Актуальные проблемы археографии фотодокуентов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Актуальные проблемы археографии фотодокуентов

Первая мировая: война, которую проиграли все

Первая мировая: война, которую проиграли все

На современном этапе развития отечественной археографии особое внимание следует обратить на «молодые» источники – фотодокументы. Они отражают многообразие социально-политической, культурной жизни общества и занимают важное место среди аудиовизуальных источников. Археографический анализ десятилетнего опыта публикации фотодокументов в 1990–2000-е гг. провел в своей статье историк В. П. Козлов . В соответствии с классификацией, разработанной автором, современные публикации фотодокументов представлены двумя типами – иллюстративным и тематическим.

Цель иллюстративных изданий – пояснить и дополнить особенности содержания других документальных источников. Второй тип, как отмечает В. П. Козлов, является самым сложным по исполнению, и именно к такому типу стремится большинство современных изданий. Если в качестве основания классификации принять документальную среду, из которой происходит отбор фотодокументов для издания, В. П. Козлов выделяет три типа документальных публикаций. Первый тип – персональный или авторский; в такие издания включены фотографии одного автора, как правило, отложившиеся в фондах или коллекциях частных, государственных или негосударственных хранилищ. Второй тип – автономный, включающий фотодокументы одного архивохранилища, объединенные тематикой. Третий тип – системный, основанный одновременно на фотодокументах двух или более архивохранилищ, относящихся к определенной теме или автору. Автор отмечает ряд недостатков, характерных для большинства видов публикаций фотодокументов: частое отсутствие перечня-указателя опубликованных документов, недостаточно обоснованный отбор и

систематизация фотографий, несоблюдение принципов конвоирования и т. д. Профессор В. П. Козлов заложил основы классификации научных публикаций фотодокументов. С увеличением в последние годы количества публикаций и расширение их видового спектра можно предложить классификацию по группам изданий, исходя из их тематики, задач публикации и целевой аудитории. Основную группу публикаций фотодокументов составляют каталоги выставок и тематические альбомы. В 2000-е гг. появляются каталоги фотографических выставок такого высокого уровня с точки зрения исполнения и научного оформления изданий, что их можно отнести к тематическому типу публикаций фотодокументов2 . Наибольший интерес для специалистов составляют два альманаха-каталога выставок «Фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев, архивов и библиотек», проведенных в рамках деятельности Государственного русского музея по изучению и пропаганде отечественного фотонаследия .

Издания не просто знакомят публику с чрезвычайно интересными и богатыми фотоколлекциями, но и вводят эти документы в научный оборот, ставят вопросы, связанные с непростыми задачами атрибуции, сохранением фотографий, изучением истории фотографии, техники и методов фотопечати. К этой же группе можно отнести и каталог ранее неизвестных широкой публике дореволюционных фотографий из частных коллекций, целью которого является привлечение внимания специалистов различных направлений к фотографии как к полноправному виду искусства .

Отдельного внимания заслуживает каталог выставки, посвященной С. Л. Левицкому, поскольку в данном издании соблюдены практически все элементы научной публикации фотодокументов в соответствии с «Правилами» 1990 г.: каждый фотоотпечаток сопровождает развернутая аннотация об изображенном человеке и его судьбе, указано, в каком альбоме находится та или иная фотография, ее размеры, техника исполнения, особенности палеографического оформления бланков и инвентарный номер5 . Следующую группу публикаций фотодокументов представляют тематические альбомы. Особый интерес представляют издания, посвященные Москве и Петербургу, подготовленные специалистами разного профиля: художниками, искусствоведами и историками .

Цель авторов таких публикаций – воспроизвести с максимальной полнотой изменившиеся и во многом утраченные образы столичных городов, ввести в научный оборот новые источники, отложившиеся в государственных архивах и частных собраниях. Необходимо отметить высокую степень научности археографического описания опубликованных документов – авторы стремились дать максимально развернутые аннотации к фотографиям, учесть опыт своих предшественников и уточнить даты съемки, авторство. Одним из главных достоинств таких изданий следует считать составленные авторами исторические справки и биографики фотографов, системность подбора фотографий и высокое качество печати. Значимую для специалистов группу публикаций фотодокументов в настоящее время представляют издания информационного характера, представляющие собой объемные справочники фотографов, поражающие своим объемом и подробностями описания, с указанием биографий, адресов фотоателье и даже образцов фотографических бланков.

В таких изданиях фотодокументы являются не просто иллюстрациями, а играют роль первой скрипки – ключевого источника ретроспективной информации. Необходимо отметить одно из важнейших достоинств таких изданий – высокий уровень конвоирования публикуемых фотодокументов – указывается информация об изображенном человеке, авторе, технике исполнения и размерах фотографии, в некоторых случаях особенности оформления паспарту. Подавляющее большинство публикаций фотодокументов попрежнему принадлежат к иллюстративному типу. В последнее время значительно возросло количество работ искусствоведов, культурологов и историков, которые используют фотографии в качестве основного или одного из дополнительных источников в своих исследованиях .

Подрисуночные подписи в них, как правило, представляют собой глухие заголовки без аннотаций. Никаких более развернутых данных о том, в каких коллекциях отложились фотодокументы, а также являются ли они отдельными снимками или входят в альбомы, авторами не приводится. В изданиях такого типа, как правило, отсутствуют какие-либо примечания, указатели, и список публикуемых документов, что также снижает информационную и источниковедческую ценность таких публикаций.

Болотина Марина Олеговна (Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный гуманитарный университет)


Комментировать


+ девять = 11

Яндекс.Метрика