Что думают взрослые о чтении детей, и как дети разрушают мифы о своем не-чтении?

Самосовершенствование в чтении: перечитывание + усердие = успех!

Самосовершенствование в чтении: перечитывание + усердие = успех!

Аннотация: О реальности чтения современных подростков – участников проекта «Школа детского чтения» Ленинградской областной детской библиотеки в городе Сланцы Ленинградской области.

Ключевые слова: подростки, чтение, библиотека 1-3 декабря 2015 года Ленинградская областная детская библиотека реализовала один из своих проектов – организовала традиционную Школу детского чтения. в Сланцевской детской библиотеке. Этот проект представляет встречи и диалоги читателей – детей и подростков с писателями, издателями, исследователями, библиотекарями.

Цель этих встреч – диалог о том, что и как происходит в современной жизни и чтении детей, понимание детей и взрослых друг о друге. А также – формирование детского читательского сообщества в отдельно взятой библиотеке, и развитие читательской коммуникации внутри ее и за ее пределами. Тема последней Школы детского чтения «Я читаю взрослым: мифы и реальность детского чтения». В ней участвовали читатели – подростки 8-15 лет, а также писатели Серей Махотин, Анна Игнатова, Екатерина Каретникова, исследователи и критики Марина Соломонова и Ксения Молдавская, издательства «Самокат», «Розовый жираф», «Белая ворона». Так, в общении и совместном чтении, мы с детьми и подростками разрушили несколько мифов, сложившихся у взрослых о чтении и не-чтении детей. Часто слышим от родителей, учителей, и даже некоторых библиотекарей: «Дети не читают».

Правда ли это? Среди участников около 20 встреч в Сланцевской библиотеке, учеников разных классов сланцевских школ, совсем нечитающих не оказалось. Конечно, если «настоящим читателем» считать, присоединившись ко мнению психологов, того ребенка (подростка), который читает сам в свободное время по своему выбору, таких меньше. Но все-таки их больше половины. Конечно, изменился сам характер чтения, это показывают и социологические исследования, и практика. Подростки, пришедшие на Школу детского чтения, кроме произведений школьной программы, читают и художественную и познавательную литературу вообще, уверенно называя свои любимые книги (от романов Жюля Верна до «Привет, давай поговорим» Шерон Дрейпер).

Одновременно они читают множество текстов в социальных сетях, на разных сайтах в интернете. Но не только читают, они сами являются создателями множества текстов, например, фанфиков в разных фэндомах (от фэндома «Дома в котором» (Мариам Петросян) до сайтов «Крипипасты», «страшных историй»). «Нечитающими» называют взрослые тех, кто не читал книг, которые взрослые сами читали в возрасте современных подростков. Встречаются и такие (хотя, приключенческие романы Жюля Верна и детективные истории Конан Дойля всё так же популярны). Но у современных подростков имеется своя читательская мода, и множество произведений современной литературы, адресованных именно подросткам, которые они читают в свободное время по своему выбору. Это и тексты Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак («Время всегда хорошее», «Охота на василиска», «Я хочу в школу» и др.), и книги серии «Вот это книга» издательства «Розовый жираф» («Все из-за мистера

Террапта» Роба Буйе и др.), книги жанра антиутопии («Дающий» Лоис Лоури, «Дивергент» Виктории Рот, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз и др.). «Современные дети читают только фантастику, фэнтэзи» — еще один миф взрослых о чтении подростков. Частично, он подтверждается. Чрезвычайно популярный жанр в чтении современных подростков – романы-антиутопии. «Дающий» Лоис Лоури, «Бегущий в лабиринте», «Голодные игры» Сьюзен Коллинз и другие. Жанр, пришедший из взрослой литературы, показывает подростку пример действия в ситуациях, когда власть исходит отовсюду, когда мир имеет жесткие границы и правила мироустройства, попробовать напрямую изменить этот мир. В современном обществе, лишенном обрядов инициации, через литературу подобных жанров подросток, вслед за героем подростковой антиутопии, должен обрести свою идентичность и подготовиться ко взрослой жизни.

Кроме того, в романах-фэнтэзи более остро можно прочувствовать, примерить на себя абсолютные качества того или иного героя, побывать в обостренной до предела ситуации борьбы добра со злом, что сложно отобразить и показать в реалистичной литературе. Тем не менее, и в фэнтэзийном романе, и в реалистичной истории подростки хотят увидеть самих себя, то есть, психологически развитый портрет героя, с которым можно было бы себя проидентифицировать. Недаром одна из самых часто упоминаемых тем нашего «Топ100 тем, о которых интересно читать» на Школе детского чтения-2015 – «я и такие, как я». «Сейчас дети хотят читать только лёгкие книги, обо всякой ерунде и глупостях» — это тоже часто говорят взрослые. Конечно, дети ценят веселые книги, которые радуют и отвлекают от повседневности. Таковы свойство и ценность современной литературы – бестселлеров, в том числе и подростковых. «Мне понравилась эта книга, потому что она очень веселая и от нее хорошее настроение» — пишет читатель в одном из, предлагая включить книгу в список 10 лучших книг года. Однако, гораздо больше веселых и супер- приключенческих историй подростков волнуют проблемы, которые решают самые разные герои в самых разных книгах. Особенно важны проблемы взаимоотношений героев друг другом и понимания себя.

«Я люблю книги с таким сюжетом, и еще – в ней говорится о жизни моих ровесниках, а это очень важно! (Горчакова Даша, Сланцы)» — о книге «Охота на василиска» А. Жвалевского и Е. Пастернак. Кроме этого, подростки готовы читать, узнавать и говорить на сложные темы из нашего прошлого – о войне, о репрессиях, о холокосте. «Об этом надо знать взрослым, а то они, кажется, забыли» — говорит одна читательница, отвечая на вопрос, о чем она бы прочитала взрослым. И рекомендует книги серии «Как это было» издательства «Самокат» («Сестра печали» Вадима Шефнера и пр.), новые книги издательства «Речь» («Мадонна с пайковым хлебом», «Седьмая симфония»). «Мы хотим, чтобы с нами говорили честно и серьезно» — сказано в одном из отзывов на книгу Юлии Яковлевой «Дети ворона». Дети и подростки готовы долго размышлять и говорить со взрослыми о прочитанном, ища ответы на сложные вопросы, если, конечно, взрослые не «давят», а готовы поддерживать их интересы.

Так, в романах о Гарри Поттере Джоан Роулинг с удивлением обнаруживаем тему холокоста и обсуждаем это… «Они не говорят о книгах, книги – это не важно для них» — думают взрослые о подростках. Бывает и так. Зачем открывать свое личное пространство тем взрослым, которые будут оценивать, причем заранее – неодобрительно? Очень важно, чтобы рядом с ребенком и подростком находились такие значимые взрослые, которые понимают, что чтение должно быть безоценочным процессом. Важно не оценивать то, что читают они, но размышлять вместе об их книгах и находить в них интересные мысли, предлагать им свои «ценные» книги, но быть готовыми к их «отрицательному» выбору. А то, что чтение, особенно чтение определенных книг и способность говорить о них значимы среди подростков – бесспорно, читательская мода существует и читать (знать) «модные» истории – значит иметь статус в своей среде.

Таким образом, подростки, оказавшись в среде библиотеки, открывают реальность своего чтения.

Подростки читают, читают не только «пустое» фэнтэзи, говорят о книгах, приходят в библиотеку, чтобы говорить о книгах… и выбирают лучшие книги 2015-2014. Вот они, выбранные Лидерами чтения из разных библиотек Ленинградской области на завершающем читательский год празднике «Декабрьские встречи в Ленинградской областной детской библиотеке»: Дашевская, Н. С. Около музыки : [рассказы] / Нина Дашевская ; худож. И.В. Шарикова. — Москва : Росмэн, 2015. — 174 c. : ил. — (Настоящее время). Жвалевский, А. В. Охота на василиска / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак ; худож. В. Коротаева. — Москва : Время, 2014. — 192 c. : ил. — (Время-детство!) Игнатова, А. С. Ураган в подарок : повесть / Анна Игнатова ; ил. В. Спиренков. — Москва : Аквилегия-М, 2014. — 191c. : ил. — (Современная проза). Кузнецова, Ю. Н. Дом П : [повесть] / Юлия Кузнецова ; худож. О. Громова. — Москва : КомпасГид, 2014. — 192 c. : ил. Махотин, С. А. Я видел директора в тапках / Сергей Махотин ; худож. Н. Борисова. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское отделение ООО "Союз писателей России" : Детгиз, 2014. — 64 c. : ил. — (Первый звонок). Петрова, А. Д. Взрослые молчат: рассказы для подростков, которые ни с кем не хотят говорить; Волки на парашютах: рассказы для всех / Ася Петрова. – Санкт-Петербург: Черная речка, 2016. – 189 с. – Кн.- перевертыш. Петрова, А. Д. Короли мира / Ася Петрова ; худож. Ю. Лучкина. — Москва : Серафим и София, 2014. — 104 c. : ил. Смит, Р. Пик : пер. с англ. / Роланд Смит ; пер. с англ. И. Свердлова. — Москва : Розовый жираф, 2015. — 277 c. — (Вот это книга!). Суриков, И. З. Детство: "Вот моя деревня…" : стихотворения / Иван Суриков ; худож. М. Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2014.— 40 c. : ил.— (Доброе и вечное). Щерба, Н. В. Чародольский браслет : [роман] / Наталья Щерба. — Москва : Росмэн, 2015. — 399 с. : ил. — (Чародол).

(По материалам Школы детского чтения в Сланцах)

Кузьмина Екатерина Владимировна, заведующая отделом обслуживания Ленинградской областной детской библиотеки


Комментировать


− 2 = один

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru