Фейки на радио

За последние четыре года в средствах массовой информации увеличилась частота употребления слова «фейк». Умение ориентироваться в информационном пространстве, отделять правду от лжи, знание механизмов генерации фейков позволит избежать информационной ловушки. «Вбросы» ложной информации, а также методы борьбы и способы распознавания таких материалов стали одними из самых популярных для дискуссий и лекций на российском и европейском рынке СМИ. Раньше «газетные утки» — прародители фейка — в большинстве своем вносили положительный диссонанс в общество, сегодня фейки — оружие информационной войны.

Приближение частоты появления фейковой информации к критическому порогу породило новое явление — факт-чекинг — перепроверку достоверности информации, все чаще стали появляться материалы с разоблачением неправды. Если фейковый визуальный контент на телевидении, в печати, в интернете можно распознать путем сопоставления кадров, а текстовый проверить методом сверки с другими, более авторитетными источниками или обращения к первоисточнику, то фейки на радио, в особенности звуковые, лайф, отличить от правды практически невозможно. Поэтому цель работы — изучение фейков, в том числе на радио, способов их производства и распознавания.

На основе классификации фейков американского философа Джеймса Фецера с минимизацией философского акцента, фейки в СМИ были нами разделены на несколько групп: намеренная дезинформация, фактическая ошибка, введение в заблуждение, обман ради шутки, фейк от рерайтеров и копирайтеров. Фейки на радио с опорой на отечественные и зарубежные примеры мы разделили на несколько категорий: позиционирование радио полностью как фейкового или в развлекательном формате (фейк — юмор), или в формате истинно фейковых новостей с предупреждением, находящимся в основе концепции издания; фейки, которые выдаются в качестве правды. Если рассматривать второй вариант, то фейком в новости может быть как сам текст, так и звуковое сопровождение.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Если текстовую информацию или визуальный ряд (если говорить о распознавании фейков на ТВ) распознать методом соотнесения и поиска схожей информации в других источниках можно, то шумы и лайфы проверить, не находясь на месте события, практически невозможно. Для того чтобы создать шумовой фейк, можно использовать специальное устройство — поддельное радио — цифровой интерфейс. Его работа основывается на внутренней работе электромагнитного колебания в электронной схеме. Микро-диспетчер запрограммирован на взаимодействие с 12 каналами звука. Аппарат может быть использован в автономном режиме с динамиком или наушниками, может быть связан с компьютером и его звуками для обработки аудио в реальном времени.

Идея чистой звуковой и электромагнитной передачи — основное понятие поддельного радио. Работу устройства, позволяющего создать фейковый шум, махинации в программах звукового редактирования, при качественной работе отличить от реальности можно, только если слушатель был свидетелем происходящего. Причина сложности распознавания фейка на радио кроется еще и в том, что на сегодняшний день из-за шумовой перегруженности людям трудно представить себе какой-то звук (например, трамвая, потому что в нем они думают о чем-то своем или слушают музыку), и соответственно, соотнести услышанное на радио с реальностью. На официальных сайтах СМИ дублируется текстовая информация, произнесенная в эфире, и всю интересующую информацию человек сейчас может прочитать на сайте. Для внимательных пользователей и читателей это лишняя возможность строго оценить данные и проверить их, сопоставив с фактами из других средств массовой информации.

Е. А. Овасафян


Комментировать


+ четыре = 11

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru