Адаптация и интеграция мигрантов из Украины: проблемы и решения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Адаптация и интеграция мигрантов из Украины: проблемы и решения

razmieshchieniie_i_plotnost_nasielieniia_mighratsiia10

Ключевые слова: Украина, мигранты, беженцы, интеграция, социальная адаптация, трудоустройство, проживание, правовой статус, проблемы детей и подростков из семей беженцев Keywords: Ukraine, immigrants, refugee migrants, integration, social adaptation, rehabilitation, accommodation, legal status, problems of children and teenagers from immigrant families.

В 2014 г. в связи с событиями на Украине появилась новая большая социальная группа – беженцы с Украины, что привело к возникновению проблем, связанных с адаптацией и интеграцией вынужденных мигрантов. Данный факт приобрел для России и отдельных ее регионов важное социально-экономическое и политическое значение.

В российском законодательстве появилась категория «вынужденные переселенцы», к которой относят граждан, вынужденных или намеревающихся покинуть места постоянного жительства и перебраться на территорию другого государства вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. По данным Федеральной миграционной службы, на начало 2016 года в Российской Федерации находилось около 2,5 млн. граждан Украины (из них 1,2 млн. – призывного возраста), при этом доля беженцев из Юго-Востока Украины составила 940 тыс. человек. Статус беженца, лица, получившего временное убежище и разрешение на временное проживание, получили более 400 тысяч человек. Представители этой группы появились почти во всех регионах РФ, особенно в приграничных с Украиной субъектах – в Ростовской, Белгородской, Брянской областях и Краснодарском крае.

Первыми шагами в регионах, направленными на содействие обустройству мигрантов стали срочная социальная помощь, снабжение предметами первой необходимости, в том числе одеждой и обувью, горячее питание, доврачебная санитарно-гигиеническая, медицинская и психологическая помощь, предоставление мест временного размещения.

Для беженцев были развернуты более 250 пунктов временного размещения, во многих из них были созданы оперативные группы сотрудников ФМС России, которые выясняют судьбу каждого переселенца: рассчитывает ли он остаться в России навсегда или до тех пор, пока не нормализуется обстановка на родине.

Следует отметить, что в случае принятия беженцем решения о получении Российского гражданства с целью постоянного проживания на территории РФ, все необходимые процедуры оформления гражданства проходят в ускоренном режиме. В пунктах размещения круглосуточно работают инспекторы МЧС России и психологи, которые помогают беженцам адаптироваться к новым условиям. Во всех ПВР налажено жизнеобеспечение населения – водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, осуществляется транспортное, информационное и психологическое обеспечение. В марте 2017 г. в 76 регионах России функционировало 525 пунктов временного размещения, в которых находилось 26 989 украинских мигрантов, в том числе 8758 детей.

В пунктах размещения специалисты миграционной службы проводят информационно-разъяснительную работу по вопросам приобретения временного убежища, оформления разрешения на временное проживание, участия в Государственной программе переселения, получения гражданства Российской Федерации и иным основаниям для законного нахождения на территории России. Кроме того, практически во всех субъектах РФ были организованы срочные сборы гуманитарной помощи. Все мероприятия осуществляются во взаимодействии с административными органами власти регионов и с территориальными звеньями Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Контроль за приемом и обустройством мигрантов в большинстве регионов ведут главы администраций, а также Главные федеральные инспекторы Федеральных округов.

Несмотря на принятые меры по адаптации переселенцев с Украины, по данным официальных источников остается множество социальных проблем, требующих решения на различных уровнях власти. Одной из основных проблем для беженцев является поиск жилья и определение окончательного места жительства (опрос беженцев о том, где они жили после пересечения границы РФ, представил следующую картину: у родственников – 31,1%; в арендованном жилье – 24,9; бесплатно у незнакомых людей – 13,5; в приграничном «палаточном» лагере – 13,0; в стационарном пункте временного размещения (ПВР) – 12,8; другие ответы – 4,7%). Несмотря на организованность работы миграционной службы РФ, остается ряд проблем, связанных с легализацией правого статуса беженцев. Это связано с огромным наплывом вынужденных переселенцев с Украины за короткое время и на узкий участок южной границы страны, что усложнило работу ФМС, так как такого наплыва беженцев никто не ожидал.

Однако для оптимизации работы ФМС были предприняты экстренные меры по изменению в законодательстве, чтобы дать вынужденным переселенцам преимущества перед трудовыми мигрантами из других соседних государств. Этот факт положительно отразился на оценке работы миграционной службы: несмотря на проблемы в оформлении правового статуса, 90% беженцев положительно оценили деятельность ФМС. Следующая проблема в адаптации мигрантов связана с трудоустройством. На новом месте жительства вынужденные мигранты, в своем большинстве, не имеют возможности сразу получить работу в соответствии с их профессией и порой вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом. В этих случаях им на помощь приходят региональные Министерства труда и социальной защиты.

Пройти профподготовку по востребованным в регионе специальностям, повысить имеющуюся квалификацию мигранты могут еще до получения российского гражданства. А квалифицированным специалистам, таким как педагоги, врачи, инженеры и членам их семей компенсируют расходы на переаттестацию ученых степеней, нострификацию (признание) дипломов и других документов об образовании. Немаловажной проблемой остается решение социальных вопросов – устройство детей в детские сады, школы, пенсионное обеспечение, получение медицинской помощи. Помимо прямых социальных нужд вынужденные мигранты сталкиваются с необходимостью адаптации к новым жизненным условиям в иной социокультурной среде.

Наиболее уязвимой группой в этой проблеме являются дети и подростки, что связано с формированием у этой возрастной группы посттравматических состояний, приводящих к трудностям интеграции в новое социокультурное общество. Формы первоочередной помощи беженцам можно разделить на несколько групп. Первая группа – получение вида на жительство и гражданства; вторая – решение жилищного вопроса; третья – содействие в поиске работы; четвертая – решение социальных вопросов. В связи с тем, что миграционный приток в регионы России за последние 2 года резко увеличился, процесс интеграции украинских мигрантов в Россию требует глубокого научного осмысления и исследования. Изучение социальной адаптации украинских мигрантов в России необходимо в целях выработки эффективных, научно обоснованных мер со стороны общества и государства, обеспечивающих оптимальное развитие и препятствующих проявлению негативных тенденций.

С целью решения проблем, которые возникают в государстве в процессе адаптации и интеграции мигрантов из Украины, Российской Федерации необходимо акцентировать внимание на решение задач в следующих сферах деятельности: 1. Упорядочение и усовершенствование миграционного законодательства с учетом специфики регионов и в целях более полного удовлетворения потребностей и интересов как мигрантов, так и интересов и безопасности общества и государства. В данном случае, РФ необходимо создать систему консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. С целью обеспечения национальной безопасности государства необходимо создать систему регистрационного учета, которая повысит контроль за соблюдением законов иностранцами, а также будет представлять полную информацию о перемещениях и осуществлении трудовой деятельности мигранта. Это, в свою очередь, повлияет на выполнение мигрантами своих правовых обязательств и воспрепятствует любой деятельности мигрантов, ставящей под угрозу общественный порядок, нарушения закона и посягательства на права других людей.

2. Создание фонда доступного арендного жилья на основе государственно-частного партнерства посредством строительства арендных домов, совмещающих в себе жилье трех типов: коммерческой, некоммерческой и социальной аренды. Доступная аренда позволит решить не только жилищный вопрос для большей части очередников, которые не располагают средствами для приобретения жилья, но и позволит мигрантам получить жилье в аренду по доступным ставкам. Таким образом, социальная и некоммерческая аренда может стать современным жильем эконом-класса. В сложившейся ситуации в РФ будет целесообразным создание фонда социального и некоммерческого арендного жилья, органично сочетающегося с формами предоставления жилья на условиях коммерческой аренды. Подобная схема позволит значительно быстрее решить острую социальную проблему региона – адаптацию мигрантов.

3. Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Рекрутеры ориентируются в бизнесе, знают тенденции рынка труда, владеют информацией о потребностях своих клиентов. И, соответственно, могут дать совет, проинформировать о ситуации на рынке, предложить меры, направленные на обеспечение трудоустройства. Одной из предпосылок решения проблемы трудоустройства мигрантов в России является солидарная ответственность всех кадровых служб – как государственных, так и частных, осуществляющих свою деятельность на рынке труда.

Одним из шагов на пути к достижению поставленной цели может стать формирование партнерских отношений между предпринимателями, государственными и коммерческими структурами, содействующими занятости, базирующихся на согласованности действий и сегментации рынка труда с учетом индивидуальных особенностей лиц, ищущих работу, и сложившейся структуры вакансий.

4. Определение приоритетов в сфере образования и здравоохранения детей и внутренних мигрантов. Вынужденная миграция граждан Украины в Россию, связанное с ней пребывание в иной социокультурной среде ставит их перед необходимостью адаптации к новым жизненным условиям. Эффективным инструментом содействия адаптации детей из семей беженцев является специально организованная образовательная среда, позволяющая смягчить возникающие сложности социокультурной адаптации и способствовать интеграции детей из семей беженцев в российское сообщество.

В целях успешной социокультурной адаптации детей и подростков из семей беженцев в 2014 году было принято решение об издании сборника методических рекомендаций «Психолого-педагогические условия адаптации детей из семей беженцев, граждан Украины, в российской системе образования». К основным проблемам адаптации детей беженцев в процессе обучения можно отнести: – социокультурный барьер в условиях региональной специфики, отражающей, в том числе, общий уровень толерантности и социальных практик взаимодействия; – языковой барьер (в особенности в формате письменной речи как одной из базовых составляющих процесса образования); – различия в системах ценностей, самоидентификации и самореализации; – противоречия в типах школьного уклада Украины и России, в типах и нормах образовательных практик организации и самоорганизации обучения и воспитания, в средствах и условиях образовательных систем.

Самушия Я.Г.


Комментировать


5 + = шесть

Яндекс.Метрика