Цифровые векторы налогообложения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Цифровые векторы налогообложения

Точка зрения правительства на экономику может быть выражена в нескольких простых фразах: если что-то работает – облагай это налогом, если оно продолжает работать – регулируй, а если остановилось – субсидируй (Рональд Рейган – 40-й Президент США)

Трансформация общественных отношений в эпоху технологических инноваций не может не влиять на вопросы налогообложения. С изменением общественных формаций менялись форма налогов, объекты налогообложения. Возможно, последствия цифровой революции окажут свое воздействие на сущность и правовыеосновы таких понятий как: налог и налогообложение, механизм налогового контроля и налогового администрирования, профессия налогового инспектора и юриста по налоговым спорам, налогового консультанта. Попытка ответа на подобные вопросы тесно связана с факторами развития электронной коммерции, интернет-банкинга, рынка криптовалют, а также иных платформенных сервисов и приложений.В связи с переводом многих товаров, работ услуг онлайн, возможно ожидать снижения государственныхдоходов.

Так, в исследовании, проведенном группой ученых из университета Стэнфорда (OneHundredYearStudyonArtificialIntelligence), отмечается, что в результате применения искусственного интеллекта могут существенно снизится доходы бюджетов от уплаты налогов на доходы и прибыль. В связи с этим, в случае существенной зависимости бюджетов от указанного источника доходов применение искусственного интеллекта может негативно сказаться на бюджетах. Например, многие муниципалитеты получающие доходы от уплаты штрафов за превышение скорости, а также за нарушение правил парковки, вынуждены будут искать другие источники доходов, поскольку беспилотные автомобили смогут заменить людей и не нарушать закон, соответственно. В связи с этим органы государственной власти в целях сбалансирования бюджетов в свете возможности применения искусственного интеллекта могут принимать законодательство, замедляющее или меняющее направление развития технологий.

Трансформация общественных отношений в данном направлении может привести к снижению налоговых доходов бюджета. В связи с этим успешная реализация фискальной функции государства во многом будет зависеть от поиска властью иных источников дохода либо пересмотра системы налогового законодательства и (или) администрирования. Так, в Южной Корее подготовлен проект законодательного акта, регламентирующего введение налога на роботов. Подобная мера вызвана опасениями властей страны относительно возможных масштабных сокращений работников на некоторых производствах, вызванных использованием роботов. В связи с этим предлагается сократить некоторые налоговые льготы для предприятий, применяющих робототехнику в своей деятельности. Между тем, по мнению организаций, применяющих роботов, а также производителей и разработчиков роботов, подобные новеллы не пойдут на пользу, как инновационному развитию робототехники, так и бизнесу182. Предложения подобного толка есть в США. Предлагается облагать налогом только те компании, которые заменяют работников роботами. Средства, полученные от уплаты указанного налога, предполагается направить на развитие образовательных программ.

В связи с автоматизацией производства Билл Гейтс полагает, что и труд роботов, равно как и человеческий, должен облагаться налогом184 . По мнению профессора Шмидхубера, многие страны в скором времени обратятся к вопросу введения безусловного основного дохода, т.е. ежемесячной выплаты жителям государства пособия, которое позволит людям заниматься работой, не имеющей особого значения для развития экономики. Однако подобные выплаты потребуют пополнения бюджетов стран, что повлечет налогообложение владельцев робототехники, поскольку именно роботы вытеснили рабочие места людей. В противном случае будет спровоцировано восстание людей против машин185 . Во Франции предлагается взимать налог с доходов крупных интернеткомпаний. Речь идет о Google, Amazon, Facebook и Apple (GAFA), а также

Uber, Airbnb, Booking и французской Criteo, специализирующейся на онлайнрекламе.Система налогообложения в 21-м веке должна основываться на том, что имеет сегодня ценность, и это –данные», – отметил министр финансов Франции БрюноЛе Мэр186 . 21 марта 2018 года Европейская комиссия предложила ввести налог на цифровые услуги, облагаемые налогом на доходы, получаемые в результате предоставления определенных видов цифровой деятельности, а также ввести новый режим, касающийся налогообложения корпораций «со значительным цифровым присутствием»187.В цифровой экономике главной проблемой и потенциальным источником разногласий между странами является вопрос о том, где создается ценность. Хотя страны согласны с тем, что прибыль транснациональной корпорации должна облагаться налогом в тех юрисдикциях, в которых она создает стоимость, некоторые страны утверждают, что ценность для компаний в цифровой экономике обусловлена такими факторами, как участие пользователей или местоположение пользователей» .

Меры, принимаемые для решения выявленных налоговых проблем, должны координироваться на международном уровне, чтобы избежать опасности двойного или множественного налогообложения. В СШАтакже приняты важные меры в этом направлении. Так, Верховный суд США 21 июня 2018 года вынес решение по делу Южная Дакота против Wayfair, Inc., в соответствии с которым штаты США могут взимать налог с продаж с интернет-магазинов, несмотря на отсутствие их «физического присутствия». Данное решение может повлиять на неамериканские компании, которые совершают продажи в Соединенных Штатах, однако, не имеют там «физического присутствия». Подобная практика вполне может оказать воздействие на иные налоги в США, например, корпоративные, которые могут применяться к доходу лица, осуществляющего значительную коммерческую деятельность в государстве без «физическое присутствия»на его территории189 . Налоговый кодекс Российской Федерации – один из лидеров по количеству внесенных изменений.

Сайт ФНС России следует назвать одним из самых содержательных и прогрессивных по наполнению, в настоящее время содержит 12 разделов, позволяющих, например, создать свой бизнес, получить сведения из реестров, уплатить налоги или сборы, проверить риски для бизнеса и др. Все это (или отдельные этапы) переведены в онлайн режим. Налоговый контроль, думается, будет становиться все более автоматизированным. Проследить подобную трансформацию возможно на примере НДС. Так, до введения в эксплуатацию автоматизированной системы контроля АСК НДС-2 налоговый орган вынужден был проводить встречные проверки для подтверждения взаимоотношений между контрагентами. С 2015 года процесс администрирования был значительно упрощен. Автоматизация налогового контроля позволяет сопоставлять данные первичных документов налогоплательщика и его контрагента, выстраивать цепочки контрагентов, устанавливать обоснованность (либо необоснованность) налоговой выгоды. С учетом развития технологий, автоматизация работы налоговых ведомств, появление различных электронных сервисов налоговой службы направлены на повышение эффективности их работы. Указанные факторы способствуют реализации принципов экономности и удобства налогообложения, заложенных еще Адамом Смитом190 . «Сегодня «экономика по требованию» кардинально меняет наши взаимоотношения с работой и общественной структурой… Для людей, находящихся в облаке, основным преимуществом является свобода (работать или не работать) и беспрецедентная мобильность, которую они получают, являясь частью глобальной виртуальной сети …

Хотя человеческое облако находится в возрасте младенчества, уже накоплены значительные данные том, что это связано с «негласным выводом в офшор» («негласным», потому что платформы человеческого облака нигде не числятся и не обязаны раскрывать своих данных)»191.Можно предположить, что «экономика по требованию» может повлечь: лишение трудовых прав. Отсутствие необходимости трудоустройства, некая свобода и фриланс повлекут массовый отказ от заключения трудовых и гражданско-правовых договоров, как следствие, социальных выплат и уплаты налогов. Перевод многих услуг онлайн обуславливает необходимость налогового администрирования, например, интернет-доходов: доходов интернет-магазинов, доходов блогеров, онлайн-казино и онлайн игр. Например, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации разъяснил, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, в том числе на блогеров, получающих доходы. А налогоплательщики, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, выявляются в результате контрольной работы налоговых органов. Контрольная работа по привлечению указанных лиц к декларированию полученных доходов ведется на постоянной основе в установленном порядке192 . Подобная трансформация, думается, требует планомерного пересмотра законодательства о налогах и сборах с его последующим изменением и дополнением соответственно появляющимся нормам других отраслей права и законодательства. Так, получение дохода от выигрышей, инвестиционной деятельности, предпринимательской деятельности в сети может подпадать под регулирование главы 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» (при соответствующем ее дополнении сообразно меняющимися реалиям).Например, будут ли облагаться НДФЛ доходы от сделок с цифровыми правами, норма о которых появилась в ГК РФ?

Подлежит ли обложению НДФЛ доход, полученный от сделки в виртуальном мире193, но за реальные деньги? Вопрос применяемой юрисдикции в таком случае также остается открытым. «Куда важнее тот факт, что на сегодняшний день, по крайней мере, некоторые виртуальные миры уже едва ли могут в полной мере избегать «защиты» от права реального мира, которую им мог бы обеспечить сугубо игровой статус. Объекты, используемые аватарами в моделируемых компьютерными средствами пространствах, нередко вовлечены в реальный экономический оборот, и эта доля рынка растет. Такое качество отдельных виртуальных миров заслуживает отдельного внимания»194; а вопросы правовой природы виртуальных объектов в многопользовательских играх195, наличия у пользователя права собственности на виртуальный товар приобретают дополнительной научной проработки196 . С учетом трансформации общественных отношений возможно говорить о снижении доходов бюджетов бюджетной системы. В связи с этим государства обеспокоены вопросами переформатирования налоговой системы. В цифровой экономике главной проблемой и потенциальным источником разногласий между странами является вопрос о том, где создается ценность. Это влияет на выбор юрисдикции, в которой будет уплачен налог. По общему правилу прибыль транснациональной корпорации должна облагаться налогом в тех юрисдикциях, в которых она создает стоимость. Между тем предлагается учитывать такие факторы, как участие пользователей или их местоположение. Поиск путей решения возможно производить в нескольких плоскостях: введение новых налогов, повышение эффективности налогового администрирования; пересмотр системы налогового законодательства. Однако меры, принимаемые для решения выявленных проблем, должны координироваться на международном уровне, чтобы избежать опасности двойного или множественного налогообложения.

Ю.М. Литвинова


Комментировать


− 3 = четыре

Яндекс.Метрика