Факторы экономического риска в сфере услуг

В современных условиях одной из активно растущих, но подверженных изменению отраслей экономики является сфера услуг. Под услугами понимают такие товары, которые производятся, передаются и потребляются одновременно. Особенности услуг, такие как несохраняемость, нематериальный характер, неотделимость от производства, отсутствие владения, сложность оценки качества, увеличивают степень риска и оказывают значительное влияние на процедуру их предоставления.

В сфере услуг наиболее активно проявляются экономические риски. К ним относятся риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или страны. Экономические риски охватывают все аспекты деятельности предприятия сферы услуг. Риск, как сложная экономико-управленческая категория, зависит от множества факторов. Влияние экономических рисков проявляется в производстве, реализации услуг и получении экономического результата. Факторы риска — это условия, при которых в сфере услуг проявляются негативные последствия деятельности организации.

Воздействие факторов экономического риска зависит от политической и экономической ситуации, уровня инфляции, количества и достоверности информации о конкурентах. Существует несколько видов классификации факторов экономического риска. В зависимости от соотношения неопределенности и риска экономические риски условно можно разделить на ожидаемые (предвиденные) и неожидаемые (непредвиденные).

К первой группе факторов относятся известные, ранее встречавшиеся в предпринимательской деятельности. С неожидаемыми факторами предприятие сферы услуг не имеет опыта работы, их не учитывали при построении товарной, сбытовой, ценовой, коммуникационной, социальной и кадровой политики. Одной из важных задач управления экономическими рисками является ограничение этой группы факторов и уменьшение степени их влияния. Второй подход к классификации факторов риска опирается на происхождение экономического риска. Большую группу внешних экономических факторов образуют политико-правовые, экономические, социально-демографические и технологические изменения. Политико-правовые основы влияния образуют законы, законодательные акты, регламентирующие работу сферы услуг, государственную систему налогообложения, особенности лицензионных условий услуг. Экономические изменения отражают экономическая устойчивость государства, валовой внутренний продукт, определяющий рыночную стоимость услуг, уровень безработицы и инфляции, имеющиеся активы и степень их ликвидности.

Социально-демографические изменения учитывают особенности, структуру потребителей услуг (численность, возраст, пол, динамику рождаемости и смертности), долю потребления услуги, изменение социальной позиции. Технологические изменения связаны с технологическими возможностями предприятий сферы услуг, возможностью улучшений и изменений технологии.

Внутренние факторы экономического риска связаны с процессами, которые образуют микросреду предприятия сферы услуг; рисками, связанными с производством основных и дополнительных услуг; организацией работы с потребителями услуг, конкурентами, поставщиками, сотрудниками. На экономический риск в сфере услуг оказывают влияние множество факторов. Идентификация риска, знание его основных характеристик — важные задачи предприятия, осуществляющего деятельность на рынке услуг. Учитывая взаимосвязи и взаимозависимости всех факторов, можно сформировать механизм управления риском, который позволит обеспечить подходящую в сложившейся ситуации интеграцию прибыльности и риска.

О. Ж. Воронцова,
доцент кафедры экономики и управления СПбГУП, кандидат экономических наук


Комментировать


+ девять = 13

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru