Ужесточение уголовного законодательства в сфере преступлений коррупционной направленности или «казнить нельзя помиловать» | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Ужесточение уголовного законодательства в сфере преступлений коррупционной направленности или «казнить нельзя помиловать»

Борьба с коррупционными преступлениями в России– это поиск ответа, где поставить запятую в крылатом выражении «казнить нельзя помиловать». С одной стороны, первые лица государства неустанно заявляют о внедрении суровых карательных мер по противодействию коррупции2 . С другой – коррупция как легендарный Кракен продолжает опутывать своими щупальцами российское общество.3 Летом 2016 года Россия сделала еще один шаг по «тропе войны» с коррупцией. Реализуя одну из задач Национальной стратегии противодействия коррупции 3 июля 2016 года в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, предусматривающие усиление ответственности за преступления коррупционной направленности. ФЗ от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» «обогатил» УК РФ не только изменениями редакций уже имеющихся статей, но и новеллами уголовного законодательства.

Но является ли принятие новых законов эффективным способом в борьбе с коррупцией? Можно ли рассматривать принятые меры усилением ответственности за коррупционные преступления, или это «некое ритуальное действо, ритуальные танцы, в которых есть все — любовь, ненависть, порядок, и правда и добро всегда побеждают неправду и зло»1 ? Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо проанализировать потенциал ФЗ №324. Вначале следует отметить скоротечную судьбу принятия данного федерального закона. Законопроект был внесен в Государственную Думу РФ 23.05.2016 Президентом РФ, получил положительные отзывы со стороны Правительства РФ, Верховного суда РФ, Правового управления Аппарата ГД ФС РФ, Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. И уже 7 июня был принят депутатами в первом чтении, а подписан Президентом РФ – 3 июля.

С момента внесения и до момента подписания прошло 42 дня! Именно за этот период была проведена глобальная и оперативная работа по принятию законопроекта во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 26 января 2016 года2 . Анализируя нововведения в уголовном законе, нельзя не обратиться к ежегодному Посланию Президента РФ к Федеральному собранию3 , в котором прозвучало следующее: «Закон должен быть суров к тем, кто сознательно пошёл на тяжкое преступление, нанёс ущерб жизни людей, интересам общества и государства. И конечно, закон должен быть гуманен к тем, кто оступился». Рассмотрим положения ФЗ № 324 через призму этого высказывания. Совершение преступления коррупционной направленности – это нарушение интересов общества и государства, неслучайно данная группа преступлений содержится в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Субъективная сторона составов преступлений гл. 30 характеризуется умышленной формой вины, как правило в виде прямого умысла, то есть лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Осознание, предвидение, желание – это особая триада звеньев в мыслительной цепочке лица, совершившего преступление. Учитывая, что размер наказания за коррупционные преступления напрямую зависит от размера взятки или предмета подкупа, то преступления данной группы относятся к тяжким и особо тяжким деяниям. Следовательно, лицо, совершая коррупционное деяния в крупном либо особо крупном размере, сознательно идет на тяжкое преступление, поэтому мы ужесточаем уголовный закон в данном случае Однако ФЗ № 324 также вводит новые составы за коммерческий подкуп и взяточничество, когда сумма переданных или полученных денежных средств не превышает десяти тысяч рублей. Данные преступления относятся к деяниям небольшой тяжести.

Диспозиция ст. 291.2 УК РФ объединяет два противоположных действия – получение взятки и дачу взятки как лично, так и через посредника. Традиционно эти действия регламентировались разными статьями уголовного закона, и были предусмотрены существенно разные санкции. При этом положения лица, давшего взятку, можно назвать привилегированным по сравнению с взяткополучателем, поскольку взяткодатель освобождается от уголовной ответственности в определенных случаях, названных в примечании к ст. 291 УК РФ. Но санкция, закрепленная в ст. 291.2 УК РФ, едина для всех: как для взяткополучателей, так и взяткодателей. Таким образом, лицо, первично совершившее мелкое взяточничество или мелкий коммерческий подкуп, «оступилось»? А закон должен быть гуманным к «оступившимся». Ч. 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 УК РФ предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового и соответственно лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

Следовательно, данные деяния относятся к преступлениям небольшой тяжести, как и положения ч. 1 ст. 291.2 УК РФ. Следует обратить внимание, что в данных частях статей уголовного закона не определена сумма взятки. Исходя из анализа положений действующего УК РФ, сумма взятки в этих случаях составляет от 10 000 рублей до 25 000 рублей. Однако в ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291, ч.1 ст. 291.2 УК РФ установлен только максимальный размер наказания в виде лишения свободы сроком на 3, 2 и 1 год соответственно, а минимальный предел – 2 месяца остается во всех трех случаях. В статьях 290 и 291 УК РФ предусмотрен штраф как дополнительный вид наказания к лишению свободы, чего нет в 291.2 УК РФ. Да, предусмотрен, но штраф не является обязательным дополнительным наказанием в вышеуказанных статьях уголовного закона. Не стоит также забывать ст. 64 УК РФ, которая закрепляет, что «может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного». Так где же борьба с коррупцией? Если проанализировать все последние изменения в УК РФ, то можно заметить явную тенденцию на редактирование определенных блоков. Сейчас «в моде» терроризм, экстремизм, коррупция.

Составы коррупционных преступлений характеризуются в большинстве случаев специальным субъектом – должностным лицом, которым в том числе и выступает представитель государственной власти. Государство обязано карать то лицо, которое до этого считало достойным, тем самым признать свою ошибку. Поэтому преступления коррупционной направленности – это политизированные составы. В связи с этим усиление ответственности по данному виду преступлений – это мнимый шаг в борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией должна быть в первую очередь не на законодательном уровне, а на правоприменительном. Поэтому изменения в УК РФ нельзя рассматривать как усиление, скорее это завуалированная гуманизация законодательства.

Ю.С. ГЕРАСИМОВА


Комментировать


− 4 = пять

Яндекс.Метрика