Чтение — это искусство

"Чтение - это искусство"

«Чтение — это искусство»

Мы уже говорили о том, что чтение — это искусство и одно из лучших времяпровождений, позволяющих становиться лучше. Овладеть этим искусством не так просто. Здесь, как и в любой сфере требуется тренировка, нужны «толстовские творческие штудии» для совершенствования памяти и терпеливости, кропотливости работы с текстом. Толк от этой работы выйдет, когда она была проделана с полезной книгой, «которая позволяет читателю ее дополнить и продолжить». Так говорил Вольтер - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века. Изучая повседневность великих людей на протяжении всей истории, можно обнаружить, что большинство из них были библиофилы (библиофили́я — буквально: любовь к книгам), которые безжалостно преследовали идею самообразования на протяжении всей своей жизни.

Если вы хотите хорошо уметь читать, вы должны уметь сосредотачиваться, уметь обращать свое внимание на смысл читаемого текста. Это «золотая компетенция» гениального читателя. Существует много других важных навыков чтения, но на пути к овладению искусством чтения, тренировка умения концентрации своего внимания является неизбежным первым шагом. Если во время чтения мысли не сконцентрированы на последнем, то можно смело прекратить это занятие, потому что сознание фактически не воспринимает то, что говорит автор текста, а это значит, что человек уже собственно не читает, а просто теряет время. 


style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Не стоит просто так смотреть на слова. Независимо от прочитанного текста, после действительно искусного чтения необходимо вобрать в себя истинный смысл прочитанного во всех его нюансах. Чтение следует воспринимать как обратную сторону написания текстов. Читать — это значит писать то, о чем говорится и то, что мы слышим. Чтение стоит воспринимать как творческий процесс извлечения смысла из письменного или печатного текста. А не как процесс бессмысленного запоминания.
 
«Эти добрые люди даже не подозревают, сколько времени и трудов стоит научиться читать. Я потратил на это 80 лет и однозначно не могу сказать, что вполне достиг этой цели». Гете.
Стоит заметить, что иногда мы действительно не слышим, что говорят люди. Или наоборот, люди не слышат нас. Эти утверждения можно применить и к чтению. Весьма распространены случаи, когда мы воспринимаем прочитанное не так, как представлял себе это восприятие автор текста.
Далее хочу сделать маленькое отступление, сделанное на основе собственных наблюдений. С болью смотрю на людей в транспорте, уничтожающих свое время на прослушивание современной музыки, громкость которой порой кажется выше громкости шума электрички в метро или двигателя автобуса. Они не слышат никого вокруг, попытка заговорить с ними в большинстве случаев бесполезна, так как после оглушения, даже сняв наушники они не состоянии сосредоточиться на чем-то другом. Это очень вредное занятие, особенно когда наушники вставляются сразу в ушные раковины. В будущем неизбежны проблемы и со слухом и с концентрацией внимания. Особенно вредно — детям. Раньше мы говорили о компьютерах и детях, о спорной полезности новых информационных технологий, теперь речь идет о вредности всевозможных плееров и музыкальных гаджетов, воспеваемых бизнесом как икону современности. Впоследствии этот же бизнес легко перестроится на производство слуховых аппаратов для утративших полностью или частично людей, злоупотреблявших наушниками. Стоит задуматься об этом.
Хорошие читатели являются таковыми в зависимости от того, что и как они читают. Соответственно, отсюда мы можем и сделать вывод о том, что из себя представляют плохие читатели. Можно позволить себе сказать так: хороший читатель может перейти в разряд плохих, если его не увлекла по-настоящему читаемая им книга. Читатель из разряда «плохих» становится хорошим, если он проник в книгу всей своей душой.
Общеизвестно, что существует огромный пласт никчемной, некачественной литературы, которая приносит читателям только вред. Они растлевают душу, отдают пошлостью, или коммерческой «заказухой». Это книги с политиканством, изданные в рамках финансирования избирательных кампаний, опусы с ненормативной лексикой, гламурные рассказы о легкой жизни, психологические словословия о «стольки-то способах получения богатства, счастья, и удачи». Люди с предпринимательской жилкой отчетливо понимают — чтобы им стать богатыми, надо писать книги «о том, как стать богатыми». Несколько сотен страниц переливания из пустого в порожнее с бесконечностью словесных рассуждений о важности именно этой книги, и открытия автором «новой реальности» говорят о том, что эта книга по своей сути годится только для макулатуры. Но маркетологи пытаются сделать из нее национальный бестселлер. Стоит и эту мысль взять на заметку.
Хорошее чтение является актом любви к нему, как к процессу, плохое чтение является эгоизмом, который сопровождается неправильным толкованием авторского текста.  Акт хорошего чтения, как таковой, воплощает в себе четкий алгоритм мысленного конструирования прочитанного и правильного его толкования.  Хороший читатель обращает внимание на каждый элемент в текста и никогда не спешит с выводами, соответственно плохой не может обладать таким достоинством. Никогда не стоит стремиться «глотать книги» — это ведет к нервным расстройствам и головным болям. Ошибочно мнение, что в эпоху интернета достаточно найти краткое содержание книги, бегло его изучить, и это будет достаточным для восприятия литературного произведения в целом.
 
Только качественная проработка текста и его периодическое перечитывание позволяет раскрыть глубинный, ценностный смысл книги. Чтение «наискосок» статей в интернет-браузере следует исключить из своей практики, как одно из бесполезных и даже вредных занятий. Вредных потому, что они дают лишь отрывки знаний, позволяющих поверхностно «словословить непереваренными мыслями и идеями». Именно поэтому многие дети в наше время становятся злыми или циничными, делая вывод «брать от жизни все» после беглого чтения бульварно-рекламных статеек «практикующих психологов», написанных под заказ для издателей журналов, 80% страниц которых пестрят рекламой.
Плохой читатель сознательно искажает выводы или злоупотребляет ими в своих интересах. Известно, например, что некоторые строки из пьес великого Шекспира цитируются некорректно и имеют неправильное толкование (по причине неправильного обращения к первоисточникам или их отсутствия как таковых). Хороший читатель мысленно интерпретирует к тексту свой собственный контекст, в результате чего прочитанное становится правильно понятым. Плохой читатель в свою очередь, либо игнорирует контекст (возможно непреднамеренно) или некорректно изменяет его (возможно, невольно — думая в этот момент, например о себе).
Стоит также заметить, что хороший читатель признает тот факт, что подобная интерпретация не является материалом, накладываемым на авторский текст. Это просто некое читательское творчество, предложенное им, самому себе для лучшего усвоения смысла. Хороший читатель должен ясно видеть свою цель. Мыслящему человеку не стоить терять время на чтение ради того, чтобы развлечься или убить время. Стоит настраивать себя на получение новых знаний, воодушевление, мотивацию к позитивным устремлениям. Современному человеку свойственно расширять чтением свой кругозор и опыт, углублять мировоззрение, мысли и чувства. Именно через чтение он получает новые перспективы  познания себя и окружающего мира.
Для того, чтобы хорошо читать, необходимо научиться игнорировать себя во время осмысления текста (и не спешить с выводами). Следует помнить, что текст не о себе любимом (как бы парадоксально это ни звучало).  Для автора книги (на время знакомства с его произведением) наша задача — быть его единомышленником, быть открытым и гибким для его умозаключений. Критическую оценку можно будет дать только после целостного осмысления, после прочтения книги. Результатом этого станет «усвоение» книги, ее содержание станет составляющей частью личности, ее «строительным материалом», надежность которого зависит от глубины проработки текста. Франц Ка́фка — один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века представлял книгу как «топор, которым прорубается лед застывшей души человека».
Буквально несколько слов о художественной литературе. Ее чтение улучшает понимание социальных отношений в обществе, позволяет понимать то, о чем думают другие люди. Когда мы читаем художественную литературу, части мозга, ответственные за теорию разума «загораются» и заняты особым мыслительным процессом. Тексты требуют от нас строить догадки о скрытых мотивах персонажей, выяснять, кто их враги или друзья, отслеживать все социальные взаимодействия между персонажами.  Этот феномен позволяет человеку, активно читающему стать более чутким, развивать творческую составляющую своей души.
Читайте искусно, дорогие друзья!

Комментировать


+ шесть = 14

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru