Формирование пространства общих ценностей в европейском и евразийском интеграционных проектах | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Формирование пространства общих ценностей в европейском и евразийском интеграционных проектах

1

В начале 2015 года вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), за-ключенный в мае 2014 года президентами России, Казахстана и Белоруссии. 2 января 2015 года официально вступила в ЕАЭС Армения. В соответствии с договором о присоединении к ЕАЭС 29 мая 2015 года в Евразийский экономический союз официально вступит Киргизия.

Евразийский экономический союз — это очередная попытка России создать большой интеграционный проект, который способствовал бы формированию особого ценностно-смыслового пространства. Региональная интеграция является не самоцелью, а средством выживания в условиях нарастающей конкуренции и борьбы за ресурсы. В конечном счете смысл любого интеграционного проекта — создать привлекательное для его участников социальное пространство, способствующее сохранению идентичности. Европейский Союз (ЕС) как раз и является примером сообщества, основанного на ценностях. В ст. 2 Договора о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора) они сформулированы следующим образом: «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин» .

Детально эти принципы изложены в Хартии Европейского Союза об основных правах, в преамбуле которой, в частности, отмечается, что «осознающий свое духовное и нравственное историческое наследие, Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях — человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства. Он помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и справедливости»2 . Естественно, эти основные права не изобретены Европейским Союзом, а являются частью европейского ценностного наследия, фундамент которого был заложен в конце XVIII века Великой французской революцией 1789 года и первой демократической конституцией в Европе — польской конституцией 1791 года. Гражданские свободы, демократия, принципы правового государства со временем были введены во все большем количестве государств, и сегодня они стали базовыми ценностями каждого отдельного государства — члена Европейского Союза, а также самого Европейского Союза .

Однако в истории формирования общей системы европейских ценностей можно обнаружить и более глубокие корни. Как справедливо отмечает Ю. Рубинский, эта система напоминает «пирамиду, сложенную веками из разных строительных материалов»4 . Фундаментом этой пирамиды служит наследие Античности и право Древнего Рима. Древние греки передали современным европейцам представление об окружающем мире как гармоничном целом, фундаментальные категории философии, этики и эстетики, основные формы государственного строя. В Древней Греции родились и достигли расцвета основные виды и жанры европейской культуры — литература, драматургия, театр, скульптура, живопись, спорт. Римское право впервые юридически отделило гражданскую сферу жизни от публичной, закрепило понятие частной собственности, ввело в качестве способа решения гражданских споров открытый состязательный процесс между равноправными сторонами, в рамках которого суд выносит приговор на основе писаного законодательства. Римская правовая культура стала основой самой эффективной для своего времени гражданской и военной администрации — четко структурированной системы управления государством, где каждый носитель власти имел строго определенный круг полномочий и ответственности. Важным источником европейских ценностей стало также христианство, которое проповедовало любовь к ближнему, покаяние, милосердие.

Решающими вехами в эволюции европейских ценностей были эпохи Ренессанса и Просвещения. Мыслители-гуманисты этих эпох поставили человека в центр мироздания, провозгласили его мерой всех вещей. Философы-энциклопедисты XVIII века провозгласили критический разум единственным инструментом познания законов окружающего мира и его перестройки на рациональных началах. Именно они ввели понятие естественных прав человека и гражданина, нашедших выражение в лозунге Великой французской революции «Свобода, Равенство, Братство». Некоторые исследователи обращают внимание на то, что в официальных документах Европейского Союза европейские ценности отражаются лишь частично, и предлагают свои варианты их интерпретации. Например, старший научный сотрудник Брюссельского центра по изучению европейской политики М. Эмерсон так определяет системные черты европейской модели, называя их «десятью европейскими заповедями» .

1. Демократия и права человека юридически сформулированы в Европейской конвенции по правам человека Совета Европы, а также включены в «копенгагенский политический критерий» Европейского Союза для принятия новых членов. 2. Общая юридическая основа для четырех свобод — общего рынка, пространства для свободного передвижения, обитания и занятости граждан Европейского Союза. 3. Социальная модель — базовое социальное обеспечение и доступ к здравоохранению. 4. Многонациональный характер общества, отрицание национализма — общество должно приобрести качества, совмещающие региональные, национальные и европейские особенности. 5. Светский мультикультурный подход. 6. Антитоталитаризм и антимилитаризм во внешней и внутренней политике, но без пацифизма. 7. Многосторонний подход в международной политике, а также во внутриевропейских делах. 8. Многоярусное управление. Наднациональный, национальный и региональный уровни. 9. Открытость для всех европейских демократий.

10. Постепенно меняющиеся, эволюционирующие границы Европейского Союза, а не жесткое разделение Европы на своих и чужих. Европейский Союз как неоВестфальское федеративное государство. В отличие от Европейского Союза, ценности Евразийского экономического союза на сегодняшний день не сформулированы в таком явном виде и не закреплены ни в каких документах. В ст. 3 Договора о Евразийском экономическом союзе речь идет лишь об основных принципах функционирования Союза, таких как уважение общепризнанных принципов международного права, уважение особенностей политического устройства государств-членов, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества1 . Вызывает вопросы и акцентирование внимания именно на экономической составляющей евразийской интеграции. Не без основания говорится, что «чисто материальные интересы не способны обеспечить полноценную, а самое главное — долгосрочную и успешную интеграцию. Только общая идеология, система представлений (или, как сейчас модно говорить, “духовные скрепы”) позволят жителям всех стран, входящих в Евразийский союз, чувствовать себя единым целым» .

Важность разработки такой системы представлений осознают и во властных структурах. Так, во время заседания 13 ноября 2014 года Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации на тему «Формирование общего культурного и информационного пространства евразийской интеграции» В. И. Матвиенко заметила, что значимость Евразийского экономического союза понимают в основном только политики и эксперты. Отсутствует широкая информация о сути нового интеграционного объединения в Евразии, а без этого невозможно достичь поддержки граждан этого проекта. В. И. Матвиенко подчеркнула, что «просветительская и информационная деятельность должна вестись на всех уровнях. Выполнение этой задачи должно быть возложено не только на средства массовой информации, на журналистов, но и на общественных деятелей, на экспертное сообщество, на парламентариев и, конечно, на дипломатов».

В целом можно согласиться с оценками некоторых экспертов, которые указывают на то, что сегодня очевиден ряд условий, имеющих принципиальное значение для успеха Евразийского экономического союза4 : 1) евразийская интеграция не может строиться только на экономических мотивах; 2) в евразийской интеграции должна доминировать социогуманитарная составляющая. Евразийский проект должен создаваться и реализовываться в интересах всех граждан, а не только правящей бюрократической и деловой элиты.

Только тогда он станет всенародным, устойчивым к колебаниям политической и деловой конъюнктуры. Нужны совместные культурные и научные программы, общие журналы и телепередачи, массовые обмены студентами и преподавателями вузов, стажировки, языковые курсы и т. п.; 3) евразийский проект должен задавать ясные и привлекательные ориентиры общественного развития. Чтобы разделить общую судьбу, граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз, должны иметь простые ответы на главные вопросы: «Какой тип экономики мы строим? Чем он будет отличаться от других типов экономики? Какую модель государства мы хотим видеть в наших странах?

В чем, наконец, состоят особые и незыблемые ценности евразийства?»; 4) Евразийский экономический союз должен действовать на принципах многосторонности, равноправия и взаимного уважения сторон. Доминирование в нем России, объективно заданное ее размерами и центральным географическим положением, необходимо компенсировать системой многостороннего принятия решений; 5) новое видение евразийского проекта должно стать результатом совместной работы интеллектуалов всех стран, входящих в Евразийский экономический союз. Коллективная работа политологов, историков, экономистов, философов, социологов из всех стран ЕАЭС позволила бы разработать новую концепцию евразийского проекта, призванного создать привлекательное ценностно-смысловое и экономическое пространство для всех евразийских народов.

В. В. Шляпников


Комментировать


8 × один =

Яндекс.Метрика