывший экзарх Украины Филарет инициировал раскол на УПЦ МП и УПЦ КП. Некоторая часть православных общин не согласилась ориентироваться на московский или киевский центры полагая, что таким центром может быть только Бог. Насильственная политика разорвать многовековую каноническую связь православной церкви — это, прежде всего, удар по единству украинского народа, его искусственное разделение по конфессиональному признаку. Теперь и сами творцы этой акции начинают понимать свою опрометчивость и её негативные последствия. Даже Президент Ющенко В. А. искал пути восстановления православного единства в Украине. Неоднократно он обращался за помощью к патриарху Константинопольскому и другим православным церквам в 1020 годовщину крещения Киевской Руси. Пока безрезультативно! И вообще, не дело светской власти восстанавливать церковное единство.

Три основных направления украинского православия должны сами решить, когда и на каких условиях им обрести прежнее единство, как им выстраивать свои отношения с Московской патриархией. Основы межконфессиональной толерантности в Украине подвергаются негативному воздействию в силу новых явлений и процессов, возникающих за последние десятилетие в мировой религиозной ситуации. Обострились отношения двух мировых религий: христианства и ислама. В Украине за время независимости значительно возросла численность (особенно в Крыму) и активность мусульман. Даже создана политическая партия исламского возрождения. Международное противоборство христианства и ислама коснулось и Украины. К тому же и в самом исламе в нашей стране нет единства. Со второй половины XX века во всем мире начался бурный процесс роста новых, нетрадиционных религий. Новые религиозные образования появились и в Украине. Естественно, новые конфессии — это дополнительные межконфессиональные противостояния. Появление новых религий обострило проблему прозелитизма. Верующего человека

гораздо легче соблазнить новой религиозной концепцией, чем убежденному атеисту или колеблющемуся навязать богословские взгляды. Кроме того, вновь образованные конфессии носят иногда агрессивный характер, подрывая социальную устойчивость в обществе. Независимая Украина во многом изменила статус церкви. Сохранив отделение церкви от государства и школы от церкви, она вернула ей право владения собственностью. А в многоконфессиональной стране, естественно, это неизбежно порождает борьбу за собственность. В качестве примера можно сослаться на чрезвычайно опасную ситуацию, сложившуюся между православием и грекокатолической церковью в западных областях Украины после выхода униатов из подполья в начале 90-х годов прошлого века. До сих пор не разрешен острый конфликт внутри православия г. Одессы за право владения вновь построенным храмом на Соборной площади. Не содействует толерантности, на наш взгляд, и некоторые не разумные и антиконституционные шаги правительства Украины в религиозном вопросе. Если по конституции церковь отделена от государства, то ни в каких государственных структурах она не должна быть представлена. К примеру, армия — наиважнейшая госинстанция.

На каком юридическом основании в воинских подразделениях учрежден институт капелланов ? Почему на эту должность предпочтение отдается православному священнику, что не может не вызвать негативной реакции служителей других конфессий? Школа. Она отделена от церкви. Имеется в виду не школьное здание, а образование и воспитание подрастающего поколения. Что мы имеем в действительности? Священнику запрещена соответствующая деятельность в школе, а школьник ему отдан для обучения закону божьему в воскресных школах, при храмах, в семьях. Многие учителя, являясь верующими, бесконтрольно внушают учащимся божественные принципы. И здесь преимущество отдано православию. А чем можно объяснить открытие богословских факультетов во многих ведущих университетах страны? Во многих школах на факультативной, а иногда и на обязательной основе введена «христианская этика». Христианская, а не других конфессий. С позиции формальной логики это допустимо и полезно в условиях резкого падения моральных принципов подрастающего поколения. Однако читать указанный курс в светской образовательной системе, не опираясь на закон божий, абсолютно невозможно, кто бы не преподавал — светское или духовное лицо. Толерантность в межконфессиональных отношениях нельзя рассматривать изолированно от политической обстановки в стране. Любой верующий — это гражданин своей страны, ему не чужды мирские проблемы, от решения которых зависит его благополучие. Естественно, что мирские проблемы неоднозначно воспринимаются верующими. Не в меньшей степени, а порой и гораздо больше, чем богословские, они могут противопоставлять друг другу людей даже одной веры.

Современная Украина дает много подобных примеров. Последние годы Украину лихорадит противостояние между оранжевыми и бело-голубыми. В него втянута религия. УПУ МП на всех выборах поддерживает регионалов, УПЦ КП и УАПЦ, как правило, оранжевых. Казалось бы, здесь нет ничего предосудительного. Каждый волен отдавать свой голос на выборах по своему усмотрению. Однако обострение в православии достигло уровня неприязни. Когда один верующий считает другого антиукраинцем с предложением его последующей изоляции от общества. О какой толерантности можно вести речь! Проблема государственного двуязычия.

Упорный отказ властей от введения русского языка как второго государственного не способствует формированию уважительного отношения как внутри отдельной конфесси, так и между ними. Искусственное обострение украинско-российских отношений, чудовищное социальное расслоение общества на сверхбогатых за чужой счет и нищенский уровень двух третей населения Украины; необдуманный курс на вступление в НАТО расколовший страну на запад и восток; сознательное свертывание отечественной экономики в угоду Западной Европе как плата за вступление в ЕС и т. д. все это не содействует укреплению толерантности во всех сферах людских взаимоотношений, в том числе и в межконфессиональных. Мир в религиозных отношениях не может быть без мира в обществе в целом. Это аксиома.

Лобазов П.К.


Комментировать


8 + = семнадцать

Яндекс.Метрика