Анализ той переводной американской литературы, которая пришла к нам вместе с перестройкой, производит впечатление, что вся эта литература подчинена единому скрытому замыслу: ослаблению России, превращению ее в колонию запада. То, что Америка сумела Россию обманным путем разоружить, – известно многим, особенно после выхода книги А. Хинштейна [15] и многочисленных передач Игоря Прокопенко на РЕН ТВ. А теперь НАТО, под руководством США, вопреки обещаниям и договоренностям, придвигает свои военные базы к границам России, окружая ее со всех сторон. О том, как и в чьих интересах действуют американцы, хорошо показано и рассказано в фильме «Тайны мира с Анной Чапман №79. “Гибель Империи”» (15.02.2013).
Но вот о том, как Америка с помощью своих книг-учебников оглупляет наших студентов, говорят и знают далеко не все… Говорит во всеуслышание только сатирик Михаил Задорнов, и то не все, т.к. он не в курсе того, что пишут в американских учебниках для экономистов. Поддьяков Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Государственного университета – Высшей школы экономики, гл. науч. сотр. ИПРАН, координатор Российского отделения Международного общества изучения развития поведения, в своей книге «Психология конкуренции в обучении» рассматривает такой вид конкуренции, как троянское обучение – обучение конкурента тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения [12, с. 124]; это такое обучение, в ходе которого организатор обучения преднамеренно дезориентирует обучаемого для достижения тех или иных скрытых целей [12, с. 138].
В сказках встречаются случаи такого обучения: например, лиса учит волка зимней рыбалке – как ловить рыбу в проруби на собственный хвост; Баба-Яга учит Иванушку как правильно садиться на лопату чтобы без помех отправить его в раскаленную печь и т. д. – это «обучение со злым умыслом» [12, с. 143]. Дезинформация эта преднамеренная или непреднамеренная – доподлинно неизвестно, но она в переводных учебниках имеется, и в немалых количествах.
И самая главная победа, которую удалось одержать Западу, это победа над нашим сознанием. Уже давно нет цензуры и выверенных ею учебников; каждый автор пишет, как считает правильным и нужным, уже давно каждый преподаватель сам должен включать критическое мышление и самостоятельно разбираться, где правда, а где интеллектуальная диверсия, НО: не предупредили об опасности, поэтому наши сограждане продолжают безоглядно верить печатному слову учебной литературы. Однако верить-то нельзя… Проверять теперь надо все самим. Государство самоустранилось… Вот возьмем книги по менеджменту для студентов вузов. Там не только содержательный материал имеет непромышленную направленность (в целях деиндустриализации России, видимо), но и определения понятий противоречат здравому смыслу и сложившемуся пониманию. А это очень негативно влияет на складывающуюся в сознании обучаемого систему знаний, а затем – на его практическую деятельность. Как пишет А. А. Ивин [7], «Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция. Цель определения – уточнение содержания используемых понятий». И мы видим, что без такого уточнения понятий в образовании складываются (и существуют много лет) абсурдные ситуации. Покажем это на таком понятии, как менеджмент, и его функциях. Но что такое менеджмент? Профессор Л. И. Евенко в предисловии к книге Основы менеджмента» М. Мескона, пишет: Менеджмент – по-русски «управление» – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях [11] .
Мы бы уточнили: Менеджмент – это управление предприятием. А предприятие – это организация, имеющая своей целью получение прибыли от своей деятельности (Гражданский кодекс РФ, статья 50) . Таким образом, менеджмент – это управление коммерческой организацией. Не случайно это слово появилось в России вместе с рыночной системой. И мы солидарны с авторами материала [10], которые пишут: «Менеджмент – это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими». Сами авторы книги «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [11], не делают различий между терминами управление и менеджмент, и на с. 48 пишут: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации, и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» (стилистика сохранена). И пишут неоднократно, например, на с. 83 читаем: «Мы полагаем, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения». Спрашивается: а где же здесь, собственно говоря, управление?
Где функция администрирования (распорядительства)? Ее нет, как нет и непосредственного, прямого управления…. Хотя на самом деле управление – это воздействие субъекта на объект с помощью различных методов. По характеру воздействия традиционно, как мы знаем, и как пишет и Википедия, к ним относят такие методы: 1) организационно-распорядительные (административные), 2) экономические, 3) социально-психологические. Организационные методы управления обеспечивают подготовку и утверждение внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала предприятия. К таким документам относятся: 1) устав предприятия; 2) штатное расписание предприятия; 3) организационная структура предприятия (иерархическое строение предприятия, схематически отражающее порядок взаимодействия аппарата управления и подразделений по вертикали и горизонтали); 4) организационная структура управления; 5) положения о структурных подразделениях; 6) правила внутреннего трудового распорядка; 7) должностные инструкции сотрудников; 8) организация рабочих мест; 9) коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом; 10) описание процедур выполнения деятельности – отдельных видов работ, рабочих задач, процессов и т. п. 22, т .е. технологии деятельности.
Распорядительные методы управления – это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность – прямое воздействие на объект и поведение исполнителей. Формы воздействия: приказ, распоряжение или указание, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются руководителем организации, распоряжения и указания – руководителями подразделений. Они носят обязательный характер для исполнителя и основаны на четком разграничении прав, ответственности и обязанностей работников, которые закреплены в положениях о структурных подразделениях, инструкциях и функциональных обязанностях работников. Экономические методы воздействуют на экономические интересы сотрудников и других лиц, участвующих в экономической деятельности предприятия, при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.). Социально-психологические методы основываются на знании нематериальных потребностей и интересов личности, коллектива; инициируют творческую и профессиональную активность.
Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы привести в действие механизм эффективной работы. Эти методы управления задействуют механизмы, опирающиеся на моральные и эмоциональные стимулы, на поддержание положительного микроклимата в трудовом коллективе. Социально-психологические методы управления применяют различные методики: убеждения, внушения, «заражения идеей», подражания, соревнования, морального вознаграждения и наказания, разработка Кодекса поведения сотрудников (Этического кодекса) и т. п. Современное управление компанией не может обойтись без социально-психологических методов управления, которые всегда дополняют как административные, так и экономические методы менеджмента. Контент-анализ описаний перечисленных методов показал, что ключевым словом в них является воздействие. А если нет воздействия, то нет и управления! Подчиненному ведь нужны, прежде всего, приказы, распоряжения, разъяснения, указания (в разных формах), которые напрямую и управляют его поведением. А перечисленные выше четыре функции – планирование, организация, мотивация, и контроль – комплексно не управляют, т. к. не воздействуют с самого начала… А как организовать деятельность – этому американцы нас вообще не учат…. Ни принципов, ни процессов, ни понимания, из чего исходить, ни рационального отношения – ничего нет, кроме построения организационной структуры. А с организацией (организовыванием) у нас в России всегда были большие проблемы… И сейчас они только усугубились, в результате чего приходится терять впустую время, деньги, эффективность, нервы. Хотя ниже, на с. 82–83, М. Мескон пишет: «Анри Файоль, … считал, что существуют пять исходных функций. По его словам, «управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Мы видим, что М. Мескон знает, что есть такая функция, как распорядительство, но он ее не включает в свой перечень функций, т. е. знает, но не говорит. Почему не говорит? Полагаем, для того, чтобы мы не стали умными и самостоятельными, чтобы сами (без консультантов) не понимали смысла управления, чтобы, даже получив дипломы, имели комплекс управленческой неполноценности, чтобы не были успешными в своей деятельности, и чтобы наши предприятия, в конце-концов, тоже так и не стали успешными. Ведь в этом случае мы будем покупать импортное, обогащая западных производителей. А без собственной промышленности легко превратимся в колонию Америки (США). Отрадно, что многие наши авторы дают более правильное определение управления, чем американские, например: Управление как функция – целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты [17]. Управление – это воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения [18]. Некоторые, хотя и немногие, авторы учебников смогли разобраться, понять неправоту М. Мескона, и внести коррективы в его перечень функций менеджмента, добавив функцию командования. Так, А.И. Орлов, один из самых цитируемых авторов23, специалист широчайшего профиля, пишет, что процесс менеджмента предполагает выполнение таких функций, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ [12]. Авторы учебного пособия [16] тоже критически подошли к делу, они пишут: «Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем, в качестве которых он выделил: планирование, организацию, координацию, контроль, распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию и развитие». Но вот функцию распорядительство они не описали…
А вот Э.М. Коротков, хотя и расширил список функций, но так и не включил в него командование. Его функции: предвидение, организация, контроль, координация, регулирование, активизация, исследование [9]. И даже Блинов А.О., основатель нового направления в экономической науке "Экономика малого предпринимательства", даже в 2014 году24, добавил в список М. Мескона лишь одну функцию: координация [2]. В статье «Менеджмент» в Википедии автор добавил тоже одну функцию: регулирование. Ну и перейдем к главному в данной статье : к последствиям неправильного понимания менеджмента (т. е. без функции распорядительства). Исходя из понимания управления (менеджмента) как исполнения четырех фукций – планирования, организации, мотивации, и контроля – открываются специальности в вузах, а с 2010 года – направления (бакалавриат и магистратура); пишутся учебники. А потом, когда выпускник приходит на предприятие, оказывается, что обещанного управления-то и нет!!! Нет воздействия! Просто их заманивают словом «управление» – ведь каждый человек предпочитает управлять, а не подчиняться, каждый (или почти каждый25) хочет власти над другими людьми – все это для того, чтобы иметь возможность в более полной мере удовлетворять свои потребности, т.е. управлять выгоднее, чем подчиняться… И потом – менеджер (управляющее лицо) – звучит гордо.
Только вот значительная масса менеджеров вместо того, чтобы управлять, работает просто продавцами. Не доверяют обычно управление делом тому, кто этого дела не знает. Возьмем такие специальности (направления), как «Управление персоналом» и «Управление качеством». Рассмотрим специальность «Управление персоналом». Специалист по работе с персоналом – это HR-менеджер (специалист по кадрам) или менеджер по персоналу. Вот его должностные обязанности [4]: Менеджер по персоналу: 1. Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников. 2. Обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. 3. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами. 4.Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. 5. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.
6. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. 7. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей. 8. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. 9. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста. 10. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. 11. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. 12. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. 13. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.
А вот должностные обязанности менеджера по учету персонала [6]: 2.1. Менеджер по учету персонала обязан:
1. Организовывать сбор, накопление, анализ и своевременное представление полной, достоверной информации о персонале Холдинга, а также оформление всей необходимой кадровой документации. 2. Организовывать и контролировать своевременное и безошибочное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством РФ, положениями, инструкциями и приказами Президента Холдинга. 3. Вести учет личного состава. 4. Вести установленную документацию по персоналу. 5. Готовить материалы для представления сотрудников к поощрению, награждению или взысканию, для проведения аттестаций. 6. Вести табельный учет, контролировать выполнение графиков отпусков. 7. Контролировать состояние трудовой дисциплины в подразделениях Холдинга и соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка. 8. Контролировать подготовку документов по пенсионному страхованию, а также документов, необходимых для назначения пенсий работникам Холдинга и их семей, и их представление в органы социального обеспечения. 9. Проводить систематический анализ кадровой работы и разработку предложений по ее улучшению. 10. Проводить подготовку предложений и мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контроль за их выполнением.
11. Составлять установленную отчетность по учету личного состава и работе с кадрами. 12. Честно и добросовестно выполнять работу. 13. Содержать находящееся в пользовании имущество в целости и сохранности. 14. Всемерно способствовать формированию и укреплению благоприятного морально-психологического климата в коллективе; 15. Хранить служебную и коммерческую тайну. Как видим, ни у менеджера по персоналу, ни у менеджера по учету персонала, никакого воздействия на персонал организации, а, значит и реального управления, нет. Их обязанности – это просто обычная работа отдела кадров, который сейчас громко называется «Управление по персоналу» или «Управление кадров». И даже Менеджер по подбору персонала, который относится к категории руководителей, никакого воздействия на персонал не оказывает [5]:
Менеджер по подбору персонала:
1. Определяет потребность предприятия в кадрах в связи с расширением и реконструкцией производства, освоением новых технологий производства (продаж, обслуживания), изменениями в маркетинговой и технической политике предприятия (вплоть до полного перепрофилирования и сокращения производства), внедрением новых систем организации труда, а также с учетом перспектив предприятия. 2. Изучает состояние рынка труда, уровень заработной платы, социальные программы на различных предприятиях для выработки концепции подбора персонала. 3. Разрабатывает карточки вакансий и свободных рабочих мест, в которых фиксируются следующие сведения: характер работы, квалификационные требования по должностям и профессиям, система и уровни оплаты труда, социальные гарантии, системы поощрения, преимущества для отдельных категорий персонала, иная информация. 4. Составляет план-график поиска работников, необходимых предприятию. 5. Определяет источники поиска кадров; осуществляет поиск работников по информационным базам данных, с помощью рекламы в средствах массовой информации, в Интернете, посредством личных контактов; обращается с заявками в кадровые агентства, центры трудоустройства и занятости населения. 6. Знакомится с резюме соискателей; встречается с соискателями; проводит собеседование с лицами, подавшими заявление; организует профессиональное, психологическое анкетирование и тестирование соискателей; изучает деловые и профессиональные качества соискателей; проверяет рекомендации соискателей; изучает характеристики и информацию с прежних мест работы соискателей. 7. Оценивает результаты собеседований и тестирования соискателей, производит отбор соискателей, соответствующих требованиям предприятия.
8. Представляет кандидатов на вакантные должности (свободные рабочие места) руководителям структурных подразделений (в штат которых набираются работники) для проведения переговоров, ознакомления с условиями труда и рабочим местом, принятия руководителем структурного подразделения решения: о возможности приема кандидата, в качестве кого может быть принят нанимающийся, по какой квалификационной категории (разряду). 9. Организует оформление приема кандидата на работу; устанавливает продолжительность испытательного срока; отслеживает испытательный срок и по оценке руководителя структурного подразделения (лица, которое осуществляло координацию работы и надзор за качеством работы) принимает решение о переходе на постоянные отношения с работником или об увольнении работника как не выдержавшего испытание. 10. Способствует развитию карьеры соискателей, не прошедших отбор, а также работников, не выдержавших испытания, путем предложения им иных вакантных мест, внесения в резервный банк данных. 11. Обеспечивает создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных вакансий и свободных рабочих мест (получение, введение, обработку, анализ, классификацию, оценку, сверку и хранение информации), координирует извлечение и использование информации из баз данных. 12. Осуществляет руководство подчиненными работниками. Рассмотрим специальность «Управление качеством». Вот должностные обязанности менеджера по качеству [3]: Менеджер по качеству обязан: 1. Участвовать в подготовке к сертификации на соответствие требованиям ИСО 9001 и последующего периодического инспекционного контроля. 2. По поручению начальника отдела участвовать во взаимодействии с органами по сертификации и консалтинговыми фирмами по вопросам, связанным с системой менеджмента качества. 3. Участвовать в подготовке проектов распорядительных и нормативных документов компании (включая документы СМК). 4. Участвовать в составлении Плана внутренних проверок подразделений компании. 5. Участвовать в составлении программ внутренних проверок, а также доведении программы аудита до заинтересованных сторон. 6. Участвовать в проведении внутренних аудитов подразделений компании в качестве внутреннего аудитора. 7. Подготавливать проекты отчетов по проведенным аудитам. 8. Участвовать в сборе и систематизации информации, необходимой для анализа СМК со стороны высшего руководства. 9. Участвовать в анализе информации и составлении проектов отчетов о функционировании процессов СМК и результативности СМК в целом. 10. Обеспечивать выполнение мероприятий по поддержанию компетенции внутренних аудиторов компании.
11. По поручению начальника отдела качества участвовать в обучении внутренних аудиторов компании. 12. Проводить консультационную и методологическую работу с персоналом по процессам СМК и вопросам, установленным начальником отдела. 13. По поручению начальника отдела участвовать в работе коллегиальных органов, результаты работы которых влияют на работу СМК. 14. Выполнение разовых служебных заданий, поручений и указаний Генерального директора, Исполнительного директора, входящих в сферу деятельности менеджера по качеству. Как видим, вся деятельность ведется вокруг СМК – системы менеджмента качества. Но что такое СМК? Например, ГОСТ ISO 9001-2011? Его можно долго читать, все 15 страниц (до приложений) но понять, что же конкретно надо делать – не получается. Много слов, обтекаемые формулировки, широкое применение такого приема общения и изложения материала, как позитивирование – это заметно. Например, фраза «Управление несоответствующей продукцией» в переводе на обычный и понятный язык означает вопрос: «Что делать с бракованной продукцией?». Термин «несоответствие» означает «отклонение» и т. п. На сайте кадрового агентства [1] размещена ДИ менеджера по качеству с более четкими обязанностями: Менеджер по качеству обязан: 2.1.Анализировать информацию, полученную на различных этапах производства продукции, работ (услуг), показатели качества, характеризующие разрабатываемую и выпускаемую продукцию, работы (услуги). 2.2. Принимать меры по предотвращению выпуска продукции, производства работ, услуг, не соответствующих установленным требованиям. 2.3. Обеспечить выполнение заданий по повышению качества выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг), осуществлять контроль деятельности подразделений предприятия по обеспечению соответствия продукции, работ (услуг) современному уровню развития науки и техники, требованиям потребителей на внутреннем рынке, а также экспортным требованиям. 2.4. Участвовать в разработке, совершенствовании и внедрении системы управления качеством, создании стандартов и нормативов качественных показателей, контролировать их соблюдение. 2.5. Вести учет и составлять отчетность о деятельности предприятия по управлению качеством продукции. 2.6. Рассматривать и анализировать рекламации и претензии к качеству продукции, работ (услуг), готовить заключения и вести переписку по результатам их рассмотрения. 2.7. Принимать участие в создании стандартов предприятия по управлению качеством, в работах по подготовке продукции к сертификации и аттестации, в подготовке мероприятий, связанных с внедрением стандартов и технических условий на выпускаемую предприятием продукцию. 2.8. Участвовать в разработке и внедрении наиболее совершенных систем методов контроля, предусматривающих автоматизацию и механизацию кон
трольных операций и создание для этих целей средств, в том числе средств неразрушающего контроля. 2.9. Принимать участие в разработке методик и инструкций по текущему контролю качества работ в процессе изготовления продукции, в испытаниях готовых изделий и оформлении документов, удостоверяющих их качество. 2.10. Изучать причины, вызывающие ухудшения качества продукции (работ, услуг), вызывающие ухудшение качества продукции, участвовать в разработке мероприятий по их устранению. 2.11. Подготавливать заключения о соответствии качества поступающих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий стандартам, техническим условиям и оформлять документы для предъявления претензий поставщикам. 2.12. Изучать передовой отечественный и зарубежный опыт по разработке и внедрению систем управления качеством. 2.13.
Разрабатывать и организовать выполнение мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля внедрения и соблюдения стандартов и технических условий по качеству продукции, подготовке продукции к сертификации и аттестации. Как видим, у менеджера по качеству нет никакого воздействия на качество, а, значит, управления качеством тоже нет. Есть контроль – это его главная функция, только вот сказать, как добиться повышения качества конкретной детали или изделия, он не может, потому что не разбирается в их производстве. А качество формируется именно в производственном процессе. И если при контроле выясняется, что размер или состав не тот, допуски и посадки не выдержаны, – менеджер по качеству только лишь констатирует данные факты, отбраковывает деталь или изделие, а что сделать, чтобы требования чертежа или требования к составу были соблюдены – знает только один человек – инженер-технолог (по крайней мере, должен знать). Именно он выбирает методы получения заготовки, оборудование той или иной точности, технологическую оснастку (приспособления), назначает оптимальные режимы работы, выбирает основные методы контроля качества, виды режущего инструмента, виды и количество операций, работников необходимой специальности и квалификации, вспомогательные материалы, последовательность обработки, и пишет технологию изготовления изделия. У менеджера по качеству таких знаний нет, а, значит, и воздействовать на качество он просто не сможет – не обладает он нужными компетенциями! Раньше отдел по контролю качества так и назывался: Отдел технического контроля (ОТК). Контролеров ОТК готовили профессионально-технические училища, а у мастеров ОТК было среднетехническое или высшее образование. Теперь везде – УПРАВЛЕНИЯ, а не отделы и службы, как скромно они назывались до перестройки. Но как ни называй – дела не идут…Предприятия продолжают сокращать объемы выпуска продукции и персонал, а причина этому – низкая конкурентоспособность продукции из-за ее низкого качества.
Сейчас дела просто тонут в словах, а «воз и ныне там» – как выпускали наши предприятия продукцию невысокого качества, так и выпускают. СМК везде по отчетам внедрена, а ничего и не улучшилось, ни радикально, ни относительно… А время идет, и вопрос качества встает все острее, и этот вопрос, без преувеличения, – вопрос жизни России, ее будущего. Не научимся выпускать качественную продукцию, – в условиях постоянного ужесточения санкций можем получить просто коллапс. Прекратятся поставки, например, всей импортной техники – и что будем делать?! Покупать китайскую? Но Китай уже предъявил счет за дружбу, весьма своеобразный: «Россия и Китай как основные державыпобедительницы во Второй мировой войне, основатели Организации Объединенных Наций и постоянные члены Совета безопасности ООН будут твердо отстаивать итоги Второй мировой войны». И т. д. – см. [8 ]. И еще не раз предъявит, и мы давно знаем, чего он хочет – того же, что и Запад – наши территории. Так что выход у нас один: в срочном порядке изобретать и изготавливать конкурентоспособную продукцию, т.е. проводить импортозамещение. Импортозамещение станет возможным, если мы начнем выпускать продукцию не хуже импортной.
Для этого мы и открываем такое направление подготовки, как ИННОВАТИКА. Поскольку вся импортная продукция защищена сотнями и даже тысячами патентов, то изготавливать ее без покупки лицензии или патента мы не имеем права, поэтому нам нужно самим придумывать и изобретать, а затем патентовать. Вот в 2011 году Сбербанк хотел купить завод ОППЕЛЬ, вместе с его патентами, однако продавец – General Motors – принципиально не согласился – России не должны достаться передовые (относительно передовые) технологии [20]. Как пишет Википедия, «Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, ее организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности, так и некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере)». Организация инновационных процессов – важнейшая функция менеджмента, особенно если выполнять ее на научной основе; без нее никакого импортозамещения не получится. Управление инновационными процессами – это и есть сам менеджмент, но только если управление понимать как воздействие на эти процессы, а не просто выполнение функций планирования, организации как разработки структуры, мотивации и контроля. А то ни в управлении прибылью, ни в управлении денежными потоками, ни в управлении персоналом или качеством, по американской традиции и с подачи американских авторов воздействие не рассматривается… Не зря Р.А. Фатхутдинов пишет: «Переводная литература может быть рекомендована студентам только как справочная, дополнительная» [14]. И мы поддерживаем такое мнение.
Список литературы
1. Должностная инструкция менеджера по качеству. http://www.kausgroup.ru/knowledge/duty/material/672/ 2.Блинов А.О. Теория менеджмента : учебник для бакалавров / А.О. Блинов, Н. В. Угрюмова. – М. : Дашков и К., 2014. – 304 с. http://www.knigafund.ru/ books/173697/read#page9. 3. Должностные обязанности менеджера по качеству. http://www.profi.ua/ job-descriptions/view/435 4.Должностные обязанности менеджера по персоналу. http://www.truport.ru/ foo_page/di_110.html 5. Должностные обязанности менеджера по подбору персонала. http://www.truport.ru/foo_page/di_464.html 6.Должностные обязанности менеджера по учету персонала. http://www.truport.ru/foo_page/di_875.html 7. Ивин, А. А. Логика : учебное пособие / А. А. Ивин. – 2-е изд. – М. : Знание, 1998. – 240 с. 8. Китай предъявил счет за дружбу. http://www.rosbalt.ru/blogs/ 2015/05/12/1397263.html 9.Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник / Э. М. Коротков. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. – 640 с. – (Основы наук). 10. Менеджмент.http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy /menedzhment.html 11. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : [пер. с англ.] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 1998. – 800 с. 12. Орлов, А.И. Менеджмент : учебник / А.И. Орлов. – М. : Издательство «Изумруд», 2003. – http://www.aup.ru/books/m151/1_1.htm. 13. Поддьяков, А. Н. Психология конкуренции в обучении / А. Н. Поддьяков ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 231 с. 14. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент : учебник / Р.А. Фатхутдинов. – 7-е изд., испр. и доп. – М. : Дело, 2005. – 448 с. 15. Хинштейн, А. Е. Как убивают Россию (с иллюстрациями). – http://coollib.com/b/48608/read 16. Цыпленкова, М.В. Основы менеджмента : учеб. пособие / М.В. Цыпленкова, И.В. Моисеенко, Н.В. Гуремина, Ю.А. Бондарь. – Изд-во «Академия Естествознания», 2013. – http://www.rae.ru/monographs/211-6563 17. Чаще, чем А.И. Орлова, цитируют только 5% членов секции экономики РАН. http://www.bmstu.ru/ps/~orlov/ 18. http://producm.ru/books/innovations_books/book12/p15/ 19. http://gtmarket.ru/concepts/6867 20. http://rbcdaily.ru/industry/562949980798903
Трощий А.Р., доцент