Барьеры на пути российского малого бизнеса | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Барьеры на пути российского малого бизнеса

Малый и средний бизнес в России занимает существенную экономическую нишу. Критерии отнесения предприятий к этим группам хозяйствующих субъектов менялись на протяжении последних девяти лет с 2007 года [1,2,3]. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 года № 265 для малого и среднего бизнеса установлены 3 типа критериев (численность занятых, размер выручки и балансовая стоимость активов). Все они имеют вид предельных значений, которые определяют отнесение бизнеса к группе микро, малых или средних предприятий [3,4].

Это отнесение экономически мало значимо, но дает некоторым малым предприятиям льготы на период их создания и первичного функционирования. Никаких документов или сертификатов, устанавливающих категорию предприятия, не существует. Основой являются экономические критерии, в соответствии с ними, одинаковыми льготами в кредитовании и налогообложении могут пользоваться любые субъекты малого бизнеса. Авторы данной статьи ранее уже анализировали проблемы малого бизнеса в Санкт – Петербурге и они оказались очень сходными с проблемами малого бизнеса в целом по стране [1].

По последним официальным статистическим данным (на начало 2015 года) в России насчитывалось 1.87 млн. единиц предприятий категории микро и малых, а также категории средних — 13,7тыс. В среднем на каждом предприятии было немного работников (на микро предприятии – 3 чел., на малых – 8 чел., на средних – 145 чел.) [5, с.10,32]. Сфера деятельности российского малого и среднего бизнеса — преимущественно оптовая и розничная торговля (38,7%), операции с недвижимостью (20,3%), строительство (12%).

В это же время на малые предприятия обрабатывающих производств приходилось 9,6 % [5, c.14]. Важнейшая роль малого бизнеса в экономике — буферная функция в период экономического спада и рецессии. Сейчас российский малый бизнес создал более 18 млн. рабочих мест главным образом на торговых и сервисных предприятиях, но 2,5 млн. рабочих мест предоставили и производственные структуры. Если общий оборот производственной продукции всех этих хозяйственных субъектов составил 4,1 трл. руб., то среднегодовые обороты одного предприятия были относительно небольшими. Так, в рассматриваемый период для микро предприятия они составляли 5,2 млн.руб., для малого – 12,5 млн.руб, для средних предприятий — 367 млн.руб. К сожалению общая тенденция экономических показателей рассматриваемых структур за период 2010-2014 гг. негативна. Валовые обороты малых предприятий сократились на 15,7%, правда, негативный тренд по группе в целом совпал с ростом валового оборота средних предприятий на 19,2% [5, c.33].

При этом анализ показал, что малый и средний бизнес наиболее активен в Центральном федеральном округе (почти 30% российского), Приволжском (20%) и Сибирском федеральном округе (почти 15%) [5, c.36]. Региональная концентрация малого и среднего бизнеса совпадает с концентрацией крупного промышленного бизнеса в России и это закономерно. Для малого бизнеса ситуация менялась в сторону ухудшения условий его функционирования несмотря на то, что со стороны государственных и партийных деятелей на протяжении последнего десятилетия звучало много высказываний и призывов активно развивать малый бизнес.

Государственные меры поддержки таковы, что новые малые предприятия создаются, а уже существующие вынуждены функционировать в крайне тяжелых условиях, по сути они выживают и не задумываются о своем расширении. В результате показатели экономического функционирования для значительной части малых предприятий имеют тенденции сокращения, и только в сферах рыболовства и рыборазведения, связи, научных исследований и разработок наблюдался существенный прирост, как и некоторый рост в сфере сельского хозяйства и здравоохранения [5, c.52]. Из 1.5 млн. малых предприятий на начало 2015 были убыточными 20%, почти четверть – в сельском хозяйстве, строительстве, образовании, здравоохранении и сфере коммунальных услуг. Уровень рентабельности предприятий малого и среднего бизнеса остается в России крайне низким (около 2%) [5, c.54,63-65].

Все последние годы индекс предпринимательской уверенности стабильно отрицателен для всех сфер, кроме сферы нефтепереработки. Уровень инновационной активности также невысок, поскольку только 5,4% предприятий осуществляли технологические инновации, а доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции и выполненных услуг была лишь 1,6 % [5, c.77]. Опросы предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом, неоднократно проводимые Росстатом, фиксируют одни и те же факторы, мешающие развитию бизнеса.

Они называют в первую очередь хронический недостаток собственных финансовых средств и высокие ставки на кредит (60 % опрошенных), неподъемно высокий уровень налогообложения (более 50% опрошенных), неопределенность экономической ситуации в стране (от 40 до 60% опрошенных за разные годы), недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке, зачастую связанный с постепенным падением покупательской способности населения (до 60% опрошенных) [5, c.39, 75]. Помимо прочего, следует дополнительно выделить целый ряд административных мер 2015 – 2016 гг., негативно воздействующих на развитие малого бизнеса. Например, документационное оформление обязательной сертификации рабочих мест и специальностей по оценке бизнесмена обошлась в 200 тыс.руб. стороннему исполнителю. Разработка «Комплекса мероприятий по противодействию коррупции», ныне обязательного для каждого предприятия, стоит на рынке от 20 до 100 тыс. руб.

Явная абсурдность видна во введении требования выделения ответственного лица за реализацию антикоррупционных мероприятий на микро предприятиях до 5 человек занятых. Фирмы, производящие или торгующие продуктами питания, обязаны оплачивать медосмотры своих сотрудников (около 1000 руб. с человека) с выдачей им специального документа, который действует только полгода. Введение обязательной квоты на рабочие места инвалидов для значительной части малых предприятий по объективным причинам просто невыполнимо. Разработка «паспорта безопасности» для мест массового скопления людей, оформление набора документов на каждого проживающего в гостинице, сертификация специальностей вот — далеко не полный перечень документов, которыми должен заниматься предприниматель, чтобы не платить огромные штрафы за безудержное бумаготворчество контролирующих органов, и все это в дополнение к регулярным проверкам налоговых, пожарных и прочих служб, «кошмарящих бизнес» [6].

Практическая невыполнимость всех директивных предписаний приводит к развитию неформальных отношений с представителями проверяющих сторон. Ничего подобного в зарубежной практике регулирования малого бизнеса нет, там правила ведения малого бизнеса несложны, хотя и налогово жестко контролируемы [7]. Заимствование данного опыта явно не помешало бы российской администрации, отвечающей за регулирование малого и среднего бизнеса в стране.

Литература

1. Давидюк С.Ф., Давидюк Е.П. Малое предпринимательство в развитии промышленности региона (Санкт-Петербург), Управление инновационной деятельностью экономических систем (ИНПРОМ 2014) /под редакцией д.э.н., проф. Бабкина А.В. – СПб.: Изд. Политех. ун-та., 2014.с. 46-53.

2. Федеральный закон от 28 июня 2007 г.7. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» Собрание законодательства РФ 2007, № 43, ст.5084.

3. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 г. № 702

4. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ. М.: 2015. URL: www. duma.gov.ru/f810c5d73204a-pdf (дата обращения:15.04.2016).

5. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат.сб. Росстат.-М.: 2015, 96с.URL:/http://www.gks.ru/mal-pred15.pdf (дата обращения:12.02.2016).

6. Семь кругов бумажного ада для бизнеса,URL: //www. fontanka.ru /2016/04/094.(дата обращения:23.04.2016).

7. Akita Richert-Kazmierska. Instruments of Supporting the Innovation of Small and Medium Enterprises in the Pomorskie Province.In ”Strategies and promotion of regional policies around the Mare Balticum.” Baltic Sea Academy.2012.pp.168-178.

Давидюк С.Ф., Давидюк Е.П.


Комментировать


восемь × = 24

Яндекс.Метрика