Умеем ли мы анализировать художественный текст и понимать его автора?

Умеем ли мы анализировать художественный текст и понимать его автора?

Умеем ли мы анализировать художественный текст и понимать его автора?

Так или иначе каждому образованному человеку весьма полезен литературоведческий опыт. На фоне упрощения школьной программы по литературе и общей тенденции к падению интереса к чтению вообще, эта компетенция буквально приобретает вес золота. Кроме того, мы имеем сейчас большой пласт литературы, определенно имеющий низкую информационную и духовную ценность. Понятно, что главенствующую роль в издательстве книг ныне имеет прибыль, а не выработка «ценностных кодов», несмотря на наличие государственных министерств и ведомств, отвечающих за этот важный участок культурно-воспитательной и образовательной деятельности.

Общеизвестно, что литература имеет одну важную функцию — воспитательную. Она учит брать пример с положительных героев или направляет человека к выполнению каких-либо конкретных действий. Но это еще не все. Литература формирует саму личность человека, оказывает влияние на систему его ценностей, и что самое важное — учит его мышлению и чувствованию, делает его добрее, умнее, духовно богаче. В первую очередь, речь идет о художественной литературе. 



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Для чтения художественного произведения необходима особая сложная установка ума, которая позволяет относиться к тексту как к реальной действительности, а не как к сплошному вымыслу. Вторая часть этой установки прямо противоположна и чтобы читать текст как произведение искусства человек должен осознавать, что представленная автором часть жизни не есть реальность, а только ее некоторый образ.

Читатель, претендующий на интеллектуальность чтения должен обнаруживать теоретическую тонкость, своего рода элемент искусства чтения: отражающаяся первичная реальность литературного произведения абсолютно не тождественна самой реальной действительности, таким образом она имеет только условный, а не абсолютный характер, но при этом важным условием эффективного чтения является то, чтобы показанная в произведении жизнь воспринималась в сознании именно как правдивая и настоящая, то есть имеющая полную аналогию первичной реальности.

Любой текст, художественное произведение, книга — создается автором. Читая, мы беседуем с ним, воспринимаем задуманное им с позиций собственных взглядов и интересов. Интересно провести грань между существующим реально-биографическим автором и автором, которого можно представить как категорию литератураведческого анализа.

Здесь он выступает как уникальный носитель системной идейной концепции художественного произведения. Он так или иначе имеет связь с автором настоящим, из реальной действительности, но не имеет полной тождественности по отношению к нему, ибо в художественном произведении реализуется не вся полнота духовного мира и личности автора, а лишь определенные их черты. Стоит еще заметить то, что автор художественного текста производя впечатление на читателя может отражаться в нем с весьма большими различиями от реального автора.


Комментировать


+ шесть = 13

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru