«Болонизация» российского университетского образования: компетенции вместо знаний. Кому это выгодно? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


«Болонизация» российского университетского образования: компетенции вместо знаний. Кому это выгодно?

1

Более 20 лет прошло с подписания Болонской декларации, в которой был провозглашен курс на создание единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) (European Higher Education Area — EHEA) с целью повышения его конкурентоспособности в мире. Главным заказчиком реформы европейского образования стали крупные промышленные корпорации, объединенные в организацию под названием Европейский круглый стол (European Round Table — ERT), считающие необходимым ликвидацию всех барьеров на пути создания единой общеевропейской экономики, а также участие промышленных корпораций в образовательном процессе.

Создание единого образовательного пространства как цели Болонского процесса потребовало выработки сравнимости национальных образовательных систем и разработки общеевропейского профиля специалиста, подготовленного в рамках той или иной образовательной программы с набором приобретенных компетенций. Компетенции представляют собой утверждения относительно того, что будет знать и уметь обучаемый по завершении образовательного цикла, и как эти знания и умения могут быть применены на рынке труда.

Компетентностный (профильный) подход, как новая образовательная модель, означает смещение акцентов результатов образования с интересов человека и общества на интересы производственных корпораций, которые «голосуют» за практическую ориентированность образования — обучение под заданные функции. С позиций компетентностного подхода выпускник — это не классически понимаемый эрудит, имеющий широкий горизонт знаний, а специалист, эффективно исполняющий свой функционал и приносящий прибыль работодателю. Сфера применимости компетентностного подхода весьма ограничена: в компетентностную форму достаточно органично «укладывается» содержание начального и среднего профессионального образования. Однако что касается классического, особенно гуманитарного университетского образования, то здесь, во-первых, «расщепление» (операционализация) образования на усвоенные компетенции выглядит абсурдным, во-вторых, проблематичным является вопрос об измеримости компетенций, в-третьих, сам выбор компетенций (особенно общекультурных) и их формулировка представляются надуманными.

Если в Европе внедрение Болонской системы было добровольным и ряд университетов с мировым именем (включая Оксфорд и Кембридж) к ней не присоединились, то в России все происходило в обязательном порядке, с очевидным снижением качества образования и, как следствие, падением репутации многих российских вузов. Таким образом, «болонизация» образования превратила образование в сферу бизнеса, что привело к изменению целей и задач образования: образованный человек уступает место «человеку компетентному», т. е. конкурентоспособному участнику производственного процесса, «изготовленному» по заказу бизнеса. Отсутствие социальной составляющей в образовательных программах, в которой бизнес не нуждается, приводит к общей дегуманизации образования и социума в целом.

Абросимова Лариса Сергеевна, Богданова Марина Александровна


Комментировать


× 2 = восемнадцать

Яндекс.Метрика