Великие дауншифтеры: история жизненных сценариев | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Великие дауншифтеры: история жизненных сценариев

Сегодня «просто» жить и наслаждаться жизнью хотели бы многие, но не все могут решиться сменить жизненный путь, вернуться к самому себе, своим личным желаниям и интересам. Не все могут стать дауншифтерами. Дауншифтинг является своего рода формой внутреннего протеста, критического разногласия между внутренним желаемым и действительным. Это явление на первый взгляд кажется остро актуальным.

Однако его история насчитывает не одно столетие или даже тысячелетие. В данной статье мы расскажем истории наиболее известных дауншифтеров прошлого. Сразу оговоримся, что под дауншифтингом мы понимаем переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом, нагрузками и отнимающей все свободное время работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую по сравнению с прежней [3], а также движе ние, связанное с отказом от ценностей общества потребления и признанием приоритета личной свободы, семьи, удовольствия от жизни. Французского живописца Эжена Анри Поля Гогена можно назвать самым известным дауншифтером XIX века.

Все детство художник провел в Перу, на родине матери. Воспоминания «тянули» его обратно к экзотическим местам, чтобы «слиться с природой». В 1883 году Поль Гоген решил оставить работу преуспевающего брокера на бирже. Живопись занимала все его время, и в 1891 году он приезжает жить на Таити: «Он снова был счастлив: такая жизнь могла бы продолжаться вечно, но картины, оставленные в Париже, не продавались, галерейщики не присылали ни копейки. Прошел год, и друзьям пришлось вызволять его с Таити – нищета, от которой он бежал, настигла его и здесь» [1]. Существует несколько сценариев дауншифтинга, и один из них – «экзотический». Именно этот сценарий и избрал для себя великий художник. В настоящее время его чаще выбирают достаточно обеспеченные люди, сотрудники высшего звена, которые занимают руководящие должности.

У них, как правило, ненормированный рабочий день, они решают споры и кон фликты, всегда находятся в состоянии стресса и в условиях бесконечной конкуренции. Самые распространенные места «обитания» дауншифтеров – Гоа, Бали, Таиланд. Французского поэта XIX века Жана Николя Артюра Рембо тоже можно назвать дауншиф тером. Карьере парижского поэта он предпочел путешествия по миру. Мы полагаем, что такой сценарий дауншифтинга можно назвать «мир без границ» (тревел-дауншифтинг). Этот сцена рий выбирают «активные дауншифтеры». Они могут заниматься волонтерской работой, тру диться в приютах, хосписах, а также могут «жить в путешествии» (англ. traveliving).

Буквально это означает путешествие как образ жизни. Представители данного направления не изучают страну с точки зрения достопримечательностей, а именно в ней живут. Если человек уезжает с постоянного места жительства, путешествует долго и задерживается в различных местах неоп ределенное время, то такой образ жизни можно назвать тревеливингом. Еще одним примером дауншифтера (правда, в рамках уже другого сценария) можно счи тать классика русской литературы Льва Толстого. После глубокого мировоззренческого кризи са, связанного с религиозными исканиями (повлекшими за собой отлучение от церкви), писа тель пришел к мысли, что лучшая жизнь – это жизнь земледельца, крестьянина, «простого тру дового народа», не обремененного излишними материальными ценностями: «…Доход отдать на бедных и школы… Прислуги держать только столько, сколько нужно… и то на время, при учаясь обходиться без них… Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство…

По воскресеньям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда – все са мое простое. Все лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи – продать, раздать…» [4]. Такой тип сценария, который можно назвать «назад к природе» или экологическим, предпочитают люди, которые стремятся «уединиться в тихом месте».

Таких людей нередко называют «ушельцами». «Ушельцы» – это современные крестьяне, которые предпочитают селиться в местах, где нет городской суеты, а есть настоящая традиционная русская деревня. Экологическое мировосприятие активно развивается в культуре последних десятилетий, постепенно выходя на лидирующие позиции. Дауншифтинг помогает человеку вести здоровый образ жизни. Важным вопросом в мире является экологическая ситуация, поэтому многие да уншифтеры призывают к бережному отношению к природе и здоровью. Американского поэта и мыслителя XIX века Генри Дэвида Торо можно назвать «ушель цем». В 1845–1847 годах писатель построил сам хижину на берегу Уолденского пруда (штат Массачусетс) и сам обеспечивал себя всем необходимым для жизни. Этот эксперимент он опи сывает в книге «Уолден, или Жизнь в лесу». Вот некоторые из его размышлений: «Большая часть роскоши и многое из так называемого комфорта не только не нужны, но положительно мешают прогрессу человечества. Нельзя быть беспристрастным и мудрым наблюдателем чело веческой жизни иначе, как с позиций, которые мы назвали бы добровольной бедностью. Живя в роскоши, ничего не создашь, кроме предметов роскоши» [5]. Финская художница Венни Солдан-Бруфельд мечтала о собственном доме на берегу жи вописного водоема.

В 1897 году она и ее муж, писатель Юхани Ахо, переселились в окрестно сти озера Туусуланярви. Вскоре за ними последовали с семьями художник Ээро Ярнефельт, композитор Ян Сибелиус и пейзажист Пекка Халонен. Жизнь по соседству, оживленное обще ние и приверженность общим идеалам их очень сплотили. Сообщество художников Туусула нярви стало уникальным примером творческого содружества в Финляндии. Такой тип сценария можно назвать «В поисках себя». Это категория «ищущих» дауншифтеров. Такие люди ищут смысл жизни, стремятся к гармонии и познания самого себя. Начинают пробовать себя в раз личных видах деятельности или продолжают заниматься творческой деятельностью, но уже в других условиях.

Сценарий римского императора Гая Аврелия Диоклетиана можно назвать классическим примером дауншифтинга: «Он дослужился до должности губернатора провинции Мезия, был возведен в звание консула и, наконец, стал начальником дворцовой стражи, то есть гвардии императора Нумериана. Во время победоносного персидского похода умер император Нумериан, и Диоклетиана на военном совете преторов и трибунов избрали императором» [2].

Спустя двадцать лет правления он покидает «должность» императора и остаток дней живет в своем поместье в Салоне, выращивая капусту: «Даже на попытку убедить его возвратиться к власти бывший император ответил отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели, какова капуста, которую он вырастил, то не стали бы приставать к нему со своими предложения ми» [2]. В современном мире такой сценарий можно назвать «Вниз по карьерной лестнице».

Такой сценарий предполагает кардинальную смену рода деятельности, добровольное пониже ние должности, переход на фриланс или другой вид деятельности. Это «классические даун шифтеры» – люди, достигшие определенного социального положения. Обычно это собственни ки бизнеса или топ-менеджеры, которые решили сменить свои приоритеты. Живут в основном за счет сдачи квартиры и процентов от бизнеса. Одна из главных целей дауншифтеров – это занятие любимым делом. Человек живет по стандартному сценарию и не всегда задумывается о том, что настоящие цели, мечты «остаются за кадром». В современном мире многие дауншифтеры выбирают разные сценарии, но одна идея, которая объединяет все сценарии как прошлого, так и настоящего – это «внутренний по иск», который сможет удовлетворить «духовное Я».

Список литературы 1. Болезни великих [Электронный ресурс] // Livejournal. – Режим доступа: http://docdima.livejournal.com/ 17122.html (проверено 01.04.2017). 2. Голикова, А. К. История политических учений [Текст] : учебник для вузов / А. К. Голикова. – Санкт Петербург : Питер, 2016. – 432 с. 3. Дрейк, Дж. Дауншифтинг [Текст] / Дж. Дрейк. – Москва : Добрая книга, 2007. 4. Толстой, Л. Н. Дневники и дневниковые записи (1881–1887) [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/dnevniki-read-73798-78.html (проверено 01.04.2017). 5. Торо, Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу [Текст] / Г. Д. Торо. – Москва : Наука, 1980. – С. 7.

Д. А. Горская, студентка направления подготовки «Культурология» Челябинского государственного института культуры, г. Челябинск. Научный руководитель – М. Л. Шуб, кандидат культурологии, доцент


Комментировать


три − = 2

Яндекс.Метрика