Седьмой президент США Эндрю Джексон за 8 лет пребывания во главе государства провел ряд реформ, повлиявших на облик американского общества второй четверти XIX в. Одним из таких преобразований, по мнению Джексона, самым главным его политическим достижением, стала ликвидация Второго национального банка в 1836 г. Центральный банк считался препятствием для свободной конкуренции и противоречил принципам laissez faire, что особенно мешало южным штатам с их хлопковыми полями и тесными торговыми связями с Великобританией.
Подобное выражение воли элиты Юга и лично президента Джексона привело к перемещению капитала из федерального банка в частные. Данные меры привели к монополии отдельных банков на местах. Сократилось количество золотых и серебряных монет, эмиссия бумажной валюты привела к росту инфляции и разорению банков.
Преемник Эндрю Джексона и один из самых верных его сторонников Мартин Ван Бюрен готовился занять пост президента. Политическая ситуация в 1837 г. в Америке была очень нестабильной. После ухода популярного в стране Джексона многие прочили президентское кресло кандидату от партии вигов. Однако, виги выставили сразу четырех кандидатов, облегчив задачу Ван Бюрену. Новый лидер демократов выиграл гонку с небольшим перевесом над генералом У. Гаррисоном, соратники которого забрали нужные однопартийцу голоса. Неубедительная победа стала предтечей непростого срока Ван Бюрена, в котором он столкнулся с непримиримым противостоянием Севера и Юга по вопросу рабства, с вынужденным переселением индейцев, более известное как «Тропа слез» (начатое опять-таки Джексоном), но самым тяжелым испытанием для уроженца штата Нью-Йорк стал крупнейший к тому времени экономический кризис.
Спустя два месяца после инаугурации Ван Бюрена на должность главы государства в 1837 г., первые американские банки заявили о своем банкротстве. Кризис в Англии сказался на падении цен в Соединенных Штатах, выросла безработица. Впервые за долгое время Америка столкнулась с продовольственными мятежами. 10 мая 1837 г. все банки прекратили выплаты золотых и серебряных монет. Началась знаменитая «Паника 1837 года». Из существующих на тот момент 850 банков 343 обанкротились полностью, частично – 62 банка. Инфляция выросла на 30 % по сравнению с 1833 г. Понижение цены на хлопок разорило не только южные штаты, но и промышленный Север, где были сосредоточены основные текстильные предприятия страны.
Десятки тысяч граждан стали безработными, резко понизился уровень жизни. На фоне экономической катастрофы, затронувшей каждый американский штат, заявление президента Ван Бюрена выглядело удивительно: «Чем меньше вмешивается правительство, тем лучше для всеобщего процветания»2 . Свое прозвище – «хитрый лис» – Ван Бюрен получил как раз за приверженность к подобному ведению дел. Еще до назначения на президентский пост он прослыл мастером компромиссов, чем пользовался Джексон, бросая своего сторонника на улаживание важнейших вопросов (так Ван Бюрен успел побывать губернатором штата Нью-Йорк, посланником в Великобритании, а также вице-президентом США).
Решение, принятое восьмым президентом США уже в последний год его правления, ложилось вразрез с его убеждениями, однако для «хитрого лиса» учреждение Независимого федерального казначейства (фактически нового государственного банка) казалось единственно верным способом ускорить выход из кризиса. Вернуться к системе с центральным банком Ван Бюрен был намерен намного раньше, но несколько лет его проект блокировали бывшие сторонники Эндрю Джексона, сохранившие свои посты в правительстве и при его преемнике. В течение своего президентского срока Мартин Ван Бюрен многими воспринимался как «человек Джексона», а его пребывание у власти – «третьим сроком Джексона». Действительно, общий политический вектор президента Ван Бюрена был направлен в ту же сторону, что и у его предшественника. Тем не менее Ван Бюрен стремился проводить более гибкую политику в социально-экономической сфере.
Так он выступал за удешевление общественной земли и обеспечение более простых условий для доступа фермеров к ней. Низкая стоимость земли на Западе, по его мнению, способствует развитию сельского хозяйства, а также ускорит колонизацию слабозаселенных земель. Еще одним важным решением Ван Бюрена стал подписанный им в 1840 г. указ о введении всеобщего десятичасового рабочего дня3 . Президентство Ван Бюрена не было столь запоминающимся, как восемь лет у власти Джексона, и не принесло стране таких коренных изменений, как деятельность Линкольна. Однако нельзя не учитывать, что весь свой срок восьмой президент США вынужден был лавировать между оппозиционно настроенными однопартийцами и стремящимися очернить его имя вигами. Реформы Ван Бюрена были призваны оздоровить экономику страны, но дать результат они не успели.
Тем не менее экономическая политика Ван Бюрена сыграла важную роль для Соединенных Штатов в будущем. Его стремление к нахождению компромиссов способствовало мирному выстраиванию отношений между партиями и фракциями. Решение о создании федерального казначейства понизило акции политика Ван Бюрена, но доказало необходимость существования центрального банка в условиях кризиса. На протяжении всей своей жизни Мартин Ван Бюрен не гнушался пользоваться хитростью и менять стороны. После вынужденного ухода из Демократической партии он баллотировался на пост президента от партии «Фрисойлеров» в 1848 г., фактически возглавив антирабовладельческие силы в стране. Политический вектор Ван Бюрена изменился в очередной раз.
Гареев Рустам Рафаилович (МГУ имени М. В. Ломоносова)