Видео челлендж и видеоблоги как инструменты манипуляции | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Видео челлендж и видеоблоги как инструменты манипуляции

1

В статье рассматриваются проблемы организации виртуального пространства, дающего широкие возможности подавления личности и ее манипуляции. Одной из таких форм выступает видео челлендж, где зависимость блоггера и подписчика друг от друга выражена наиболее ярко. Ключевые слова: виртуальная реальность, челлендж, отчуждение личности, блогосфера, манипуляция.

Одним из ярких проявлений виртуализации современной социальной реальности стало появление и стремительное распространение так называемых челленджей. Они стали неотъемлемой частью коммуникативного видео пространства, превратившись в важный элемент повседневной жизни многих людей. Челлендж заключается в том, что какой-либо популярный блоггер дает своим подписчикам задание-вызов, которое они должны выполнить любой ценой и снять на видео. Этот видеоролик размещается в Интернете. Цель такой игры – набрать как можно больше «лайков» и соответствующих положительных комментариев.

Сами по себе задания-вызовы, как правило, безобидны: съесть лимон, не меняя выражения лица, ложку корицы, сделать селфи с незнакомым человеком на улице и т.п. Хотя бывают и пожестче: выпить клей, спрыгнуть с моста и т.д. Челленджи возникли как часть виртуализированного социального пространства. Виртуализация есть процесс замещения институализированных практик симуляциями, когда конкуренция институционально определенных действий (экономических, политических) заменяется конкуренцией образов [5, с. 19]. Челленджи являются типичными симулякрами по терминологии Ж. Бодрийяра и выступают в

качестве основных механизмов формирования так называемой гиперреальности, иллюзорной по своей природе [1]. Она более привлекательна, чем реальность естественная, и поэтому является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности. Поглощение симулякрами объективной реальности привело к тому, что виртуальная игра в челленджи стала иметь реальные социальные последствия, объективные по своему характеру и содержанию. Челлендж содержит реальные правила, участники игры совершают реальные действия.

Однако сама игра мыслится участниками как фикция, как что-то не серьезное, не настоящее. Датский психолог Йеспер Юл, изучающий видеоигры, говорит о многоуровневом характере любой игры. Некоторые из этих уровней являются конструктами ума, другие же имеют реальное основание, поскольку покоятся на правилах [11, p. 163].

Превращение мира в реальность все более виртуальную вынуждает ставить вопросы ее познания в плоскость конструктивистской методологии, в которой любой акт конструирования реальности выступает как власть. Как отмечается А.В. Харламовым, «виртуализируя повседневную реальность, пользователь оказывается способен работать со своим имиджем, одновременно позволяя окружающим оценивать его, а значит, и корректировать его в процессе такой оценки» [12, с. 111]. Инструментом такого конструирования и изменения социального пространства зачастую выступают игры и ритуалы. Челленджи здесь не исключение. Они создают мгновенные контексты жизни, превращая их в эмоциональную ценность. Посылая в мир системные интервенции, они порождают новые зависимости, и создают тем самым новые властные отношения. Видео «Вызов принят» содержит многочисленные примеры озабоченности людьми выполнения задания. Человек сам решает, принимать вызов или нет и какой именно вызов.

Мотивирует его на данные действия не стремление к самовыражению, не попытка установить свой маленький рекорд и даже не желание преодолеть себя. Ему нужно получить как можно больше восторженных комментариев, установить виртуальную связь с блоггером и всеми теми, кто просматривает его видео. На это тратится энергия, время, силы. Миллионы людей во всем мире относятся к таким играм с огромным трепетом. Они переживают, как бы не провалить задание. Ведь если оно не будет выполнено, человек потеряет уважение блоггера, ему перестанут давать указания, он получит язвительные комментарии, что, в конечном счете, может отравить его жизнь. Примечательно, что стремление выполнить задание рождается в душе подписчика добровольно. Его к этому никто не принуждает. Человек хочет быть объектом манипуляции со стороны блоггера, который, получив широкое признание массовой аудитории, начинает себя чувствовать кумиром миллионов и ощущать свою власть над ними.

Власть блоггера это власть авторитета. Она не связана с обладанием политического, культурного или экономического капитала. В основе такой власти лежит символический капитал. По П. Бурдье, «это доверие, это власть, предоставленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии внушать признание» [2, с. 204]. Несмотря на то, что блогосфера занимает подчиненное положение по отношению к другим социальным полям и практикам, у блоггера есть власть над средствами публичного самовыражения и существования, доступ к известности и общественному признанию. Коммерциализация блогосферы позволяет конвертировать известность и признание в деньги, что стимулирует работу блоггера по расширению аудитории подписчиков. Власть блоггера в этом отношении весьма специфична, поскольку уважение, которым они пользуются, не соответствует его интеллектуальным заслугам.

Он лишь имитирует реальные достоинства и достижения, но благодаря лишь одной известности, он обладает возможностью навязать свои принципы видения мира, свою проблематику, свою точку зрения всему обществу Манипуляция неотделима от власти. Блоггер может не осознавать акта манипуляции, раздавая задания. Но сути это не меняет. Манупуляция налицо. Как пишет Г. Шиллер: «Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» [10, с. 27-28]. Миллионы людей совершают определенные поступки, заданные другим человеком, который в их глазах пользуется непререкаемым авторитетом. Ведь он блоггер, у которого миллионы подписчиков. Каждому из них хочется иметь столько же подписчиков у себя. Каждый готов пожертвовать многим, чтобы иметь как можно больше «лайков». Известный блоггер добился этого, и уже поэтому он заслуживает уважения и преклонения. Не следует преувеличивать возможности блоггеров манипулировать массовым сознанием.

Не любой призыв кумира вызывает энтузиазм. Речь идет не о всевластии блоггеров, а о зависимости и отчуждении личности, которая в виртуальном мире становится объектом манипуляции. Виртуальные социальные сети, блогосфера настолько глубоко проникают в человека, что становятся неотъемлемой его частью. Это позволяет подавлять его как личность и оказывать на него незаметное влияние. Человек, ставший звездой Интернета, очень далек от своего реального образа. Его имидж задан его текущей ролью. Его жизнь в Интернете искусственна, как и жизнь его поклонников, которые остаются вне живой связи со своим кумиром, вне реальности. Ги Дебор писал: «Люди ассоциируют себя со звездой, чтобы хоть както компенсировать этим убогость окружающего мира, своей жизни; хоть на миг, пока идет кино, отвлечься от монотонного конвейерного труда» [4]. Налицо типичная ситуация «бегства от свободы», подробно описанная Э. Фромом в одноименной книге [9].

Рост изоляции и беспомощности человека в современном мире толкает его на сознательный отказ от своего «Я», когда источник всех благ индивид ищет уже не в себе, а во вне. Когда человек не может выражать свой собственный взгляд на жизнь, ему остается лишь ассоциировать себя с кем-нибудь, стараться следовать в фарватере звездыблоггера. Фромм пишет как раз о том, как человек утратил свою самодостаточность и попал под власть мнения других. Он чувствует себя уверенно, только когда убежден, что находится в полном соответствии с требованиями тех, кто для него значим и авторитетен. Источник такой зависимости – одиночество. Виртуализация социального пространства, утрата первичных живых связей с миром стимулировала атомизацию общества и чувство потерянности в нем.

Отсюда стремление опереться на что-то внешнее. Самоуважение рождается из уважения и признания со стороны других. Но в мире гиперреальности доброта, красота, творчество, ум теряют свое значение, становятся иллюзорны и заменяются симулякрами. Поэтому заслужить внимание и уважение других посредством демонстрации реальных достижений уже невозможно. Самый надежный способ расширить круг подписчиков, а значит, заработать больше денег, обратиться к внутренним бессознательны инстинктам и порывам, скрытым желаниям, которые проявляются в снах и фантазиях.

Манипуляция это не насилие, а соблазн [6, с. 14]. Потенциального подписчика нужно развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Изнасилование девочки, которую показал всей стране Андрей Малахов в телевизионной передаче, сделало ее звездой Интернета. Добрых и талантливых слишком много, и это никому не интересно. В виртуальном мире все должно быть ярко и необычно. Благородство и ум не вызовут интерес и не дадут миллион «лайков». А выполнение задания блоггера даст. И именно «лайки» с положительными комментариями (их должно быть тоже очень много) верный, хотя и изрядно обесценившийся за последнее время критерий эффективной коммуникации [8, с. 148].

Однако это не решает проблему одиночества. Психоанализ убедительно показывает, что удовлетворение мнимых, порожденных неврозом желаний, не снимает источник напряжения. Исследования, проведенные в конце 1990-х гг. и опубликованные в журнале «The American Psycologist» и в газете «Нью Йорк Таймс», позволили сделать следующие выводы: каждый час использования Интернета в неделю в среднем сокращает прямые личные контакты пользователя на 2,7% и увеличивает на 1% его «депрессивный потенциал». Виртуальные человеческие отношения, устанавливаемые через Интернет, не дают пользователю той теплоты и поддержки, которая возникает при прямых личных контактах.

Таким образом, пользование Интернетом лишь усиливает депрессию и изоляцию человека [6, с. 174]. Зависимость, которую культивирует современная блогосфера, не сводится к зависимости подписчиков от блоггера. Сам блоггер оказывается в зависимости от тех, кто его смотрит и кто выполняет его задания. Ведь он тоже продукт современной цивилизации и также одинок, как и его подписчики. Сам контакт блоггера с подписчиками виртуален, искусственен. Он их не знает и чаще не видит. Они ему не нужны как реальные люди. Ему нужно ощущение, что он известен, что его смотрят, читают, за ним наблюдают. Он должен быть убежден, что он интересен. А для этого надо делать что-то необычное или, наоборот, что-то очень простое, то, о чем пока еще никто не додумался, например, рассказать, что у тебя в сумочке, что ты ел на завтрак и т.д.

Практическая сторона этой деятельности значения не имеет. Главное, как это смотрится. Именно подмена реального опыта искусственно сконструированным знанием разрушающим образом действует на сознание человека. Главным становится видимость, которая в силу своей природы легко превращает человека в объект манипуляции. Жизнь, подчиненная получению «лайков», перемещает человека в воображаемую реальность, функционирующую по собственным законам. Мышление человека становиться все более аутистичным. Ги Дебор считал, что наш мир становится похожим на спектакль, ориентируется на визуальность, в которой важное место занимает уже не сама реальность, а ее символическое обозначение.

«Это символическое присутствие на различных он-лайн мероприятиях, размещение собственных фотографий, информации об увлечениях и интересах как способ самопрезентации. Это символическое присваивание и обмен информацией через перепощивание. Это символическое признание или отторжение через «лайки» и комментарии. Важно, что в социальных сетях практически все действия оказываются публичными и представляют собой разные формы самопрезентации» [3]. Мир виртуальный заменяет реальность. Он кажется более понятным, более близким. В нем комфортнее жить. Поэтому виртуализированная реальность легче поддается управлению, чем реальность подлинная. Жизнь образами расширяет возможности тех, кто эти образы создает, манипулировать другим человеком. Именно возможность управлять событиями считается многими учеными главным отличием виртуальной реальности от подлинной [7].

Однако вхождение в искусственный мир лишь усиливает отчуждение человека. Происходит утрата его связи с жизнью, другими людьми, усиливается внутренняя опустошенность. «Чем больше он созерцает, тем меньше он живет; чем с большей готовностью он узнает свои собственные потребности в тех образах, которые предлагает ему господствующая система, тем меньше он осознает свое собственное существование и свои собственные желания» [4]. Одиночество, толкающее людей к бегству от свободы и действительности, побочный продукт угасания внутренней духовной жизни. Поиск себя, стремление к самореализации становятся бессмысленными в условиях внутренней пустоты. Но потребность в любви, интерес к себе остаются, только уходят глубоко внутрь, оставляя на поверхности лишь свою оболочку. Жизнь интересна только внешняя. Человек попадает в мир иллюзии, вымышленной реальности. Отсюда утрата серьезного отношения к происходящему и к собственной деятельности.

Идеалы не важны. Мир сакрального слишком серьезен. Устроить какую-либо акцию в храме или на чьей-то могиле – это возможность собрать тысячи «лайков». Как следствие, рост ощущения, что жизнь – игра. Виртуализация реальности требует предварительного разрушения священных образов. Долг, совесть, принципы создают помехи в игре. Здесь главное, чтобы было зрелищно, не скучно, интересно, забавно, необычно. Последствия не важны. Ведь это игра, способ борьбы со скукой, которая всегда является спутником одиночества и внутренней опустошенности. И как в любой игре все надо делать здесь и сейчас, получать очки, отвечать на действия другого и так, пока не надоест. Потом будет новая игра. «Лайки» и комментарии нужны сегодня. События, представленные в Интернете, обсуждаются с такой страстью, как будто речь идет о чем-то наиважнейшем. То, что через неделю их уже никто не вспомнит, никому не интересно.

В игре нет будущего, значение имеет только настоящее, процесс, сама игра. Игра требует зрителей, тем более, если они источник самоуважения и самообретения. Отсюда жизнь на показ, острое желание быть на виду, чтобы тебя знали и видели, здесь и сейчас. Не случайно многие блоггеры обладают свойством непрерывного словоговорения. Они выбрасывают в медиа пространство огромный поток слов без всякого смыслового наполнения, зачастую даже без пауз, поскольку содержательная сторона высказываний здесь не важна. Речь выступает своего рода звуковым фоновым сопровождением каких-то действий, манипуляций рук, мимики, жестов. Главное затянуть слушателя, зрителя в свой мир. Непрерывное говорение исключает даже намек на диалог. Тот, кто слушает такого блоггера, даже не пытается вникнуть в услышанное, критически осмыслить, он автоматически выходит из режима диалога, поскольку в этой реальности он не нужен. Одиночество рождает жажду сиюминутного счастья, пусть мимолетного, но мгновенного. И в поисках этой иллюзии он идет на зависимость, не оставляя ничего для себя. Здесь источник флэшмобов, помогающих преодолеть чувство одиночества.

Поэтому все чаще массовые политические акции сопровождаются ритуальными действиями символического характера. Например, коллективное подпрыгивание на месте, как признак отрицания своей принадлежности к русскому миру, обязательные заклинания, которые выступают в качестве своеобразного пароля для идентификации своих. Системы манипулирования через социальные сети позволяют мобилизовать миллионы подписчиков на участие в флэшмобах, политических акциях. Блогосфера стала не только источником обогащения, но и инструментом трансляции политических идей и организации массовых политических выступлений. Задания, которые блоггеры дают свои подписчикам, могут быть безобидны, но та форма зависимости и сам характер реальности, которые при этом возникают, способны превратить видео челлендж и другие видеоблоги в эффективный инструмент манипулирования людьми.

Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2015. – 240 с.

2. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. – 288 с.

3. Вавина Е.И. Новые медиа и способы массовой коммуникации через призму концепции ГЭрнста Дебора «общество спектакля» // Социальные явления. 2013. Февраль. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socialphenomena.org/ru/blog/article/новые-медиа-и-способы-массовой-коммун/ (дата обращения: 09.03.2017.).

4. Дебор Г.-Э. Общество спектакля. М.: Логос, 1999. – 224 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-libra.ru/read/315604-obshestvo-spektaklya.html (дата обращения: 09.03.2017.). 5. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. – 96 с.

6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 832 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusproject.org/ sites/default/files/ files/books/k/Manipuljacija_soznaniem.pdf (дата обращения: 09.03.2017.).

7. Коловоротный С.В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2892 (дата обращения: 09.03.2017.).

8. Поддячая Е.А. Подходы к оценке эффективности PR-коммуникации в Интернете // Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития: материалы Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 22–24 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / под ред. И. В. Архиповой ; Мин-во образования и науки РФ. Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – Часть 2. – C. 140-151

9. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2014. – 284 с.

10. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. – 326 с.

11. Juul J. Half-Real: Videogames between Real Rules and Fictional Worlds. Cambridge, MA; L.: The MIT Press, 2005. – 233 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://is.muni.cz/el/1421/jaro2009/IM082/um/juul_rules_and_fiction.pdf (дата обращения: 09.03.2017.).

12. Харламов А.В. Рекламные коммуникации в социальных сетях // Connect-Universum -2012: Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи: междисциплинарный подход сборник материалов IV Международной научно-практической Интернет-конференции. Научный редактор И.П. Кужелева-Саган. 2012. С. 111-113.

М. С. Петренко


Комментировать


пять × 3 =

Яндекс.Метрика