Индустриализация 30-х гг. ХХ в. дала мощный толчок развитию транспортных отраслей. В результате были реализованы транспортные проекты векового значения и накоплен уникальный отечественный опыт. Основой этого стали: последовательная целесообразная система государственного планирования, стабильное государственное финансирование, большое количество дешевой рабочей силы и сырьевых ресурсов, внедрение новейших иностранных технологий и разработок, наличие прочной отечественной научно-исследовательской базы. Слом и последовавший крах советской системы привели к крупномасштабному структурному кризису.
В транспортной отрасли он проявил себя: колоссальным падением объемов перевозок грузов и пассажиров; разрушением сложившихся логистических цепочек; потерей конкурентоспособности, банкротством и ликвидацией значительной части отечественных транспортных предприятий; вытеснением российских компаний с мирового и внутреннего рынков транспортных услуг; утратой транспортным комплексом страны своей целостности. В два последующих десятилетия происходило сохранение и углубление данных кризисных проявлений.
Анализ основных показателей работы транспортного комплекса России за последние пять лет также показывает отсутствие качественных структурных сдвигов в работе транспортных отраслей. Сохраняют свою актуальность следующие цели развития транспортного комплекса страны: восстановление целостности транспортного пространства;
качественное обновление отечественного транспортного машиностроения и его переход на инновационный путь развития; повышение уровня конкурентоспособности отечественных транспортных услуг, снижение степени влияния и доли иностранных перевозчиков на внутреннем рынке страны; поиск, закрепление новых и укрепление существующих позиций отечественных транспортных компаний на стремительно меняющемся мировом рынке; повышение уровня доступности транспортных услуг для широких слоев населения страны. Достижение данных целей требует переосмысления существующей транспортной стратегии и ее трансформации из обособленной стратегии в составную часть единой стратегии развития экономики России.
В качестве базовых задач, решение которых может способствовать развитию транспортного комплекса, можно выделить: качественное изучение отечественного опыта управления транспортным комплексом страны в целом; качественное изучение опыта работы ведущих транспортных компаний мира; проведение ответственной кадровой политики, направленной на преодоление оттока высококвалифицированной рабочей силы из транспортных отраслей; переориентацию государственной стратегии на развитие внутреннего рынка транспортных услуг; совершенствование механизмов частно-государственного партнерства, осуществление государственного контроля над соблюдением частными инвесторами своих обязательств в полном объеме.
И. А. Дубик