Феномен красоты в контексте исторических изменений | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Феномен красоты в контексте исторических изменений

Будьте счастливы, дорогие женщины!

Аннотация. В данной статье делается попытка рассмотрения основных эстетических характеристик женских образов в контексте исторического анализа. Обосновывается мнение о том, что в современных условиях глобализации происходит тенденция к унификации стандартов красоты.

Ключевые слова: физическая привлекательность, стандартизация красоты.

Во все времена, во всех сообществах особая ценность придается женской красоте. Тот или иной образ «красивой» женщины неизменным образом формируется под влиянием целого ряда факторов: исторической ситуации, идеологии, ценностных ориентиров, моральных норм, эстетических представлений в обществе. Несмотря на различные попытки дать универсальное определение физической привлекательности, становится очевидным, что в разных культурных традициях существуют свои, уникальные характеристики и эталоны красоты.

Целью данной статьи является попытка рассмотрения основных эстетических характеристик женских образов в контексте исторического анализа. Также, обосновывается гипотеза о том, что в современных условиях глобализации происходит тенденция к унификации стандартов красоты в разных культурах. В современном мире все больше усиливается влияние визуальной культуры. Средства массовой информации через моду и рекламу демонстрируют «глянцевые образы» привлекательных мужчин и женщин, которые задают эталоны и социальные стереотипы красоты.

Все это формирует небывалый интерес к проблемам образа «телесного Я» и физической привлекательности. Современный человек обеспокоен не только проблемами экономического благополучия и самореализации, но и вопросами своей внешности и ее соответствия современным представлениям об идеальном внешнем облике. Это объясняется тем, что «тело человека уже давно представляет собой не просто физическую данность от природы, которая ценна сама по себе, а новое культурное образование, подчиняющееся постоянно изменяющимся эталонам красоты, навязываемым целой индустрией СМИ и шоу бизнеса».

Физическая привлекательность стала для современного человека неизменным атрибутом успешной личности и важным критерием для формирования собственной самооценки. Феномен красоты связан со множеством культурных стереотипов и имеет важные социальные последствия.

Так, например, физическая привлекательность нередко связана с восходящей экономической мобильностью, особенно для женщин. У привлекательных людей больше шансов сделать быструю карьеру, поскольку внешняя красота ассоциируется с другими личностными положительными качествами, как профессионализм, ответственность, интеллект, оптимизм и др.

В сфере личных отношений фактор привлекательности также имеет большое значение. Красивые люди более популярны у представителей противоположного пола, имеют больше друзей, легче заводят знакомства. Существует мнение, что социальные стереотипы в отношении внешней привлекательности имеют биологическую основу. Эволюционно в нашем сознании заложено, что красота – свидетельство высокого качества генов ее обладателя, а значит гарант здорового потомства. Большинство исследователей едины в том, что культура каждого конкретного общества конструирует свой определенный эталон физической привлекательности.

У разных народов в разные исторические эпохи каноны красоты весьма разнились. У древнеегипетской красавицы должны были быть большие миндалевидные глаза, прямой тонкий нос и полные, четко очерченные губы.

Египтянки, стремясь походить на эталон, прибегали к различным манипуляциям со своей внешностью: закапывали в глаза экстракт цветка белладонны для придания блеска и расширения зрачков, лицо протирали соком ириса. Это вызывало сильнейший кожный зуд, но как следствие появлялся желанный румянец. В Древнем Египте было принято пользоваться косметикой, причем, чем больше косметики было нанесено, тем красивее считалась дама.

Особое значение в макияже придавалось глазам. Древнекитайские красавицы должны были быть маленького роста, миниатюрными лотосовыми ножками, которые достигались при помощи практики перебинтовывания ступни еще в раннем детстве. Одним из элементов древнекитайской моды были сложные прически, сделав которые, женщины предпочитали спать неподвижно, положив голову на специальные дощечки. Для того, чтобы выработать такую привычку китайских девочек во время сна нередко привязывали к кровати.

В средние века в европейской культуре основой мировоззрения была христианская религия. Все сферы жизни человека, в том числе и эталоны внешности обуславливались церковными правилами. Телесная красота не подчеркивалась и уступала место красоте духовной. Привлекательными считались худоба и бледная кожа. В погоне за красотой средневековые женщины прибегали к различным средствам, которые не всегда были безопасными.

Так, например, чтобы добиться бледности кожи женщины делали кровопускания. В эпоху Возрождения худоба уступает место пышным формам. Тело человека стало восприниматься не только как греховная плоть, но и как предмет искусства. . В XIX веке в моду вошла естественность и простота. Косметического эффекта девушки достигали с помощью натуральных средств: уксус создавал бледность, а земляника, наоборот, румянец. По прежнему важнейшим атрибутом красоты была белая нежная кожа. Все стали носить корсеты, которые помогали исправить недостатки фигуры [1].

В XX же веке тенденции моды изменялись каждые десять лет и эти изменения соответствовали самому характеру времени и историческим событиям. В современной реальности процессы глобализации затрагивают не только экономические и политические процессы, но и социокультурные отношения. В информационном мире происходит сближение наций во многих отношениях, включая культурную интеграцию. Всемирная паутина и современные средства коммуникации позволяет транслировать всему миру определенные ценности и идеалы, в том числе и стандарты красоты.

Наиболее характерные тенденции к изменению традиционных восточных стандартов красоты проявляются в современной южнокорейской культуре. Новыми ориентирами физической привлекательности становятся европеоидные черты лица: большие глаза, узкий нос, светлые волосы. Этот факт подтверждается небывалым спросом на пластические операции. Подвергают себя пластическим манипуляциям как юные кореянки, так и зрелые женщины, чтобы сохранить молодость. Привлекательная внешность с европеоидными чертами становится своеобразным культом, новым эталоном «евразийской внешности», который агрессивно навязывается новыми культурными стереотипами [2]. Исследователи полагают, что в этом контексте можно говорить о проявлении «де-ориентализации» красоты в странах восточной и юго-восточной Азии.

Традиционные восточные факторы привлекательности уступают место европейским стандартам. В традиционной культуре Китае, Корее, Японии, других стран юго-восточной Азии одинарное веко было не только нормой, но и идеалом красоты.

Так, например, во времена правления династии Цин в Китае небольшие и раскосые глаза были самыми прекрасными, а большие никого не привлекали. Еще на протяжении нескольких столетий подобное мнение преобладало и в других регионах Азии.

Все изменилось в ХХ веке. Вместе с падением китайской империи и увеличением числа европейцев в регионе, происходило все большее проникновение идей, норм, ценностей европейской и американской культуры. Это коснулось и моды на европеоидную внешность. Слияние европейских и восточных черт привело к формированию нового типа красоты, который стали обозначать как евразийский или паназиатский. Культ евразийской внешности царит во всем азиатском регионе. Почему стандарты европеоидной внешности стали популярными в странах Востока?

Одно из объяснений исследователи находят в истории колониального прошлого многих восточных стран. Считать, что европейская внешность превосходит красоту азиатов – это часть постколониального менталитета. За долгие годы сформировался стереотип о том, что европейские колонизаторы, как представители развитой культуры, выглядят более привлекательными, а «отсталые» этнические группы считаются не столь красивыми.

Широко распространенный европейский колониализм XIX-го века оказал огромное влияние на все сферы жизни азиатского общества, в том числе и на новые стандарты привлекательности. Рост мировой индустрии красоты был тесно связан с новой волной глобализации, которая началась в XIX веке.

С середины XIX-го века множество фирм, в основном базирующихся в западных странах, пережив свои собственные промышленные революции, пересекли границы и наладили поставки в зарубежные страны. Например, такие известные парфюмерные дома, как Piver, Guerlain и Rimmel создали крупный экспортный бизнес по всему миру. Поскольку фирмы рекламировали свои бренды путем использования европейских образов, происходило распространение идеалов красоты западной культуры. Новый импульс унификации стандартов произошел вследствие увеличения популярности Голливуда.

Американская киноиндустрия ежегодно насаждала определенные представления о необходимых параметрах привлекательности. На сегодняшний день популяризация идеалов еще более обширная в связи с распространением Интернета Рассмотрев стандарты красоты в разные эпохи, мы можем утверждать, что идеалы формировались под влиянием исторических, социальных и экономических факторов.

На данном этапе развития общества глобализация проникает во многие аспекты жизни человечества, в том числе изменениям подвержена духовная сфера и сфера красоты, в частности. Унификация идеалов красоты происходит под воздействием глобальных средств массовой коммуникации, глобализационный процесс способствует стандартизации и универсализации западной модели женской красоты во всем мире.

Список используемых источников:

1. Егорова, С. И., Бобрихин, А. А. Красота и нормативная внешность в условиях глобализации [Текст] / С. И. Егорова, А. А. Бобрихин // XXI век – век дизайна: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург. – 2014. – С. 66 – 71. 2. Нагорнова, Е. Е. Женская красота в зеркале времен [Текст] / Е. Е. Нагорная // Аналитика культурологии. – 2015. – № 2. (32). – С. 114 – 118.

Искакова А.


Комментировать


− 5 = четыре

Яндекс.Метрика