Экономика знаний: содержание и оценка

В последнее время в России все чаще обсуждается вопрос о необходимости перехода страны к новой модели развития, основанной на знаниях. Ориентация отечественной экономики в течение длительного времени на добычу и экспорт природных ресурсов, и прежде всего углеводородов, фактически привела нашу экономику к структурной деградации. Игнорирование этого обстоятельства будет оказывать негативное влияние на социально-экономическое положение страны, угрожая в конечном счете непредсказуемыми последствиями для экономического развития России. Отличительной чертой инновационной экономики является приоритетное развитие науки, образования и здравоохранения, а также высокотехнологичных и наукоемких секторов промышленности и сферы услуг, обеспечивающих конкурентоспособность и рост экономики на основе информации и инноваций.

В связи с этим для соответствующей оценки степени инновационности российской экономики целесообразно в полной мере использовать международные показатели, широко применяющиеся в настоящее время для определения уровня развития отдельных направлений. С этой целью необходимо определить наиболее характерные для экономики знаний особенности и использовать для их оценки наиболее подходящие международные показатели, рассчитываемые по специальным методикам организациями, обладающими соответствующими компетенциями.

На основе проведенного анализа автором отобраны наиболее характерные для экономики знаний признаки, а именно: 1) экономическая свобода; 2) глобальная конкурентоспособность; 3) эффективно функционирующая инновационная система; 4) высокая активность участников инновационной деятельности; 5) решающая роль и значение человеческого потенциала; 6) преобладание в структуре экономики производства продукции (услуг) инновационного характера; 7) широкое использование в экономике информационнокоммуникационных технологий; 8) высокий уровень инновационного развития; 9) низкий уровень распространения коррупции. Рассмотрим более подробно содержание перечисленных особенностей экономики знаний и основные показатели, характеризующие степень их развития. Экономическая свобода. Уровень экономической свободы оценивается индексом экономической свободы (ИЭС), который рассчитывается исходя из десяти контрольных показателей, а именно: право собственности; свобода от коррупции; фискальная свобода; участие правительства; свобода предпринимательства; свобода труда; монетарная свобода; свобода торговли; свобода инвестиций; финансовая свобода.

По итогам 2014 года, ИЭС России составляет 52,1, страна занимает в рейтинге 143-е место из 178 и находится в 4-й группе стран с преимущественно несвободной экономикой. Глобальная конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом как «способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе». Уровень глобальной конкурентоспособности оценивается на основании индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК), составленного из 113 переменных, объединенных в 12 контрольных показателей, к которым относятся: качество институтов; инфраструктура; макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование; высшее образование и профессиональная подготовка; эффективность рынка товаров и услуг; эффективность рынка труда; развитость финансового рынка; уровень технологического развития; размер внутреннего рынка; конкурентоспособность компаний; инновационный потенциал. По результатам исследования, в 2014 году ИГК России составил 4,4, в рейтинге глобальной конкурентоспособности страна занимает 53-е место из 144.

Решающая роль и значение человека, выступающего в новой экономике одновременно в качестве носителя знаний, производителя и потребителя продукции и объекта инвестиций. В связи с этим необходимость особого внимания к уровню развития человеческого потенциала становится непременным условием экономического развития и характеризуется индексом человеческого развития (ИЧР), совокупным показателем уровня развития человека в той или иной стране, рассчитываемым ежегодно экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан. Согласно этой методике Россия отнесена к странам с высоким уровнем ИЧР.

Следует отметить в связи с этим, что самый высокий ИЧР у Норвегии (0,944), а Россию по месту в рейтинге ИЧР опережают такие страны, как Багамские острова, Белоруссия и Румыния. Развитие человеческого потенциала (капитала) неизбежно приводит к изменению структуры занятости населения, выражающемуся в росте удельного веса работников интеллектуального труда. Инновационная активность экономики отражает степень участия в инновационной деятельности организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации на практике.

Анализ инновационной активности позволяет оценить степень участия организации в инновационной деятельности на основании соответствующих показателей. В частности, к таким показателям относится инновационная активность организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации. По данным статистики, указанный показатель за 2012 год составляет для России 10,3 %. В то же время аналогичный показатель для Германии — 70 %, для Канады — 65 %, для стран Центральной и Восточной Европы — в пределах 20–40 %. Наивысшие значения показателя инновационной активности характерны для высокотехнологичных секторов: в частности, для производителей радиоаппаратуры, а также аппаратуры для телевидения и связи он составляет 36,3 %, а для производителей космических аппаратов и оборудования — 33,6 %. Важным показателем инновационной активности являются внутренние затраты на исследования и разработки, оцениваемые в процентах от ВВП. По данным статистики, в 2012 году значение этого показателя в России составило 1,12 %, при том что в Израиле аналогичный показатель по данным за 2011 год составил 4,4 %.

Еще одним показателем в этой сфере является удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, выраженный в процентах. Значение данного показателя, согласно статистическим данным за 2012 год, составило 8 %, что значительно ниже аналогичного показателя в США, странах ЕС, Японии и Китае. Преобладание в структуре экономики производства продукции и услуг инновационного характера, основанного на знаниях; при этом наиболее заметно в этой экономике значение таких отраслей, как образование, здравоохранение, наука, телекоммуникации, досуг и развлечения, компьютерные, финансовые, инженерные и управленческие услуги. Вместе с тем к экономике знаний относятся также сектора высокотехнологичного промышленного производства, которые могут и не вносить решающего вклада в формирование ВВП. Главное в экономике знаний — продуктивно использовать полученные знания во всех сферах хозяйственной деятельности, в том числе и в производстве высокотехнологичной продукции.

В настоящее время, по оценке Минэкономразвития России, доля высокотехнологичного сектора производства и сектора экономики знаний составляет в структуре валового внутреннего продукта около 12 %. В свою очередь доля валовой добавленной стоимости от этих секторов в структуре ВВП США, ЕС и Японии составляет более 40 %. Широкое использование в экономике информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающее их заметное влияние на экономическое развитие и конкурентоспособность. Оценка степени использования ИКТ в экономике страны ставится Всемирным экономическим форумом в рамках проводимых исследований и публикуемых по их результатам отчетов об индексах развитости ИКТ, характеризующих готовность стран к эффективному использованию ИКТ по трем измерениям: 1) общая среда для развития ИКТ; 2) готовность граждан, бизнеса и национальных правительств к плодотворному использованию ИКТ; 3) действительное использование самых современных сетевых технологий. По результатам отчета за 2010–2011 годы, охватывающего 138 стран, Россия занимает «средние» позиции — 77-е место, уступая как общепризнанным лидерам в этой сфере — Швеции (1-е место), Сингапуру (2-е место), Финляндии (3-е место), Швейцарии (4-е место) и США (5-е место), так и странам БРИК — Китаю (36-е место), Индии (48-е место) и Бразилии (56-е место).

Высокий уровень инновационного развития характеризует в обобщенном виде инновационное развитие экономики страны. Уровень инновационного развития характеризуется Глобальным индексом инноваций (ГИИ), который рассчитывается по методике международной бизнес-школы INSEAD (Франция) как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: первая — располагаемые ресурсы и условия для инновационной деятельности и вторая — практические результаты в инновационной деятельности. Таким образом, итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инновационной деятельности. По итогам 2014 года, в рейтинге стран мира Россия заняла 49-е место из 143, а значение ГИИ составило 39,1. При этом самый высокий ГИИ (69,1) — у Швейцарии, занимающей 1-е место. И еще один признак, характеризующий экономику знаний.

Он связан со степенью распространенности коррупции в государственном и экономическом секторах. Уровень распространенности коррупции оценивается на основании индекса восприятия коррупции (ИВК), рассчитываемого по методике международной неправительственной организации Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса. ИВК представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями по результатам итогового отчета 2014 года, Россия заняла в рейтинге 136-е место из 176 вместе с Ливаном, Нигерией и рядом других стран. В заключение еще об одной характерной особенности экономики знаний, которая в определенной степени интегрирует особенности, перечисленные выше. Это эффективно функционирующая инновационная система, обеспечивающая результативную деятельность и взаимодействие всех ее элементов.

Исходя из обобщенного показателя, характеризующего уровень функционирования инновационных систем, Россия занимает 38-е место из 50, уступив не только соседям по БРИК — Китаю, Индии и Бразилии, но даже Турции и Таиланду. Анализ особенностей экономики знаний и характеризующих их показателей позволяет сделать вывод, что необходимо проведение серьезного комплекса мер по переходу на инновационный путь развития и созданию условий для построения в стране экономики, основанной на знаниях. Данный вывод подтверждается также и местом России в Рейтинге индексов экономики знаний, характеризующих эффективность использования страной знаний в целях экономического и социального развития. Так, по результатам исследования 2012 года, Россия занимает 55-е место из 146, уступая, таким образом, в инновационном развитии не только традиционным лидерам — США, Великобритании, Германии и Японии, но и таким странам, как Чехия и Катар. Главной причиной столь неутешительного состояния дел в этой сфере является отсутствие действенной инновационной политики, направленной на реализацию стратегии инновационного развития российской экономики.

Литература

1. Голиченко О. Г. Переход России на инновационный путь развития и основные направления государственной политики / О. Г. Голиченко // Инновации. — 2011. — № 9 (155). — С. 65–80.

2. Индикаторы инновационного развития регионов России для целей мониторинга и управления / И. М. Бортник [и др.] // Инновации. — 2013. — № 11. — С. 21–32.

3. Индикаторы инновационной деятельности: 2013 : стат. сб. — М. : ГУ-ВШЭ, 2013.

4. Индикаторы науки: 2013 : стат. сб. — М. : ГУ-ВШЭ, 2013.

5. Информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса «Инновации в России».

6. Киселев В. Н. Об оценке уровня инновационной активности субъектов РФ / В. Н. Киселев // Инновации. — 2009. — № 10 (132). — С. 77–81.

7. Отчет по заказу Опоры России «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: opec.ru/data/2010/10/01/1233266294/Klimov.pdf.

8. Тимина Е. И. От экономики услуг к экономике, основанной на знаниях / Е. И. Тимина // Россия и мировое образовательное пространство : материалы IV Междунар. науч. конф. — М. : МИЭМП, 2008.

А. И. Котов


Комментировать


3 × = двенадать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru