Традиционные семейные ценности в условиях глобализации | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Традиционные семейные ценности в условиях глобализации

Особенности российского общества, его исторического и культурного развития наложили особый отпечаток на формирование такого социального феномена как семья. Хотя семью называют шедевром природы (что действительно так), это вовсе не значит, что социально культурные условия на развитие семейных отношений никак не влияют. Во всем мире существует огромное разнообразие в области традиционного генезиса семьи и семейного воспитания.

Поэтому стремление организаторов настоящего форума актуализировать вопросы о семье и определить коллегиальное решение проблем семьи и женщины в современном мире вызывает глубокое уважение. В силу ряда факторов, − в частности в силу того, что в России по природно климатическим условиям сложно добывать средства к существованию, что многие годы Россия пребывала в войнах, уносивших жизни мужчин, − роль и функции семьи в обществе, статус женщины в семье и т.п. претерпели существенные трансформации. Так, вторая мировая война причинила гигантское кровопролитие и принесла огромный урон населению многих стран Земли, прежде всего России.

Это историческое событие особым образом повлияло на послевоенную семью. Потеря мужчин подорвала семью не только экономически, но и нравственно психологически. В результате, создавшаяся ситуация обрекла на жесточайшую экономическую эксплуатацию женщин и детей (в ынуждая их зарабатывать на жизнь любыми способами) и изменила культурно этические устои семьи. Эхо войн и потерь многие десятилетия накладывает на семью свою тяжелую печать, деформирует ее роль и функции, разрушает лучшие семейные традиции, рвет нить преемственности кровнородственных взаимоотношений, ранее почитаемых, как святыня. Важно отметить, что выполнение семьей множества ее функций в полном объеме имеет значение не только для членов данной семьи, но и для общества в целом. Попытаемся обозреть основные функции семьи, их современное изменение и трансформации.

Нас также интересуют следующие вопросы: каким образом все это резонирует в обществе; какие традиции семейно брачных отношений имеют ценность в настоящее время; каковы этнические особенности семейного воспитания? Важнейшей можно определить воспитательную функцию семьи. В ее содержание входят: удовлетворение индивидуальных потребностей в материнстве и отцовстве, контакты родителей с детьми, их воспитание, самореализация в детях и т.д. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно бытовая функция семьи нацелена на удовлетворение материальных потребностей (прежде всего в крове, пище, одежде и др.), на содействие сохранению здоровья и восстановлению физических сил. К эмоциональной функции семьи относятся: удовлетворение ее членами потребности в симпатии, признании, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите; в целом, все это обеспечивает эмоциональную стаб илизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Функция культурного (духовного) общения – это удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, что закладывает потенциал духо вного развития членов общества. Семья осуществляет и первичный социальный контроль над выполнением социальных норм ее член ами, приучает строить свое поведение в полном соответствии с соц иальными нормами.

Заботой семьи является и удовлетворение секс уально эротической потребности ее членов. С точки зрения всего общества, важно, что семья при этом осуществляет регулирова ние сексуально – эротического поведения членов семьи и обеспечивает биологическое воспроизводство социума. Но, в соответствии с новыми социально экономическими условиями, в эпоху глобализации некоторые функции семьи изм енились, а ряд других вовсе утрачивае тся, постепенно замещаясь иными функциями, что конкретизирует положение, согласно кот орому современная семья признается многоуровневой, многофун кциональной развивающейся системой.

Например, современная семья уже не выполняет функции передачи по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушен иям норм поведения в сфере брачно семейных отношений: к супр ужеским изменам, гражданским бракам, внебрачным рождениям. Многие фа кторы современной жизни общества пагубно влияют на жизнь семьи, затрудняют или препятствуют выполнению ее основных функций. Причиной препятствия выполнения семьей своих функций может стать, прежде всего, нарушение структуры семьи. Структура семьи зависит о т числа и состава семьи и включает совокупность взаимоотношений между ее членами.

По причине нарушения структуры семьи, т.е. устоявшихся в ней взаимоотнош ений, часто случаются семейные конфликты, и тогда семья уже м ожет стать источником психической травмат изации отдельной ли чности, тем более, что в семье нередки явления насилия. В совреме нном обществе участились неблагоприятные варианты развития с емьи: преждевременная смерть одного из ее членов, развод, поро ждающие необходимость воспитания ребенка вне брака , наличие внебрачных детей, двоеженство и др. В таких ситуациях возникает так называемая функциональная пустота, когда одна из ролей, нео бходимых для успешного существования семьи, не выполняется. Отсутствие отца в семье, как правило, является неблагоприят ным фактором, поскольку его «доля» в воспитании невосполнима. Гос ударственно социальным учреждениям, системе образования, пр офилактической службе необходимо активнее содействовать смягч ению или предупреждению неблагоприятных кризисных явлений и продуктивне е вести координированные целевые программы поддержки семьи.

Отвечая на потребность новых связей между различными государственными и национальными образованиями, ЮНЕСКО объявила 2001 год годом диалога цивилизаций. Вновь и вновь акт уализируются вопросы о вза имодействии различных национальных сообществ по проблематике семьи, детства, материнства и отцо вства, о сосуществовании различных этносов в рамках единого соц иально культурного пространства. В современной динамичной жизни на микроуровне (в рамках отдельной семьи) и мегауровне (семьи как извечной ценн ости) существенную роль играют традиции как их социальный рег улятор. Так, наблюдается, что с течением времени деформируются взаимосвязи семьи и общества.

На наш взгляд, в связи с этим умес тно было бы вспомнить о дин из традиционных обычаев башкирского народа. На этапе зарождения семьи – очень важном стартовом этапе жизни брачующихся − было принято уже при подготовке свадьбы, сватовства определиться в выборе образцовой семьи, которая могла бы осуществлять социально психологическое сопровождение новой семьи. Затем, на свадебном обряде и пиршестве, официально объя влялся высокий статус этой уважаемой избранной в качестве обра зцовой семейной четы, и они нарекались «морондок ата инэ». Да нный обычай башкирского народа был перенят и в русских селениях уральского региона. Из поколения в поколения, как эстафета, пер едавался обычай избирания «посаженных отца и матери» и выдвиж ения их в образцы для молодоженов.

Этот обычай играл действенную роль социального регулятора, утвержде ния лучших образцов семе йно брачных отношений, осуществлял направляющее психолого эмоциональное сопровождение молодой семьи на протяжении всей ее жизни. Однако на современном этапе общественной жизни к подобной градации авторитетных семейств обращаться ста ло весьма затруднительно. Вместе с тем, становятся архаичными такие понятия как честь рода, честь семьи. Деформируются и межпоколенческие связи типа внуки – дети – родители – бабушки – дедушки − родственники. Наблюдается существенное различие в перспектива х семейно брачных отношений: в городской и сельской местности; в России и за ее рубежами; в центре и на периферии. Обостряются вопросы взаимообязательств родителей и детей.

И все же личностное становление человека по прежнему берет свое начало и набирает с илы в семье. Духовно нравственной и эмоционально психологический задел, установки семьи очень зн ачимы для любой личности. В таком ключе образно высказался один из представителей горцев Кавказа Камиль Джибрак. Его высказыв ание достойно серьезного осмысления в различных ракурсах. «Твои дети это на самом деле не твои дети. Они сыновья и дочери Жизни, стремящейся продлевать жизнь.

Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе. И хотя они пока что с тобой, они не принадлежат тебе». Именно семья закладывает на уровне убеждений и уст ановок этически допустимые границы. Универсальная модель семьи, как специфическая жизненно важная матрица, особым образом продуцируется даже при неблагоприятных условиях в семье . Име нно поэтому замещающими формами и мод елями семьи становятся патронатные семьи, опекунство и попечительство.

На современном этапе на смену истинным семейным це нностям, как то: почитание старшего поколения (за их созидательные итоги и опыт), иерархия ценностей с акцентом на духовные ценн ости, т репетное отношение к детям и подрастающему поколению как ценностному достоянию, совершенствование системы семейного воспитания с позиции гуманизма и созидательной перспективы, − приходят сомнительные нетрадиционные «ценности», аксиологич еский статус которы х остается неопределенным и недостаточно обоснованным (к примеру, можно вспомнить о проблематике сурр огатного материнства, искусственного осеменения, однополых бр аков, многоженства, многомужества, эвтаназии и т.д.).

Итак, семья − животворящая система, в ко торой каждое поколение все начинает сначала, погружена в динамику проб и ошибок, накапливает собственный опыт, анализирует положител ьные (и не только) итоги. Но драма жизни человека в том, что на процесс семейного строительства часто не хватает человеческо й жизни, не всегда супруги успевают устранить ошибки и во многих случаях не достигается желаемого положительного результата.

Всякое поколение по своему ставит вопрос и дает свой ответ, если вести речь о проблематике сути преемственности поколений, семейных традиций, морального долга (родители перед детьми, дети перед родителями). В современном динамичном, глобализированном мире в условиях развития НТП и открытых границ стран и народов прои сходит размывание и утрата некоторых семейных ценностей. Вопрос о мор альном долге в рамках семьи всегда остается открытым, одн ако цивилизационные силы мирового сообщества должны стремит ься к гармонизации семейного воспитания и продуцированию исти нных семейных ценностей для многих времен и народов.

Ф.Ю. Гарифуллина, А.Ф. Кудряшев


Комментировать


девять + 8 =

Яндекс.Метрика