«Умные» города в России: будущее или реальность?

Города становятся главными центрами принятия политических и экономических решений, конкурируют между собой, борются за инвестиции. Безусловно, наиболее острая конкуренция существует между глобальными городами, которые С. Сассен характеризует как «стратегическое пространство, где глобальные процессы материализуются на национальной территории с помощью национальных инстит утов и организаций» [1, p. 347]. Компания A.T. Kearney с 2008 года публикует рейтинг глобальных городов.

Данный рейтинг составлялся пять раз: в 2008, 2010, 2012, 2014 и 2015 годах. Рейтинг является востребованным, поскольку позволяет компаниям оценить инве стиционную привлекательность городов и их комфортность для проживания своих сотрудников. В 2015 году эксперты расширили список рассматриваемых городов до 125, добавив 41 новый город, вследствие чего к Москве, присутствующей во всех пяти рейтингах, добавилс я еще один российский город – Санкт — Петербург. Присутствие Москвы во всех рейтингах позволяет сделать некоторые выводы: город стабильно поднимается в рейтинге на более высокие места, по крайней мере, после того, как пост мэра занял С.С. Собянин. Несмотря н а введенные против России санкции, Москва последовательно улучшает свои позиции (в 2014 году она поднялась на 17 место с 19 места в 2012, в 2015 году заняла еще более высокое 14 место) [2; 3].

Поскольку Санкт — Петербург попал в рейтинг впервые, то говорить о какой — либо динамике в отношении него преждевременно. Однако не только Москва и Санкт — Петербург являются площадками, интересными для транснациональных корпораций, за которые, в первую очередь, и конкурируют глобальные города. Власти любого города или реги она могут сделать его инвестиционно привлекательным, если предпримут для этого необходимые усилия. Один из главных залогов успеха – готовность к инновациям и стремление активно их внедрять: «В условиях перехода от сырьевого типа экономики к экономике, где главенствующими ресурсами становятся знания и впечатления, возрастает необходимость поиска инструментов, позволяющих генерировать и распространять инновации на разных уровнях: индивидуальном, командном, организационном и межорганизационном» [4, с. 121]. В условиях стремительных изменений власти должны пытаться идти в ногу со временем, то есть пытаться реализовать концепцию «умного» города ( smart cit y ). На современном этапе развития умение использовать технический и технологический потенциал становится одним из главных конкурентных преимуществ городов и территорий.

Неверно полагать, что «умный» город связан исключительно с внедрением технологических инноваций: «по мнению ряда ученых, город может быть определен как «умный» при условии, что инвестиции направлен ы в человеческий и социальный капитал и такие традиционные для большинства городов сферы, как транспорт и ИКТ» [5, с. 125 - 126]. То есть «умный» город предполагает не только развитие современных технологий, но также реализацию потенциала своих жителей в раз личных областях, что должно привести к росту качества жизни. С точки зрения Европейской комиссии, «умный» город – это «место, где традиционные сети и услуги становятся более эффективными благодаря использованию цифровых и телекоммуникационных технологий в интересах его жителей и предприятий» [6].

«Умные» города – это города, демонстрирующие комплексное устойчивое развитие. Аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) считают главным отличием «умных» городов от всех остальных комплексный подход: различные составля ющие городской инфраструктуры, такие как жилье, транспорт, здравоохранение и образование, рассматриваются комплексно, то есть как части общего целого [7]. Довольно часто городские власти пытаются решать проблемы в отдельных сферах, однако, в «умных» города х все проблемы рассматриваются как комплексные городские, поскольку все компоненты города тесно взаимосвязаны и являются частями одних и тех же сетей. Кроме Москвы и Санкт — Петербурга, некоторые другие города и регионы России вполне успешно воплощают конце пцию «умного» города, тем самым повышая свою конкурентоспособность на мировом рынке.

Один из успешных проектов реализуется в Липецкой области. Foreign Direct Investment Intelligence ( fDi ) , подразделение Financial Times , ежегодно составляет международный ре йтинг экономических зон. В 2014 году наиболее привлекательными зонами экономического развития для крупных компаний в Европе были названы Зона технологического индустриального развития в Скопье (Македония) и Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Липецк» в России ; российская ОЭЗ «Алабуга» была признана «достойной упоминания» [8]. ОЭЗ «Липецк» сумела привлечь несколько транснациональных корпораций: японского производителя шин Yokohama , немецкого производителя резины и пластика Lanxess , американскую химическую компа нию PPG . Одним из главных преимуществ данной экономической зоны эксперты назвали ее географическое положение на пересечении двух крупнейших автомагистралей – М4 «Дон» и М6 «Каспий». ОЭЗ «Алабуга», упомянутая в рейтинге 2014 года, стала европейским лидером среди экономических зон для крупных компаний в 2015 году [9]. Прогнозы экспертов, предрекавших ей рост, оправдались. ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане привлекла крупные международные компании и значительный объем инвестиций. Следующим шагом развития «Алабуги», п о мнению экспертов fDi , должно стать строительство новых объектов социальной инфраструктуры, которые сделает зону «популярным местом и для работы, и для жизни».

Таким образом, внедрение инновационных проектов, которые отвечают требованиям транснациональных компаний, идет в нашей стране значительно быстрее, чем кажется на первый взгляд. Два года подряд ОЭЗ России признаются наиболее перспективными в Европе. Рассмотренные примеры доказывают, что наша страна «заинтересована в превращении своей экономики в прив лекательный для внешней торговли и зарубежных инвестиций рынок» [10, с. 99] и успешно продвигается по пути создания «умных» городов. Города, научившиеся привлекать инвестиции, получают ресурсы для решения социальных проблем и улучшения качества жизни. Созд ание экономических зон мирового уровня, соответствующих современным требованиям, – первый шаг к «умным» городам в России.

Литература:

1. Sassen S. The Global City: New York, London, Tokyo. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2001.

2. Hales M., Pe ña A.M., Gott J., Peterson E.R. Global Cities 2015: The Race Accelerates [электронный ресурс]. URL : https :// www . atkearney . com / research — studies / global — cities — index /2015/ current — research — detail (дата обращения 23.11.2015).

3. Hales M., Peña A.M., Gott J., Peter son E.R Global Cities, Present and Future: 2014 Global Cities Index and Emerging Cities Outlook [электронный ресурс]. URL : https :// www . atkearney . com / research — studies / global — cities — index /2014# sthash . ShNOdxvG . dpuf (дата обращения 23.11.2015).

4. Маркеева А.В. Р азвитие краудсорсинговых проектов в российских компаниях // Глобальный научный потенциал. 2014. No 8(41).

5. Ганин О.Б., Ганин И.О. «Умный город»: перспективы и тенденции развития // ARS Administrandi. 2014. No 1.

6. Smart Cities [электронный ресурс] . URL: http:// ec.europa.eu/digital — agenda/en/smart — cities (дата обращения 23.11.2015).

7. Smart cities: From earthen walls to smart grids [ электронный ресурс ]. URL : http :// www . pwc . com / us / en / technology / publications / cleantech — perspectives / pdfs / pwc — cleantech — smart — cities . pdf (дата обращения 23.11.2015).

8. Mulllan C. fDi Global Free Zones of the Year 2014 – Winners [электронный ресурс]. URL : http :// www . fdiintelligence . com / content / view / full /64137 (дата обращения 23.11.2015).

9. Mulllan C. fDi Global Free Zones of the Year 2015 – Winn ers [ электронный ресурс ] . URL : http :// www . fdiintelligence . com / content / view / full /70679 (дата обращения 23.11.2015).

10. Гавриленко О.В. Деловая культура России: тенденции развития // Вестник Московского универси тета. Серия 18. Социология и политология. 2011. No 11.

Вершинин а И. А. МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры современной социологии, к. с . н . , доцент


Комментировать


+ 7 = двенадать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru