Экономика жизни, справедливости и мира для всех: Призыв к действию

Процесс «Альтернативной глобализации, обращенной к людям и Земле» (АГАПЕ) завершился принятием «Призыва АГАПЕ» на IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Порту- Алегри в 2006 г. В продолжение этого процесса ВСЦ инициировал программу, основной смысл которой в том, чтобы искоренить бедность, бросить вызов накоплению богатства и защитить экологическую целостность творения. В основе программы лежит понимание того, что бедность, богатство и экология неразрывно связаны друг с другом. Религиозные, экономические и политические участники программы «Бедность, богатство и экология» ведут непрерывный диалог. Среди участников программы, представляющей многие регионы и народы мира, – экуменические лидеры, представители и главы Церквей со всего мира, партнеры по межрелигиозному диалогу, крупные государственные деятели и организации социального обеспечения. Региональные исследования и консультации проходили в 2007 г. в Африке (Дар-эс-Салам), в 2008 г. — в Латинской Америке и регионе Карибского моря (город Гватемала), в 2009 г. — в Азии и Тихоокеанском регионе (Чианг Май), в 2010 г. — в Европе (Будапешт), и в 2011 г. — в Северной Америке (Калгари). Завершил программу Всемирный форум АГАПЕ в Богоре, Индонезия, в 2012 г. Результатом шестилетнего процесса консультаций и региональных исследований по вопросам взаимосвязи проблем бедности, богатства и экологии стал этот призыв к действию.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Преамбула

1. Призыв к действию раздается сейчас, когда это крайне необходимо. Людям и Земле угрожает опасность из-за чрезмерного потребления и растущего неравенства. Свидетельством этого является контраст между постоянной бедностью большого количества людей и непомерным богатством, которым пользуются лишь немногие, а также связанные друг с другом мировые финансовые, социально-экономические, экологические и климатические кризисы. На протяжении нашего диалога участники консультаций и региональных исследований выражали различные, временами даже полярные, точки зрения. Однако мы пришли к общему пониманию того, что если мы не сможем противостоять грехам, являющимся причиной этих кризисов, то есть эгоизму, бесчувственному безразличию и алчности, то жизнь в мировом сообществе, в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, закончится. Осознавая эту жизненную необходимость, мы сообщаем Церквам об этом диалоге и призываем их к действию. Мы осознаем эту крайнюю необходимость в глубокой надежде и вере в то, что экономика жизни не только возможна, но и уже находится в процессе становления – а в самом ее основании лежит Божественная справедливость!

Богословские и духовные принципы жизни

2. В основе библейской веры лежит убеждение в том, что Бог создал человека как часть большего тварного мира и утвердил доброту всего творения (ср. Быт. 1). Всѐ сообщество растущих и развивающихся живых организмов является выражением воли Божией и трудится ради того, чтобы земля могла давать жизнь и чтобы давать жизнь земле, а также ради того, чтобы обеспечить связь между поколениями и сохранить изобилие и многообразие домостроительства Божия (oikos).

Экономика возникает в домостроительстве Божием из Его милосердного дара изобильной жизни для всех (ср. Ин. 10,10). Нас вдохновляет видение коренных народов, которые считают, что «земля – это жизнь» (Маклиинг Дьюлаг) и поэтому жизни людей и земли переплетены и зависят друг от друга. Так мы выражаем нашу веру в то, что «жизнь творения Божиего и жизнь Самого Бога взаимосвязаны» (Комиссия «Всемирная миссия и евангелизация»), и в то, что «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15,28).

3. Христианские и многие другие представления о духовности учат нас тому, что «хорошая жизнь» заключается не в конкурентной погоне за собственностью, не в накоплении богатства, строительстве крепостей или складов с оружием, которые обеспечили бы нашу безопасность, и не в использовании нашей власти для управления другими людьми (ср. Иак. 3,13-18). Мы утверждаем, что «хорошая жизнь» (Sumak Kausay на языке кечуа и концепция Waniambi a Tobati Engros из Западного Папуа) созидается по образцу общения в Троице, во взаимности, партнерстве, обоюдности, справедливости и отзывчивости.

4. Стенания Божия Творения и плач живущих в бедности людей (ср. Иер. 14,2-7) предупреждают нас о том, насколько наше нынешнее критическое социальное, политическое, экономическое и экологическое положение противоречит представлению Бога о жизни в изобилии. Многие из нас легко обманываются, думая, что в центре Божественной вселенной стоят желания человека.

Мы устанавливаем барьеры и границы, чтобы дистанцироваться от ближнего, от природы и от Божественной справедливости. Общины распадаются, а отношения разрываются. Наши алчность и эгоизм подвергают опасности как Землю, так и живущих на ней людей.

5. Мы призваны отвратиться от таких дел, которые несут смерть, и преобразиться для новой жизни (metanoia). Христос призывает человечество покаяться в грехах алчности и эгоизма, обновить отношения между людьми и отношения с творением Божиим, восстановить образ Божий и начать новую жизнь в качестве соработников Господа в Его жизнеутверждающей миссии.

Призыв пророков вновь звучит через людей, которые из-за нашей нынешней экономической системы живут в крайней бедности, а также через тех, кто больше всех страдает от климатических изменений: Творите справедливость и создавайте новую Землю!

6. Наше представление о правосудии основано на откровении Бога через Иисуса Христа. Христос «выгнал всех продающих и покупающих в храме» (Мф. 21,12), сделал слабых сильными, а сильных слабыми (ср. 1 Кор. 1,25-28), и дал новые определения бедности и богатству (ср. 2 Кор. 8,9). Иисус отождествлял себя с маргиналами и изгоями не только из чувства сострадания, но и потому, что их жизнь свидетельствовала о греховности систем и структур.

Наша вера заставляет нас искать справедливости, свидетельствовать о присутствии Бога и быть частью жизни и борьбы людей, которые стали слабыми и уязвимыми под гнетом структур и культур: женщин; детей; людей, живущих за чертой бедности в городах и сельской местности; коренных народов; общин, подвергающихся расовой дискриминации; людей с ограниченными возможностями; далитов; подневольных мигрантов-рабочих; беженцев и религиозных и этнических меньшинств. Христос говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40).

7. Мы должны олицетворять собой «преображающую духовность» (Комиссия «Всемирная миссия и евангелизация»), которая возобновляет нашу связь с другими людьми (Ubuntu и Sansaeng), побуждает служить общему благу, придает смелости противостоять всем формам маргинализации, стремится к спасению всей Земли, противостоит разрушающим жизнь ценностям и вдохновляет на поиски новаторских альтернатив. Эта духовность дает нам благодатную способность довольствоваться малым и отдавать каждому, «в чем кто имеет нужду» (Деян. 4,35).

8. Церкви сегодня должны помнить и слышать призыв Христа: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,15) и внимать этому призыву. Мы призваны к тому, чтобы преобразиться и продолжить дело Христа по примирению и исцелению, «призваны быть народом Божиим и общиной в мире» («Бедность, богатство и экология в Африке»). Таким образом, Церковь служит орудием Господа для осуществления преобразований. Церковь является общиной учеников Христа, утверждающего полноту жизни для всех вопреки всякому отрицанию жизни. Кризисы взаимосвязанные и требующие немедленных действий

9. В суровой реальности сегодняшнего мира так много смерти и разрушения, что у нас нет будущего, если преобладающая парадигма развития не будет полностью преобразована и справедливость и устойчивость не станут движущей силой экономики, общества и Земли. Время на исходе.

10. Мы наблюдаем роковую взаимосвязь мировых финансовых, социально- экономических, климатических и экологических кризисов, которые во многих частях мира сопровождаются страданиями людей и их борьбой за существование. Либерализация рынка с ее серьезными последствиями, сокращение масштаба вмешательства государства в экономику и неограниченная приватизация товаров и услуг эксплуатируют всѐ Творение Божие, приводят к закрытию социальных программ и прекращению социального обеспечения и, невзирая на границы, открывают перед экономиками возможности, казалось бы, бесконечного роста производства. Неконтролируемые финансовые потоки дестабилизируют экономику всѐ большего количества стран. Различные аспекты климатических, экологических, финансовых и долговых кризисов взаимосвязаны и усиливают друг друга. Их больше нельзя рассматривать по отдельности.

11. В результате кризисов, охвативших разные стороны жизни, нам приходится сталкиваться с такими серьезными проблемами, как климатические изменения и угрозы целостности творения Божия. Климатические изменения напрямую влияют на возможность людей обеспечить себя средствами к существованию, ставят под угрозу существование небольших островных государств, приводят к уменьшению количества пресной воды и сокращению биологического разнообразия.

Климатические изменения оказывают серьезное воздействие на продовольственную безопасность, здоровье и образ жизни всѐ большего числа людей. Вследствие климатических изменений жизнь в ее многообразии, в том виде, в каком мы ее знаем, может за несколько десятилетий измениться необратимо. Климатические изменения приводят к тому, что люди покидают свои дома, растет вынужденная миграция, возникают вооруженные конфликты. Климатические изменения создают беспрецедентные проблемы, которые сопровождаются неконтролируемым использованием природных ресурсов и ведут к гибели Земли и серьезным изменениям среды обитания. Глобальное потепление и разрушение природного комплекса всѐ больше становятся вопросами жизни и смерти.

12. Никогда наш мир не был столь процветающим и в то же время столь несправедливым, как сегодня. Неравенство достигло такого уровня, что мы больше не можем позволить себе игнорировать эту проблему. Мольбы людей, погрязших в огромных долгах и бедности, маргинализированных и вынужденных покидать свои дома, становятся настойчивее и понятнее, чем когда бы то ни было. Мировое сообщество должно признать, что нам всем необходимо объединиться и творить справедливость перед лицом беспрецедентного и катастрофического неравенства в распределении богатств.

13. Основными причинами связанных между собой кризисов являются алчность, несправедливость, погоня за легкой наживой, несправедливые привилегии и краткосрочная выгода в ущерб долгосрочным и устойчивым целям. Эти причины игнорировать нельзя. Разрушающие жизнь ценности постепенно проникли в современные структуры и стали доминировать в них, и теперь приводят к такому образу жизни, который совершенно не учитывает ограниченность возможностей Земли к восстановлению и игнорирует права человека и других форм жизни. Таким образом, кризис имеет серьезные нравственные и экзистенциальные измерения.

Брошенные нам вызовы являются, в первую очередь, этическими и духовными, а не только технологическими и финансовыми.

14. Рыночный фундаментализм – это нечто большее, чем экономическая парадигма: это социальная и нравственная философия. В последние тридцать лет вера в рынок, основанная на неконтролируемой конкуренции и выражающаяся в том, что все аспекты жизни рассчитываются и переводятся в денежные эквиваленты, определяет направление развития наших систем знания, науки, техники, общественного мнения, средств массовой информации и даже образования.

Этот преобладающий подход направляет потоки богатства главным образом тем, кто уже богат, и позволяет людям бездумно растрачивать ресурсы природного мира, не считаясь с их ограниченностью, ради преумножения собственного богатства. В неолиберальной парадигме отсутствуют механизмы саморегулирования для борьбы с хаосом, который сама эта парадигма и создает, оказывая серьезное воздействие, в первую очередь, на людей, доведенных до нищеты и маргинализированных.

15. Эта идеология пронизывает все стороны жизни, уничтожает ее изнутри и снаружи, проникая в жизнь семей и местных общин, разрушая природную среду и традиционные формы жизни и культуры и нанося непоправимый урон будущему Земли. Таким образом, господствующая в мире экономическая система угрожает разрушить условия для мирного существования и жизни в том виде, в каком мы ее знаем.

16. Ошибочно однобокое представление о том, что социальные блага являются автоматическим следствием экономического (ВВП) роста. Неограниченный экономический рост препятствует развитию нашей естественной среды обитания и приводит к климатическим изменениям, гибели лесов, окислению океана, сокращению биологического разнообразия и т.д.

Общее состояние экологии ухудшается, а возможность жить в хороших экологических условиях получает политическая и экономическая элита с помощью военной силы. Чрезмерное потребление, в основе которого лежат расходы на непокрытые долги, порождает огромную социальную и экологическую задолженность развитых стран «глобального Севера» странам «глобального Юга», увеличивает наш долг перед планетой, порождает несправедливость и оказывает огромное давление на будущие поколения.

Представление о том, что земля и все, что наполняет ее, принадлежит Господу (Пс. 23,1; 1 Кор. 10,26), оказалось отвергнутым. Источники справедливости

17. Мы признаем, что Церкви и верующие являются соучастниками этой несправедливой системы, когда ведут неприемлемый образ жизни, участвуют в структуре потребления и втягиваются в экономику алчности. Есть Церкви, которые продолжают проповедовать богословие благополучия, превосходства, индивидуализма и комфорта. Одни являются сторонниками богословия благотворительности, а не богословия справедливости по отношению к доведенным до нищеты людям. Другие не могут поставить под сомнение и даже узаконивают системы и идеологии, основанные на неконтролируемом росте и накоплении, и не замечают реальности экологического разрушения и бедственного положения жертв глобализации.

Есть те, кто основное внимание уделяют краткосрочным количественным результатам в ущерб серьезным качественным изменениям. Однако мы осознаем и то, что даже в такой ситуации, когда многие терпят неудачу в попытках проанализировать и изменить свою манеру производства, потребления и инвестирования, всѐ больше Церквей на всех континентах наращивают усилия и верят в то, что преобразование возможно.

18. В конечном итоге, наша надежда основывается на Воскресении Христа и Его обетовании жизни для всех. Мы видим подтверждение нашей надежды на воскресение в деятельности Церквей и движений, стремящихся построить лучший мир. Они – свет миру и соль Земли. Нас вдохновляют примеры преобразований в семье Церквей и в развивающихся движениях женщин, бедных, молодежи, людей с ограниченными возможностями и коренных народов, которые строят «экономику жизни» и способствуют созданию благоприятной экологической ситуации.

19. Верующие, христианские и мусульманские лидеры и лидеры коренных народов на Филиппинах посвятили свою жизнь тому, чтобы сохранить связь со своей землей, а также тому, чтобы земля, которой они принадлежат, смогла и в будущем поддерживать жизненные силы людей. Церкви в Южной Америке, Африке и Азии проводят проверки внешних долгов и требуют от горнодобывающих и ресурсодобывающих компаний отчета за нарушения прав человека и за ущерб, нанесенный окружающей среде. Церкви в Латинской Америке и Европе делятся опытом и извлекают уроки из глобализации, а также стремятся определить общие обязательства, разграничивая при этом сферы ответственности, укрепляют солидарность и создают стратегические альянсы. Христиане определяют признаки алчности и ведут диалог с буддистами и мусульманами с целью выявления общих оснований для борьбы с нею. В сотрудничестве с гражданским обществом Церкви участвуют в обсуждении параметров новой международной финансово- экономической архитектуры, способствуя развитию такого сельского хозяйства, которое заботится о сохранении жизни на Земле, и строя экономические системы, основанные на солидарности.

20. Женщины развивают богословие феминизма, бросающее вызов патриархальным системам доминирования, а также феминистическую экономическую теорию, встраивающую экономику в общественную жизнь, а общественную жизнь – в экологию. Молодежь – в авангарде кампании за простой и альтернативный образ жизни. Коренные народы выступают с требованиями полного возмещения и за признание права Земли реагировать на социальный и экологический долг. Обязательства и призыв

21. X Генеральная ассамблея ВСЦ проводится в то время, когда яркая жизнь всего творения Божия может угаснуть из-за тех методов, которые человек использует для накопления богатства. Бог призывает нас к радикальному преобразованию. Преобразование не обойдется без жертвы и без риска, однако, вера во Христа требует от Церквей и общин принять на себя обязательство стремиться к преобразованию. Мы должны возгревать в себе нравственное мужество, необходимое для свидетельства о духовности справедливости и стабильности, а также развивать движение за «экономику жизни для всех». Это требует мобилизации людей и общин, предоставления необходимых ресурсов (финансов, времени и возможностей) и развития более целостных и согласованных программ, направленных на преобразование экономических систем, структур производства, распространения и потребления, а также культур и ценностей.

22. В процессе преобразования неизменными должны остаться права и достоинство человека, а также ответственность человека за все творение Божие. Наша ответственность выходит за границы нашей индивидуальности и национальных интересов и подразумевает создание устойчивых структур, благодаря которым будущие поколения не будут испытывать нужду. Преобразования должны охватить тех, кто сильнее всего страдает от системной маргинализации, например, людей, живущих в бедности, женщин, коренные народы и людей с ограниченными возможностями. Ничто из задуманного без их ведома не может послужить им на пользу. Мы должны бросить вызов самим себе и победить структуры и культуры доминирования и саморазрушения, которые разрывают социальную и экологическую ткань жизни.

Главной в процессе преобразования должна быть миссия исцеления и обновления всего творения.

23. В связи с этим мы призываем X Генеральную ассамблею в Пусане принять на себя обязательство усилить роль ВСЦ в призыве к Церквам говорить единым голосом, способствовать развитию экуменического сотрудничества и обеспечивать большую согласованность в действиях по претворению в жизнь «экономики жизни для всех».

В частности, приоритетной и еще более серьезной в предстоящие годы должна стать работа по созданию новой международной финансово-экономической архитектуры (Заявление ВСЦ «Справедливая финансовая система и экономика жизни»), пересмотру способов накопления богатства и противодействию системной алчности, а также по стимулированию мер, направленных на борьбу с алчностью (Отчет исследовательской группы по изучению пределов алчности (Report of the Greed Line Study Group), возмещению экологического долга и по продвижению идеи эко- справедливости (Заявление ВСЦ «Эко-справедливость и экологический долг»).

24. Мы также призываем X Ассамблею ВСЦ в Пусане выделить определенный период времени до проведения следующей Ассамблеи для того, чтобы Церкви сосредоточились на обязательствах, которые накладывает на них тематический документ «Экономика жизни – жизнь ради Божией справедливости в творении [Справедливость и мир для всех]». В результате этого процесса Церкви, входящие в содружество Церквей, смогут поддерживать друг друга и дарить друг другу надежду, укреплять единство и нести более глубокое свидетельство о важнейших вопросах нашей веры.

25. Заявление «Справедливая финансовая система и экономика жизни» призывает к созданию этического, справедливого и демократического международного финансового режима, «основанного на общих ценностях: честности, социальной справедливости, достоинстве человека, взаимной ответственности и экологической устойчивости» (Заявление ВСЦ «Справедливая финансовая система и экономика жизни»). Мы можем и должны создать «экономику жизни», которая подразумевала бы возможность для всех участвовать в процессах принятия решений, оказывающих влияние на жизнь людей, удовлетворяла бы основные нужды людей посредством справедливых заработков, поддерживала бы социальное воспроизводство и социальную работу, которой в основном занимаются женщины, а также защищала бы и сохраняла атмосферу, воду, землю и источники энергии, необходимые для поддержания жизни («Бедность, богатство и экология в Азии и Тихоокеанском регионе»).

Реализация «экономики жизни» повлечет за собой применение ряда стратегий и методологий, включающих, к примеру: критический самоанализ и радикальное духовное обновление; подходы, в основе которых лежит уважение к правам человека; создание как можно большего числа площадок, на которых могли бы быть услышаны голоса маргинализированных групп; открытый диалог между «глобальным Севером» и «глобальным Югом», между Церквами, гражданским обществом и государственной властью; диалог между различными отраслями знания и мировыми религиями с целью сопротивления структурам и культурам, отказывающим многим в праве на достойную жизнь; справедливое налогообложение; а также создание широкой платформы для совместного свидетельства и отстаивания своих взглядов.

26. Представляется, что этот процесс приведет к созданию такого благоприятного пространства, в котором Церкви смогут учиться друг у друга и у других религиозных традиций и общественных движений тому, как преобразующая духовность может противостоять разрушающим жизнь ценностям и помочь нам отказаться от соучастия в экономике алчности. Это будет пространство, в котором Церкви, вместе размышляя над тем, какие конкретные изменения необходимы в различных условиях, смогут изучить и узнать, что означает «экономика жизни» с богословской и практической точек зрения. Это будет пространство, в котором можно проводить совместные кампании и отстаивать свои взгляды на национальном, региональном и мировом уровнях для того, чтобы политические и системные изменения могли привести к искоренению бедности и перераспределению богатства, а также к такому производству, потреблению и распределению, которые не наносили бы вред окружающей среде. Это будет пространство, в котором можно использовать безопасные, равнодоступные, альтернативные виды топлива и созидать общества, в которых будет царить мир.

Бог жизни призывает нас к справедливости и миру. Приидите и разделите с Господом трапезу, приготовленную для всех! Приидите и разделите с Господом трапезу жизни! Приидите и разделите с Господом трапезу любви!


Комментировать


семь × 2 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru