Убеждение и манипуляция в процессе речевого воздействия

Речевое воздействие формируется как интегральная наука, объединяющая, интегрирующая усилия представителей целого комплекса смежных наук — традиционной лингвистики, психолингвистики, прагмалингвистики, конверсационной лингвистики, риторики, психологии, теории массовой коммуникации, рекламы, менеджмента, социологии, связей с общественностью, этнографии, конфликтологии [4] Современные науки, такие как психология и теория коммуникации, предлагают воздействовать на человека путем соблюдения определенных законов общения. Для этого существуют различные методы достижения интенции говорящего через изменение его поведения или мнения посредством использования информирования, убеждения или манипуляции. Если информирование четко показывает нам свою позицию и способ воздействия, то убеждение и манипуляция могут показаться вполне идентичными, поэтому стоит разобраться в данных инструментах воздействия на адресата.

Убеждение — это способ словесного воздействия, который включает систему доводов, построенных по законам логики и обосновывающих какое-либо выдвигаемое говорящим или пишущим положение. Убеждение — это сочетание информирования, разъяснения и доказательства. Успешное убеждение ведет к включению новых сведений в сложившуюся систему мнений и взглядов, к частичному изменению мировоззрения, а значит, и поведения [4] Итак, убеждение – это не есть манипуляция, а доказательный способ приобщения собеседника к своей точке зрения. На убеждении строятся обучение и воспитание, дружба и профессиональное взаимодействие. При общении правильное использование уместных и весомых аргументов в процессе коммуникации, является одним из важнейших условий достижения интенции говорящего.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Даже при наличии у собеседника контраргумента разговор можно повернуть в свою пользу, применив другой значимый аргумент [6] Знание психологических основ убеждения необходимо как для эффективной деятельности в различных сферах, так и для комфортного существования личности, его развития и совершенствования. Манипуляция — это эксплуатация собеседника в интересах говорящего: последний получает одностороннюю выгоду от действий собеседника, не понимающего, что его используют.

Манипуляция отличается от убеждения тем, что при убеждении запланированный эффект достигается добровольно, а при манипуляции своеобразное интеллектуальное насилие совершается с помощью специфических приемов [5] Таким образом, манипуляция отличается от убеждения тем, что в первом случае собеседник сознательно принимает сторону адресанта, а во втором – это происходит «насильно» по причине отсутствия выбора у собеседника. Убеждение и манипуляцию можно назвать специфическими стратегиями речевого воздействия. Убеждающая речь немыслима без достойной аргументации. Выступающему необходимо найти такие примеры и утверждения, которые позволят слушателям ответить на вопрос, почему они должны верить кому-то или делать то, к чему их призывают. Аргументы должны быть подкреплены фактами, иметь логическую связь с предметом речи и установкой убеждения.

Доводы должны быть понятны и доступны для аудитории. Убедительность доказательств подкрепляется надежностью источника, а также актуальностью и современностью их звучания [3] Убеждающая речь предполагает постановку проблемы и предложения ее разрешения. Композиция убеждающей речи базируется на трех основных положениях: 1) есть проблема, которая требует действий; 2) выдвинутое предложение поможет разрешить проблему; 3) данное предложение является наилучшим решением проблемы, так как обеспечивает эффективность. Следует отметить, что одна и та же речь не может быть успешной для разных аудиторий, ведь в данном случае необходимо учитывать уровень заинтересованности аудитории, ее цель при общении. Поэтому для каждого своего общения участник коммуникации выстраивает речь в соответствие с участниками общения.

Убеждение предполагает, что говорящий сумеет мотивировать слушателей. При этом ключевыми моментами являются его уровень владения языком, способность пробудить эмоции слушателей, особенно в начале и в заключении речи. Преподнести речь в убедительной манере поможет хорошая подача материала, умелое приведение конкретных фактов [1] Завоевать доверие слушателей оратору удастся, если он будет говорить искренне и ответственно, а также, если слушатели почувствуют, что он сам верит в сказанное.

Убеждение будет эффективным только в том случае, если аудитория доверяет оратору, видит в нем падежный источник информации и каждый слушатель готов признать выступающего лидером, способным указать правильный путь решения обсуждаемых проблем [2] Основной, главной функцией общения является установление контактов между партнёрами, одним из элементов которых является достижение интенции говорящего, то есть той цели, которая была изначально поставлена перед участниками. Коммуникация — понятие многоплановое, требующее тщательного рассмотрения и изучения для донесения нужной информации. Зная все тонкости этого дела, можно предоставить собеседнику ту информацию, которая нужна именно вам. Применяя разные речевые обороты, невербальные средства общения и принимая во внимание содержание данных и эмоциональный фон

собеседника, можно создать идеальную среду для коммуникативного процесса. Необходимо помнить правила и соблюдать цензуру общения во время деловых переговоров, а при личной, неофициальной встрече можно расслабиться и быть собой. Запоминание и употребление таких элементарных правил станет залогом прекрасного дружеского общения и надёжных успешных заключений контрактов. Речевое воздействие – наука об эффективном общении. Она характеризует общение с точки зрения поставленных перед говорящими целями.

Выделяются способы речевого воздействия, а также его законы. Одним из важных понятий является коммуникативная позиция говорящего, что влияет на достижение им поставленных целей. Убеждение и манипуляция являются одними из способов достижения интенции говорящего в процессе коммуникации, хотя они различны по своей природе и используют различные инструменты, но являются очень эффективными в процессе общения, и совместно с соблюдением его законов оказываются одними из наиболее продуктивных.

Список использованной литературы:

1. Абельсон Р.П. Структуры убеждений // Язык и моделирование cоциального взаимодействия / Под ред. В.В. Петрова. – М.: Прогресс, 1987.- С.317-380

2. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. URL: http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm (дата обращения: 29.05.2017)

3. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. – Воронеж: Истоки, 2012. – 178 с.

4. Основы речевого общения. URL: http://studme.org/45812/ritorika/osnovy_rechevogo_vozdeystviya (дата обращения: 29.05.2017)

5. Коммуникативное согласие и законы речевого общения. URL: http://studme.org/45824/ritorika/kommunikativnoe_soglasie_zakony_rechevogo_vozdeystviya (дата обращения: 29.05.2017)

6. Цветкова О.Г. Аргумент как способ достижения интенции говорящего в споре // Филологический аспект: Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции 25 мая 2015 г. -Н.Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2015. — С. 81-83

Цветкова О.Г.


Комментировать


два − = 0

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru