Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения русских народных сказок | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения русских народных сказок

Правила искусного чтения

После развала СССР, отказа от прежней идеологии и коммунистических идей, на рубеже XX–XIX вв. возникла необходимость в поиске идеи, способной объединить российский народ. К сожалению, до настоящего времени политическая, экономическая и интеллектуальная элита не смогла выработать чёткие нравственно-идеологические ориентиры. В качестве «национальной идеи» в разное время называли: духовность, народовластие и державность (академик Г.В. Осипов); Благополучие Человека, Семьи, Народа, Государства (Р.Г. Яновский); инновационное развитие (А.И. Уваров и И. Чубайс), патриотизм (В.В. Путин), религиозность. Как видно, предложенные варианты «национальной идеи» в той или иной мере отсылают нас к многовековой истории и базируются на традиционных для русского народа ценностях: коллективизм, справедливость, нестяжательство, терпение, самоотверженность. Сохранение и укрепление народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта во все времена являлось основной целью воспитания.

Приобщение к духовным ценностям народа особенно значимо в дошкольные годы. ФГОС ДО, определяя содержание и организацию образовательной деятельности, также предполагает усвоение на этапе дошкольного детства «норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности» [3, с. 5]. В связи с этим особую актуальность в период роста национального самосознания в обществе приобретает формирование у дошкольников представлений о традиционных духовных ценностях, характерных для русского народа. К факторам, влиявшим в России на формирование духовных ценностей у подрастающего поколения, исторически относились: – воцерковлённость семьи и общества: религиозное воспитание согласно уставу церкви;

– труд (с пяти лет) как основа жизни в семье, труд как праздник, разграничение мужского и женского труда, обучение на наглядном опыте у старших членов семьи; – зрелищно-игровая культура: коллективные игры, забавы, разыгрывание сказок по ролям с помощью тряпичных кукол, сценки народного театра, кукольный театр; – праздничная культура: праздничные традиции и обряды, чёткий ритм года с чередованием постов и праздников; – художественное декоративно-прикладное творчество: резьба по дереву, различные вида росписи, изделия из глины, камня, дерева, вышивка, шитьё, плетение кружев и т. п.; – музыкальный фольклор: песни, заклички, попевки, колядки, пляски, хороводы, музыкальные игры, колыбельные, пестушки, потешки [1, с. 175].

Огромное влияние на формирование представлений о традиционных нравственных ценностях по сей день оказывает устное народное творчество: былины, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, прибаутки. Ценностные приоритеты русского фольклора позволяют определить нравственный потенциал ребёнка, помогают осуществлять нравственно одобряемый выбор поведения, образуют внутренний стержень культуры, потребности и интересы личности. Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей отводится русской народной сказке.

Фонд русских народных сказок удивительно разнообразен: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. Положительные герои в русских народных сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки [2, с. 90]. Рассмотрим наиболее известные русские народные сказки, формирующие представления о традиционных для русской культуры нравственных ценностях. Сказки о послушании: «Петушок-золотой гребешок» («Кот, петух и лиса»), «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок». Сказки поощряющие скромность, смирение: «Морозко», «Хаврошечка», «Финист – ясный сокол» (страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической).

Уважительное отношение к старшим: «Летучий корабль», «Молодильные яблоки». Трудолюбие: «Рукодельница и ленивица», «Репка», «Царевналягушка». Ответственность, забота о близких: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко». Находчивость, смекалка: «Каша из топора», «Маша и медведь», «Вершки и корешки». Коллективизм, взаимовыручка: «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масляный» В своей работе мы используем следующие методические приёмы по приобщению детей к чтению сказок: – чтение художественных произведений; – беседы по прочитанному; – заучивание наизусть; – пересказ произведений; – выразительное чтение; – игры – драматизации; – дидактические игры; – элементы инсценирования; – изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); – театрализованная деятельность; – показ иллюстраций, картинок, игрушек; – просмотр мультфильмов, фильмов; – оформление выставок; – использование разных видов театра. Формы работы: • НОД • Кружковая работа. • Культурно-досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры. • Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно-печатные игры). В современных условиях развития образования родители должны стать равноправными участниками образовательного процесса, поэтому при формировании у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях активно сотрудничаем с родителями.

Используем следующие формы работы: • Родительские собрания. • Индивидуальные консультации. • Семинары – практикумы. • Папки – передвижки. • Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок. Таким образом, сказки могут стать эффективным средством формирования у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях русского народа.

Литература 1. Гаспринская А.А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования // Труды СанктПетербургского государственного университета культуры и искусства. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-traditsionnoynarodnoy-kulture-v-uchrezhdeniyah-doshkolnogo-obrazovaniya. 2. Макаров А.В., Васильева Л.А. Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников // Общество: социология, психология, педагогика. – URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-russkoy-narodnoy-skazki-naformirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-doshkolnikov. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28.08.2013. М.: Просвещение, 2013. С. 16.

Юлия Александровна Андреева,

Ирина Николаевна Красноштанова


Комментировать


8 − = два

Яндекс.Метрика