Формирование этнографической коллекции Кировского областного краеведческого музея | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Формирование этнографической коллекции Кировского областного краеведческого музея

Основой для написания данной статьи послужила учетная документация отдела фондов Кировского краеведческого музея. Сбор, хранение, научная обработка материалов, посвященных материальной и духовной культуре народов Вятского края, с самого начала деятельности краеведческого музея являлись одной из его основных задач. Уже среди первых экспонатов созданного П. В. Алабиным Вятского публичного музеума – предметы быта марийцев, русский женский костюм, удмуртская одежда и утварь.

Этнографические экспонаты имелись и в преемниках Алабинского музея. Согласно «Описи предметов, находящихся в музее при Вятском Александровском реальном училище», в нем были домашняя утварь, орудия обработки льна и ткачества, земледельческие орудия, марийские гусли и удмуртская волынка, русская, удмуртская марийская народная одежда; часть этих экспонатов до сих пор хранится в собрании Кировского областного краеведческого музея. К настоящему времени музей обладает значительной коллекцией предметов, посвященных народному костюму, быту, традиционным занятиям народов, проживающих в Кировской области. Этнографическая коллекция музея формировалась несколькими способами.

Первый из них – это предметы, которые жители г. Вятки (позднее – Кирова), Вятского края сами приносили в музей. В создаваемый П. В. Алабиным музей уже упоминавшиеся предметы быта марийцев передал становой пристав Ф. П. Мышкин, старинный женский нарядный костюм – А. И. Рязанцев, удмуртскую одежду и утварь – священник С. Стефанов [1]. Поступления от частных лиц продолжались на протяжении всей истории музея. Второй источник пополнения музейной коллекции – это поступления из собраний музеев, в основном тех, которые по тем или иным причинам прекратили свою деятельность. Уже при создании Вятского публичного музеума по просьбе

П. В. Алабина в него было передано собрание недействовавшего к тому времени музея Палаты государственных имуществ, среди экспонатов которого были предметы народного быта, элементы традиционного костюма, а из вятской гимназии были переданы в числе других предметов и «одежды вотяков» [2]. Эта практика продолжилась и после Октябрьской революции. В 1918– 1919 гг. коллекция музея была дополнена экспонатами закрытого Трифоновского церковно-археологического музея. Среди поступивших предметов – «принадлежности языческих жертвоприношений», прежде всего переданный священником с. Верх-Порзинского А. Лупповым «Вотский Воршуд (украшение идола), состоящий из беличьей шкурки, украшенной цветными лоскутками и привесками из нескольких старинных серебряных мелких монет», а также блюда, лубяные короба, чашки, ковши и т. п. [3]. После закрытия созданного Александром Ивановичем Янкиным Шурминского районного музея часть его предметов тоже попала в областной краеведческий музей. Хотя пока не удалось выявить все экспонаты этого музея, пополнившие нашу коллекцию, но сам факт их поступления подтверждается наличием предметов, переданных А. И. Янкину известным вятским старообрядцем, владельцем типографии в с. Старая Тушка Лукой Арефьевичем Гребневым.

Это образцы шрифта старообрядческих типографий, в том числе типографий самого Л. А. Гребнева (еще подпольной в д. Дергачи и в с. Старая Тушка), заставки гребневской типографии, листы рукописных книг, напечатанный в тушкинской типографии Псалтырь [4]. В 1940 г. в дар от Советского районного музея была получена холщовая вышитая рубаха, несколько марийских и татарский головные уборы. Ценные предметы поступили в фонды Кировского краеведческого музея из ликвидированного в 1941 г. Антирелигиозного музея. Среди них стоит особо выделить экспонаты того же Шурминского музея: деревянные марийские четки в виде палочки, употреблявшиеся для жертвоприношений, кости жертвенного животного из марийской священной рощи, берестяная сумочка для сбора денег во время марийского праздника. Очень интересны материалы, посвященные старообрядцам: четки, миниатюрное рукописное Евангелие, книга, напечатанная в Тушкинской типографии. Также из Антирелигиозного музея поступили свадебный марийский шерстяной платок с амулетами, старинный марийский костюм свахи, сюремная труба, мочальный кнут с ручкой из березы, употреблявшийся в праздник Сюрем для изгнания из дерева духа Явыл.

К сожалению, не все из перечисленных предметов сохранились в фондах музея к настоящему времени. Наиболее важным, на наш взгляд, источником пополнения этнографической коллекции музея являются этнографические выезды, экспедиции. Очень активно эта работа велась в краеведческом музее в 1920-е гг., что во многом было связано с деятельностью Елены Васильевны Матвеевой. На средства, полученные из Отдела музеев Главнауки, 3–15 июля 1925 г. Вятский государственный музей провел этнографическую экспедицию в Куменскую волость Вятского уезда с целью сбора «предметов материальной культуры старой деревни» [5]. В экспедиции приняли участие члены Этнографической секции Вятского исторического общества Е. В. Матвеева (руководитель), Е. П. Луппова, Н. Н. Тихоницкая, А. В. Фищев (художник), в обсуждении вопросов ее организации также участвовали члены Вятского исторического общества А. А. Овчинников и И. И. Матвеев (супруг Е. В. Матвеевой). Местом проведения экспедиции были выбраны Куменская и Нагорская волости Вятского уезда, где, по мнению исследователей, русское население «являлось наиболее самобытным в смысле сохранившихся обычаев, костюмов, построек…» [6]. В общей сложности члены экспедиции частью проехали, частью прошли пешком свыше 160 верст, обследовали 28 населенных пунктов [7]. Была собрана богатая коллекция русской народной мужской и женской одежды, скатертей, полотенец, крестьянской утвари, выполнены планы и точный замер двух изб, А. В. Фищевым были сделаны зарисовки интерьера избы. В 1926–1928 гг. этнографическая экспедиция, также под руководством Е. В. Матвеевой и при участии И. И. Матвеева, Н. Н. Тихоницкой, Е. П. Лупповой, Ю. И. Матвеева, обследовала Селезеневскую волость Вятского уезда, в музей поступило ценное собрание русской одежды. В 1927 г. Е. В. Матвеевой осуществлялся сбор экспонатуры в д. Пасегово Халтуринского уезда. Музейное собрание удмуртской мужской и женской одежды пополнилось в 1928 г. в ходе поездки под руководством Е. В. Матвеевой в деревни Слободского уезда Вятской губернии, причем деньги на закупку предметов были выручены от концерта, проведенного Е. В. и И. И. Матвеевыми. В 1920-е гг. этнографическая коллекция музея пополнялась и благодаря экспедициям, проводившимся Вятским пединститутом. В 1926 г. состоялась экспедиция студентов коми-пермяков в Слудскую волость Халтуринского уезда Вятской губернии, одним из результатов которой стало пополнение коллекции одежды коми. В 1929 г. в фонды музея поступили экспонаты, собранные студентами во время экспедиции в д. Старый Ягул Малмыжского уезда. После ухода Е. В. Матвеевой из музея собственно этнографические экспедиции прекратились. Этнографические экспонаты собирались попутно, во время проведения иных экспедиций музея. В 1930 г. в результате экспедиции А. П. Фокина и Б. Б. Колокольникова в Мурашинский район для приобретения экспонатов по охотпромыслам в музей поступили, наряду с предметами охотничьего снаряжения, штаны мужские, платок, образцы набойки. В марте–апреле 1932 г. экспедицией по изучению верхнесысольских охотпромыслов Кайского района под руководством профессора А. В. Федосова были собраны охотничье и рыболовное снаряжение, соха, разнообразная крестьянская утварь, в том числе и для браговарения.

В 1939 г. во время поездки Арбузовой в Тамышевский сельсовет Белохолуницкого района было получено в дар 66 предметов, из которых 42 были оставлены в Слободском музее, а 24 (в основном домашняя утварь) поступили в Кировский музей. В послевоенное время этнографические экспедиции музеем по-прежнему не проводились, только в 1954 г. сотрудник музея Кассина, в качестве представителя краеведческого музея, приняла участие в экспедиции Института этнографии АН СССР по ряду районов Кировской области. В музейную коллекцию поступили русская женская и мужская одежда, образцы пестряди, орудия прядения. С 1960-х гг. этнографическая экспонатура собиралась, главным образом, во время выездов сотрудников отделов истории, фондов в районы области для сбора материалов, посвященных общеисторическим вопросам, деятельности сельскохозяйственных предприятий, участникам и героям Великой Отечественной войны. Например, в результате поездки И. И. Стефановой летом 1962 г. в Вятскополянский район в музей поступили, наряду с другими предметами, татарские украшения, нагрудник, валенки. Но совершались выезды и непосредственно для приобретения этнографической экспонатуры.

В 1962 г. зав. фондами музея А. Т. Рудаковой в Белохолуницком районе были приобретены орудия гончарного производства, в том числе и гончарный круг, образцы ткачества, в 1964 г. А. Д. Фокиным в д. Загайновцы Куменского района – элементы русского женского костюма, холсты, крестьянская утварь. В 1970-е гг. подобная практика продолжалась. В 1972 г. Л. Л. Кощеевой в д. Плотники Куменского района были приобретены сарафаны, в 1973 г. Н. С. Ульянова проводила сборы этнографической экспонатуры в Котельническом и Даровском районах Кировской области, где ею были приобретены русская мужская и женская одежда, холсты, скатерти, полотенца, гончарный круг, жернова, посуда и другая крестьянская утварь. Кроме того, было организовано несколько довольно крупных экспедиций. В 1970 г. в Лебяжском районе сотрудниками музея Н. С. Ульяновой, В. Д. Сергеевым, А. А. Бушмелевой, А. П. Виноградовым были приобретены русская и марийская крестьянская утварь. Также в 1970 г. состоялась экспедиция сотрудников музея Н. С. Ульяновой, В. Д. Сергеева, Б. К. Ревы в Унинский район Кировской области, в ходе которой были обследованы удмуртские и русские деревни, а этнографическую коллекцию музея пополнили русская и удмуртская женская одежда, колокольцы, самопрялка, крестьянская посуда и другие предметы. С 1979 г. активно пополняли этнографическую коллекцию сотрудники планировавшегося (но так и не созданного) Музея деревянного зодчества. Особого внимания здесь заслуживает деятельность В. А. Любимова, которым была собрана уникальная коллекция деревенской росписи, в том числе целых интерьеров крестьянской избы северо-запада Кировской области. В 1984, 1985 гг. в Унинском районе В. А. Любимов собрал одну из наиболее полных в России коллекций удмуртских прялок. Как представитель Кировского краеведческого музея В. А. Любимов принимал участие в Вятской этнографической экспедиции студентов МГУ, проходившей под руководством А. В. Логинова в 1982–1984 гг.; в Кировский краеведческий музей поступила разнообразная крестьянская утварь. Начиная с 1990 г., ежегодно этнографические экспедиции стали проводиться отделом истории краеведческого музея. Музейное собрание русской и марийской женской одежды пополнилось в 1990 г. в результате обследования Юрьянского и Уржумского районов. Интересные старообрядческие предметы поступили в музей после поездки в д. Шишкино (бывший Починок над Ройским истоком) в семью Максимовых. Среди них – старинная одежда, утварь, семейные реликвии, в том числе поминальная книжка рода Л. А. Гребенева. В 1991 г. было совершено несколько выездов: в удмуртские деревни Слободского района (Светозаревский сельсовет), в Лебяжский, Малмыжский, Уржумский, Тужинский районы, где были собраны традиционная народная одежда, предметы быта марийцев и удмуртов Вятского края. В 1992 г. в отделе истории был создан сектор этнографии в составе сотрудников И. Ю. Трушковой (зав. сектором) и Э. Г. Касимовой. В ходе поездок сотрудников сектора по районам Кировской области значительно пополнилось этнографическое собрание музея предметами, относящимися к русскому костюму, быту. Для этого были обследованы Афанасьевский, Кикнурский, Лебяжский (1992 г.), Пижанский (1993 г.), Малмыжский (1993, 1997 гг.), Вятскополянский (1993 г.), Мурашинский (1993 г.), Нолинский (1993 г.), Санчурский (1994 г.), Кильмезский (1994 г.) районы, лальская округа Лузкого района (1995 г.), Верхнекамский район (совместно с научными сотрудниками Научно-исследовательского института истории, языка и литературы Удмуртии, 1996 г.), Унинский район (совместно со студентами Удмуртского государственного университета, 1996 г.), Котельничский и Даровской (1996 г.), Зуевский районы (1996 г), с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района (1997 г.), Омутнинский район Кировской области (1998 г.). Для пополнения татарской коллекции были совершены этнографические выезды в с. Карино Слободского района (1992, 1993, 1997 гг.), Малмыжский (1993, 1997 гг.), Вятскополянский (1993 г.), Кильмезский (1994 г.) районы. Марийский костюм, предметы быта, утварь, украшения собирались в ходе следующих экспедиций сектора этнографии: в Кикнурском и Лебяжском районах (1992 г.), в Пижанском (1993 г.), Малмыжском (1993, 1997 гг.), Вятскополянском (1993 г.), Санчурском (1994 г.) районах Кировской области. Удмуртская коллекция музея была существенно дополнена в ходе поездок в Кильмезский (1994 г.), Унинский (совместно со студентами Удмуртско-го государственного университета, 1996 г.), Зуевский (1996 г.), Малмыжский (1997 г.) районы Кировской области.

Для пополнения музейного собрания, посвященного коми, были совершены выезды: в 1992 г. в Афанасьевский район, в 1993 г. в Мурашинский район Кировской области и Слудский район Республики Коми (входивший в Орловский уезд Вятской губернии), в 1995 г. в Верхнекамский район (совместно с научными сотрудниками Научно-исследовательского института истории, языка и литературы Удмуртии). В июле 1996 г. был совершен этнографический выезд в Опаринский район для сбора материалов по латышским, эстонским переселенцам. В 2003 г., после определенного перерыва, были возобновлены экспедиции отдела истории Кировского областного краеведческого музея. Комплексными историко-этнографическими экспедициями в 2003 г. обследовались Малмыжский и Кильмезский районы, в 2004 г. Лебяжский район Кировской области, в 2006 г. совместно с отделом природы изучались Богородский, Зуевский, Слободской, Унинский, Фаленский районы, в 2007 г. – Арбажский, Советский, Пижанский, Тужинский районы Кировской области. Во время работы экспедиций проводился сбор экспонатуры и информации по традиционному быту, культуре русского, татарского, марийского, удмуртского населения, осуществлялась фотофиксация. Этнографическое собрание музея, пополнявшееся с момента его основания, позволяет выполнить одну из наиболее важных функций краеведческого музея – изучение и сохранение предметов народной культуры, в том числе в настоящее время вышедших или выходящих из употребления.

Примечания

1. Дворецкая Т. А. По следам музея: очерки истории Кировского областного краеведческого музея. Киров, 2011. С. 18.

2. Там же. С. 11.

3. Каталог памятников церковной и частью народной старины вятского края, имеющихся в Вятской Трифоновском Церковно-Археологическом музее, и отчет Вятского Трифоновского Церковно-Археологического Музея за 1913–14 г. Вятка, 1914. С. 47.

4. См.: Семибратов В. К. Подвижник краеведения А. И. Янкин // Герценка: «Вятские записки» [альманах] / редкол.: С. Ю. Горбачев [и др.]. Киров, 2000. С. 100–103.

5. Матвеева Е. В. Из материалов этнографической экспедиции в Куменскую волость Вятского уезда, летом 1925 года // Труды Вятского государственного музея. Т. 1. Вятка, 1927. С. 45.

6. Москалец Е. Материалы Куменской экспедиции: [рукопись]. Киров, 1952. Л. 1–2. 7. Матвеева Е. В. Указ. соч. С. 45, 46

Э. Г. Касимова, г. Киров


Комментировать


3 − три =

Яндекс.Метрика