Визуальная семантика российской идентичности в цифровой медиакультуре | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Визуальная семантика российской идентичности в цифровой медиакультуре

Медиакультура, сформированная традициями профессиональной журналистики, все интенсивнее трансформируется мультимодальностью – использованием нескольких модусов (средств информации – текстовых, аудиальных, пространственных и визуальных ресурсов) для создания единого культурного артефакта. Цифровые технологии интенсифицируют сдвиги от вербализованных форм источника информации к более частому использованию визуального образа.

Он, по оценке специалистов, с большей эффективностью погружает человека в заданную среду с учетом его индивидуальных особенностей: сенсомоторных, познавательных, личностных и др. Такая иммерсивность (от англ. immersive  «создающий эффект присутствия, погружения») визуального поля современных медиа создает условия для нового форматирования и переформатирования культурной идентичности людей, вовлеченных в производство, потребление и создание информации [Грау, 2013. С. 10].

Складывается тенденция индивидуализации коммуникантов, самоидентификации их вне социальных и культурных реалий страны, к созданию эры «…раздутой индивидуализации, которая приводит к алгоритмизированному аутсорсингу “Я”» [Ловинк, 2014. С. 247]. На фоне нарастания информационных потоков и аморфности социокультурной среды российского общества язык визуальных образов, инвариантность восприятия их семантики многомиллионной аудиторией актуализируют проблему целенаправленного изучения и использования этого ресурса в условиях мозаичности идентификационных стратегий и способов социальной самоидентификации личности.

Современный социокультурный контекст формирования российской идентичности детерминирован множеством факторов экономических, политических, духовных трансформаций, но основное пространство идентификационных процессов из сферы реальной социальной жизни все масштабнее перемещается в виртуальное поле массовой медиакоммуникации. Реальность же цифровой медиакультуры такова, что, несмотря на разнообразие модусов производства артефактов, она сосредоточена на реализации преимущественно функций их коммодификации: информационной, релаксационной и креативной.

Визуальная информация, как самый монетизируемый контент, оказалась наиболее прибыльным товаром в коммуникационной стратегии. Результаты такого «облучения» эффектами медиакультуры налицо. Социальные сети целиком оказались во власти «лайфстайла» – демонстрации атрибутов красивой жизни, фотографий личного характера (дети, праздники, семья), селфшота (я – в оптике смартфона). Визуальные образы демонстрируют новые социальные роли и иерархии ценностей социального успеха, обеспеченного «лайками» и «репостами». Создается поле бесконечных идентификаций с виртуальными образами, далекими от социально значимых реалий. Медиасреда сетевых средств массовой информации, которые по статусу должны соответствовать своим уставным обязанностям, демонстрирует толерантность ко всем формам и семантике визуальной информации, приверженность той же стратегии максимальной коммодификации медиаконтента.

В результате визуальное поле сетевых СМИ массового содержания представлено фрагментами образов созидания, разнообразных праздников, иллюстрацией календарных событий, не соотносимых по объему и амбивалентной семантике с количеством образов в негативной эстетике: видео и фото социальных девиаций, уродств, катастроф, портретов официальных лиц в контексте тех же политических и культурных девиаций. Однако успешный старт информационного портала www.iz.ru (газеты «Известия», «Ren TV», «5 канала ТV») c циклами мультимедийных проектов о значимых вехах в истории страны и самой газеты, значимых людях, достижениях культуры, спорта, науки подтверждает отклик аудитории на восприятие информации, способствующей ее идентификации как социальной общности – с великой историей и созидательной культурой. Как заметил профессиональный медиапсихолог Гирт Ловинк, «страна создается тем, что мы помним наизусть» [Ловинк, 2014. С. 244].

«Вот почему нормативная функция медиакультуры – одна из самых важных», – утверждает автор российской концепции медиакультуры Н. Б. Кириллова [2008. С. 18]. Реализация нормативной (идеологической) функции вкупе с интегративной, которая способствует сохранению культурного наследия, национальных традиций и исторической памяти, обеспечивает процесс конструирования маркеров идентификации, по законам иммерсии обладающих эффектом воздействия на уровни личностного восприятия и самоидентификации человека как гражданина.

Литература Грау О. Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований / Пер. с нем. А. М. Гайсина. CПб.: Эйдос, 2013. 58 с. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический проект, 2008. 496 c. Ловинк Г. Психопатология информационной перегрузки // Медиа: между магией и технологией / Под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. 330 с

Валентина Дмитриевна Мансурова


Комментировать


× 8 = семьдесят два

Яндекс.Метрика