Трансформация традиционных CМИ и новые подходы к речевой подготовке будущих журналистов

1

Традиционные СМИ испытывают серьезную конкуренцию со стороны новых медиа и теряют аудиторию; они изучают опыт блогеров и пытаются использовать его в своей журналистской практике. Однако трудно найти журналистов, умеющих работать в стиле гражданской журналистики. Необходимо внести изменения в программы подготовки будущих журналистов, развивая навыки риторики и импровизации.

Ключевые слова: новые медиа, гражданская журналистика, обучение устной речи, риторика.

Новые коммуникационные технологии постепенно утрачивают качество новизны и становятся для молодого и среднего поколения таким же обыденным средством получения информации и инструментом общения в медиасфере, как для старшего поколения традиционные СМИ. Интернет-версии «старых» СМИ соседствуют с видеоблогами, подкастами и т. п., зачастую уступая им в популярности и оригинальности средств и приемов выразительности. При этом, по данным социологических исследований, происходит утекание аудитории в соцсети и мессенджеры; постепенно меняется традиционное представление о новости: новостью становятся посты лидеров мнений, фото- и видеоподборки, информация, полученная в прямом общении с коммуникатором. Эти явления говорят как о недоверии к традиционным СМИ, так и о своеобразном ренессансе догазетной, дотелевизионной эпохи, когда информация и мнения черпались из межличностной коммуникации, а не из профессиональных СМИ.

Препарированная, отцензурированная информация вызывает отторжение, поэтому традиционные СМИ пытаются изменить ситуацию, изобретая новые форматы, мимикрирующие под стиль гражданской журналистики. Например, на канале «Life78» изобрели новый формат «ведущий-блогер» Ведущий передачи должен использовать весь комплекс блогерских приемов: обозначение аккаунта журналиста для возможной дискуссии, самостоятельная верстка выпуска и вольные комментарии по ходу выпуска, непривычные визуальные приемы (непрофессиональный, дефектный ракурс и т.п.). Однако от этой идеи канал отказался, так как не нашлось ведущего, готового работать в таком формате. Можно, однако, заметить, что передачи, которые ведет Илья Стогов, как монологические, так и в форме публичного диалога, в какой-то мере приближаются к блогерской манере. Подобные явления необходимо анализировать и учитывать при подготовке студентов- журналистов. Целесообразно разрабатывать соответствующие темы в методическом плане как в общепрофессиональных курсах, так и (что особенно важно) в курсах речевой подготовки.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

На наш взгляд, речевое поведение современного журналиста формируется прежде всего на основе запросов на свободу и независимость мнения журналиста; на умение работать в жанре импровизированного выступления; на профессиональную быструю реакцию в ходе диалога, дискуссии; на наличие глубоких знаний в разных областях профессиональной деятельности; на владение современными речевыми технологиями, в том числе и речевой технологией бэкграунда. При сокращении базового высшего образования до четырех лет необходимо, на наш взгляд, начиная с первого курса делать лингвостилистические, и тем более риторические, предметы более гибридными, погруженными в идеологический в широком смысле контекст.

Основное внимание следует уделять тренингу устной речи, созданию устных профессиональных журналистских текстов, изначально ориентированных на диалог, дискуссию и другие способы постоянного взаимодействия с аудиторией. Журналист традиционного телеканала в некоторых своих ипостасях становится сейчас рассказчиком, повествователем, собеседником, спорщиком, возвращаясь под влиянием конкуренции с новыми медиа к архаичным, нетехнологичным и неэкономным по времени способам общения. Необходимо объяснять студентам, что интонация текста при озвучивании зависит не только от его содержания, но и от общего контекста, от мнения журналиста по поводу сегодняшней ситуации в спортивной, культурной, политической сфере.

Необходимо тренировать навыки создания текстов разных функциональных стилей в устной форме, развивать синонимию, использование тропов и фигур речи в процессе спонтанной и полуспонтанной речи. Литературное редактирование текста практически всегда желательно ориентировать на возможность его озвучивания. Особое внимание на старших курсах следует уделить анализу и использованию речевых тактик как способа реализации стратегического замысла. Обучение устной речи в течение всего образовательного цикла, включая невербальные компоненты коммуникации, позволит будущим журналистам соответствовать новым запросам журналистики XXΙ века.

Н. Г. Бойкова


Комментировать


шесть × = 12

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru