Эмоциональное выгорание педагога: проблема и пути решения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Эмоциональное выгорание педагога: проблема и пути решения

Из истории психологии высшей военной школы

Понятие и  определение синдрома «эмоциональное (психическое) выгорание» (англ. burning out) были впервые введены в науку в  1974  г. американским психиатром Г. Фрейденбергером, который таким образом охарактеризовал работников, находящихся в состоянии хронического стресса, спровоцированного тесным межличностным контактом с коллегами.

В современном представлении эмоциональное выгорание определяется как «…профессиональный кризис в  любой трудовой деятельности», и «связан он не с межличностным общением в рамках профессиональной деятельности, а с самой деятельностью человека, в целом» [1]. Д. Этзион определяет выгорание как «психологическую эрозию», считая, что выгорание возникает медленно, постепенно и совершенно незаметно для профессионала из-за несоответствия между индивидуальными и  средовыми характеристиками или ожиданиями, которые испытывает работник, и требованиями профессиональной среды [2].

Вопрос эмоционального выгорания педагога редко выносится на открытое обсуждение. Однако постоянное реформирование системы образования заставляет ученое сообщество чаще обращать внимание на обозначенную проблему. К основным факторам, способствующим эмоциональному выгоранию педагогов относят [3]: высокую ответственность за обучающихся; высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку; дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением; работу с трудными детьми. Под эмоциональным выгоранием в психолого-педагогической литературе понимается истощение физических, психологических и интеллектуальных сил. Выгорание включает в себя три компонента [3]: эмоциональную истощенность; деперсонализацию; редукцию личных и профессиональных достижений. Эмоциональная истощенность проявляется в постоянной усталости; неудовлетворенности собой и окружающими; опустошенности по отношению к работе и личной жизни. Деперсонализация характеризуется циничным отношением ко всему происходящему. Редукция ведет к снижению продуктивности и личностно-профессиональному обесцениванию.

Педагог не чувствует своей компетентности, но чувствует неуспех в профессиональной сфере, что приводит к снижению самооценки. Симптомами эмоционального выгорания педагога выступают [3]: негативные установки педагога в отношении своей профессиональной деятельности, коллег, обучающихся и их родителей; снижение личностной и профессиональной самооценки; чувство собственного неуспеха и т. д. Чувство истощения проявляется через усталость, раздражительность, слабость, иногда скрытую агрессию.

Длительное подавленное эмоциональное состояние является причиной экзистенционального (душевного) кризиса и пустоты (фрустрации). Чтобы не доводить ситуацию до критического уровня, необходимо вовремя выявить синдром эмоционального сгорания у педагога, признать наличие проблемы, заняться коррекцией состояния. В книге С. Маслач и М. Лейтера «Правда о выгорании» представлена теория развития выгорания по выраженности симптомов, которая хорошо описывает ситуацию в образовании [4]: 1. «Медовый месяц». Сколь бы стрессовой ни была работа, человеком движет энтузиазм. Но чем дольше в таких условиях работает человек, тем ниже становится его энергетический запас. Первая стадия выгорания хорошо проявляется у молодых педагогов. Ими движет энтузиазм, любопытство, желание покорять новые профессиональные вершины. Но большая нагрузка, отсутствие практического опыта ослабляет силы молодого педагога. 2. «Недостаток топлива». Возникают первые признаки истощения. Снижается работоспособность и продуктивность. Если же присутствуют дополнительные стимулы (например, в виде достойной зарплаты), то человек продолжит работу с прежней продуктивностью, загнав проблему выгорания внутрь организма. 3. «Хронические симптомы». Раздражительность, подавленность, усталость, — последствия стрессовой работы. На этом этапе работник страдает от нехватки времени и сил. На этой стадии выгорания находятся учителя, перешагнувшие 10 летний рубеж педагогической карьеры. 4. «Кризис». Неудовлетворенность усиливается, здоровье слабеет, возникают заболевания, ограничивающие работоспособность.

Симптомы данной стадии выгорания усугубляются тем, что педагог уже никогда не уйдет из школы, ему страшно что-то менять в своей жизни. 5. «Пробивание стены». В жизни сгорающего накапливается множество проблем, которые человек уже не может и не хочет решать. Превращение в «робота» — самый опасный и яркий симптом выгорания, он же — признак профессиональной деформации личности. Освоение такой науки, как ортобиотика (от греч. orthos — «правильный, прямой» и bion — «жить»), — науки о самосбережении здоровья, разумном образе жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы — способствует улучшению качества жизни профессионала. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма, гигиенические правила, универсальные средства самосбережения. К сожалению, в институте не учат будущих педагогов основам ортобиотики. Обучающиеся не владеют здаровьесберегающими технологиями для профилактически эмоционального выгорания.

Список литературы: 1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 2. The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis / eds Т. Cox, A. Griffits. London, 1998.3. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2001. 4. Maslach C., Leiter M. The Truth About Burnout. San Francisco, 1997.

Бурлакова И.И.


Комментировать


7 + шесть =

Яндекс.Метрика