Формирование культуры безопасного поведения

Превалирующей причиной многих аварий, катастроф, как показывают результаты расследований, является человеческий фактор. Низкая культура безопасности населения, надежда на русский «авось», приводит к тому, что люди и на производстве, и в быту вопросам безопасности не уделяют должного внимания.

Образование в системе жизнеобеспечения общества является не только решающим фактором экономического процветании, но и основой духовной безопасности. Уникальные возможности одновременного формирования духовной личности и воспроизведения культуры народа позволяют рассматривать образование как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества.

Одним из реальных механизмов реализации задач в сфере духовной безопасности, является высшее образование, возможности которого позволяют рассматривать его не только как социальный институт профессиональной подготовки, но и как инструмент обеспечения духовной безопасности нации [1]. Важнейшей целью образовательного процесса в области безопасности является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа-безусловности приоритетов безопасности при решении любых задач.

Культура безопасного поведения — это система накопленных знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также совокупность качеств личности, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций различного характера и обеспечивающих высокий уровень безопасности человека в повседневной деятельности, а также формирование ценностного отношения к своей безопасности, безопасности других и окружающей среды, это процесс формирования внутреннего убеждения, что является личностными новообразованием человека.

Культуру безопасного поведения необходимо рассматривать как элемент духовной культуры, так как это связано с тем, что человеческая деятельность осуществляется в формах духовного производства. Духовной культуре присуща познавательная функция, благодаря которой у человека формируется целостная картина мира, а это находит свое отражение и в культуре безопасного поведения. Информативная функция позволяет осуществлять обмен знаниями, навыками, что позволяет накапливать положительный и отрицательный опыт в области безопасности жизнедеятельности, так необходимый для безопасного существования. В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» вВузе, проявляется совокупность информационной и коммуникативной функций культуры.

Духовной культуре присуща и аксиологическая (оценочная) функция. В культуре безопасного поведения она выражается в определении ценности жизни как наивысшей, а также в формировании ценностного отношения к своей безопасности и безопасности других. Все эти функции служат главному – формированию и развитию самого человека. А в культуре безопасного поведения – накоплению, систематизации, развитию знаний, умений и навыков и таких качеств личности, которые будут направлены на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности [3].

В 2003 году Российская Федерация присоединилась к Болонским соглашениям. В этой связи система образования России подвергается серьезныму реформированию: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом.

Современный этап развития образования характеризуется обновлением содержания и технологий образования, внедрением новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода. Основными задачами изучения дисциплины (компетенциями) «Безопасность жизнедеятельности» являются [2]: приобретение понимания проблем устойчивого развития деятельности и рисков, связанных с деятельностью человека; овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; идентификации опасностей; алгоритмом действия людей в чрезвычайных и экстремальных ситуациях; формирование: — теоретических знаний и практических навыков, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий; прогнозирования развития негативных воздействаий и оценки последствий их действия; — культуры безопасности жизнедеятельности, безопасного типа поведения, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности, сохранения жизни, здоровья и окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; — культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; — готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечение безопасности и улучшения условий труда в сфере профессиональной деятельности; реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; — мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности; — способностей к оценке вклада своей предметной области в решении экологических проблем и проблем безопасности; — способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Таким образом, важнейшими задачами Высшей школы является реформирование образования, создание таких моделей, которые способны, опираясь на традиции и опыт отечественной и мировой школы, максимально эффективно востребовать и транслировать духовный, человеческий потенциал, высокий уровень профессионализма в области повышения безопасности. Формирование культуры безопасности и приобретение компетенций в области безопасности является кардинальным способом повышения безопасности.

Литература

1. Кваша Б.Ф. Образование как духовная безопасность общества. Юбилейные научные чтения «Белые ночи-2008» /Материалы Международных научных чтений Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. – СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2008-с.19-23.

2.Николаева Н.И. Междисциплинарный подход в системе профессионального образования к комплексной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций: монография /Н.И. Николаева; НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2012.-210 с.

3.Обухова Т.А. Духовная культура как основа формирования культуры безопасного поведения. Юбилейные научные чтения «Белые ночи-2008» /Материалы Международных научных чтений Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. – СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2008- с.42-44.

С. Н. Гладких, канд. техн. наук, доцент кафедры БЖД,

Н.И. Николаева, канд. биол. наук, доцент кафедры БЖД Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого


Комментировать


− один = 2

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru