Чем привлекательна компьютерная игра?

В наше время все большую популярность набирает такое явление, как компьютерная игра. Онлайн трансляции компьютерных игр собирают в совокупности многомиллионные аудитории. Все чаще организуются турниры по киберспортивным дисциплинам, как на региональном и федеральном уровнях, так и на международном. Многие страны включают киберспорт в перечень официальных видов спорта.

В связи с ростом популярности компьютерной игры, ею заинтересовалось и научное сообщество. Компьютерные игры начинают полностью охватывать все социальные процессы. Активно компьютерные игры используются в педагогических практиках, большое внимание им отводится и в психологии. Для философии данная тема тоже имеет интерес. Популярности компьютерная игра добилась благодаря своим особенностям, о которых и пойдет речь ниже. Одной из главных причин, почему человек играет в компьютерные игры, является ее компенсаторная функция. Игра позволяет человеку отдохнуть как в физическом, так и в психологическом плане.

Как говорил нидерландский философ Йохан Хейзинга: «Логически первой функцией игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии» [1]. Игра компенсирует и дефекты окружающего мира, позволяя человеку хоть на время избежать его хаоса. Практически каждый человек сможет найти игру, от которой он получит удовольствие. Игра обладает еще одним важным свойством, а именно, она дает человеку то, о чем он мечтал ранее, но не имел возможности. Наверно у каждого человека есть некоторая не достигаемая мечта, пусть то полет в космос или мечта управлять государством. Именно в компьютерной игре человек может «примерить» на себе эти роли. В игре вы можете стать кем угодно, от простого фермера до профессионального футболиста, от дальнобойщика до управляющего космическим кораблем. Или, к примеру, возьмем одну из самых популярных игр в истории компьютерной индустрии Fallout.

Действия происходят в постапокалипстическом мире, где игрок управляет аватаром, в качестве которого выступает человек. Игра создает невероятные ощущения, она позволяет прогуляться по «пустошам», наслаждаясь легкой джазовой музыкой, играющей по радио, есть возможность зайти в музей Линкольна, выкрасть и продать, или наоборот защитить от расхитителей декларацию независимости. Игра познакомит вас с огромным количеством персонажей, вы сможете узнать их личные истории, кому то сможете помочь, кому то навредить, все зависит от вашего желания. В этой игре вы встретите разнообразие флоры и фауны, огромные разновидности оружия, пейзажей, архитектуры. Игра поражает воображение игрока. Реальный мир слишком сильно ограничивает человека, в ответ на это компьютерная игра дает все больше возможностей, зачастую переходя рамки реальности [2]. Игра не просто красиво изображает объекты реального мира, но и создает нечто большее. Чем еще привлекает компьютерная игра? Компьютерные игры способствуют взаимодействию между людьми с одними интересами.

Организуется субкультура с присущими ей признаками, такими как жаргон, нормы поведения, образ жизни. Взаимодействие происходит в основном на уровне онлайн, то есть в интернет пространстве, но в наше время вновь набирает популярность такое вымершее явление как компьютерные клубы. Компьютерные клубы способствуют социальному взаимодействию геймеров, в них они могут собираться и общаться. Когда игроки начали собраться вместе, им хотелось выяснить кто лучше, а другим на это хотелось посмотреть.

Отсюда и возник киберспорт. Киберспорт – одна из профессии, которая позволяет профессионально заниматься любимым делом. Как уже было упомянуто выше, компьютерная игра интересна не только тем, кто в нее играет, но и тем, кто ее исследует. Можно долго рассказывать о том, насколько широко в последнее время ведутся исследования компьютерной игры со стороны преподавательской и социологической видов деятельности. Но в данной статье мы уделим внимание рассмотрению компьютерной игры с философской точки зрения, когда исследования компьютерных игр служит особому раскрытию философских проблем. Есть два пути таким исследований. Первый заключается в познании компьютерных игр через философию, а второй – в познании отдельных философских вопросов через феномен компьютерной игры как таковой. В философском сообществе, зачастую встречается взгляд на философское исследование компьютерных игр как на занятие несерьезное и не заслуживающее особого внимания. Философия компьютерных игр не является классической темой в связи с ее новизной. Однако стоит помнить о том, что тема исследования философии не всегда является полноценно философской [2].

Представляется возможность рассмотреть несколько тем для философского осмысления, связанных с компьютерной игрой. Во-первых, это вопрос о самой игре и ее связи с мышлением. В данном направлении работали такие философы как Гераклит, Мартин Хаидеггер, Йохан Хейзинга. Во-вторых, это онтологический статус игрока, то есть что значит утверждение о том, что игрок играет в игру. Так, например, когда мы играем в футбол, мы не только находимся в границах футбольного поля, но и играем футболиста, члена команды. Как указывал Хаидеггер, связь с бытием полностью разорваться не может. Играя, человек сталкивается с таким явлением как трансформация субъективности, когда субъект встречается с собой самим, как чем то внешним, объективированным.

Ну и наиболее актуальной точкой приложения философского познания компьютерной игры служит виртуальная реальность. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели, какие признаки компьютерной игры делают ее популярным явлением нашего времени и актуальной темой для философского осмысления. Закончить хотелось бы прекрасными словами философа, Бернарда Сьютса: «Именно игры обеспечивают нас занятием, когда нечего делать. Поэтому мы называем их развлечениями и считаем ничего не значащими заполнителями пустот в жизни. Но предназначение игр более важное. Игры – это ключ к будущему, и их популяризация, пожалуй, единственное наше спасение» [3].

Список литературы 1. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 2. Медиафилософия XII. Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр / под ред. В. В. Савчука. – СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2016. 3. Реальность под вопросом. Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир / Джейн Макгонигал; пер. с англ. Н. Яцюк [науч. ред. В. Шульпин]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

Русанов А.А.


Комментировать


× 1 = два

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru