Влияние сообщества childfree на демографическую ситуацию в Москве | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Влияние сообщества childfree на демографическую ситуацию в Москве

1

В современном мире происходит переоценка ценности родительства. Это связано с тем, что семейный образ вытесняется образом всесторонне развитой, успешной личности. В результате формируется идеология бездетности – откладывание деторождения на более поздние сроки или полный отказ от детей. Истоки такой идеологии ведут происхождение из США, где первое сообщество добровольно бездетных (childfree) появилось в 1992 году и именовалось объединением «не-родителей» [5]. В России оно оформилось в 2004 году в качестве виртуального сообщества численностью 500 человек [3]. В связи с малой долей сторонников идеологии добровольной бездетности среди населения России и отрицательным отношением к ним в обществе, проблема пока не носит в нашей стране остро выраженный характер [6].

Однако демографическая ситуация в России [8] (снижение рождаемости с 1991 года, снижение продолжительности жизни и т. д.) требует повышения среднего коэффициента рождаемости с 1,75 ребенка на одну женщину до 2,58, что обеспечит хотя бы простое замещение поколений. В ситуации, когда более 50% семей в стране должны иметь трех детей, распространение добровольной бездетности может иметь губительные последствия для численности населения страны. Влияние существования добровольной бездетности на жизнь общества проявляется, главным образом, в препятствиях для роста рождаемости и негативном влиянии на ценность института семьи, переживающего кризис.

На данном этапе развития современного российского общества в основном проблема childfree существует на индивидуальном уровне, но, при сохранении тенденции роста доли приверженцев отказа от рождения детей в совокупности с сохранением кризиса института семьи, она вполне имеет возможность стать массовой. В нашей стране еще недостаточно изучены репродуктивные намерения, установки и мотивы [2] добровольно бездетных, изменение их отношения к детям в процессе взросления, влияние на это репродуктивных технологий и т. д. Это означает, что

сама проблема разработана недостаточно. По критерию отклонения от социального фона поставленная проблема охватывает незначительные группы людей, имея естественный масштаб. Анализ результатов исследований в данной сфере (ВЦИОМ, 06.01.2017) свидетельствует, что в ближайшее время ожидать «демографического коллапса» не следует: в нашей стране к добровольно бездетным скорее негативное отношение, и они подвергаются осуждению. Авторами проведено разведывательное исследование [1] с целью определения характера и степени влияния добровольной бездетности на снижение уровня рождаемости в стране.

К задачам исследования отнесены: выяснение распределения приверженцев добровольной бездетности по полу, степени оформленности движения childfree в России, определение факторов, влияющих на поддержку или осуждение движения, распространенность его среди молодежи Москвы, а также отношение молодежи к данному движению (поддержка, осуждение или равнодушие). В качестве теоретических основ исследования рассматривается теория демографического перехода Фрэнка Ноустейна (связь с наступлением 4-й стадии – переход от высоких уровней рождаемости и смертности к низким) и теория ценностей Рокича (так как важность тех или иных ценностей в иерархии у конкретной личности напрямую влияет на будущий выбор относительно семьи (а, значит, и деторождения) и других сфер жизни.

К эмпирическим вспомогательным основам можно отнести статьи по исследованию жизненных сценариев у представителей сообщества чайлдфри и самой сущности этого явления во взаимосвязи с изменениями в тенденциях рождаемости в России, а также опросы ВЦИОМ, Левада-Центра и ФОМ по данной проблеме. Для изучения идеологии добровольной бездетности использовался метод опроса, в частности, метод раздаточного анкетирования [4], в связи с его оперативностью и возможностью опросить в необходимые сроки достаточное количество представителей выборочной совокупности, а также с тем, что, основанный на грамотно составленной выборке, опрос позволяет по сравнительно небольшой совокупности судить о состоянии явления. Выборочная совокупность представляет собой следующую структуру: 150 человек, проживающих на данный момент в Москве; 28% мужчин и 72% женщин от 18 до 45 лет, причем около 50% всей выборки составляет молодежь от 18 до 24 лет, т. к. «репродуктивное будущее» в основном именно за этой возрастной группой.

По итогам обработки первичной информации и проверки гипотез можно сделать ряд выводов. Из всех представленных в анкете ценностей для жителей города Москвы семья по-прежнему остается на первом месте (64% респондентов отнесли ее к категории «очень важно»), далее в ранговой последовательности следуют карьера (50%), образование (42%), досуг (34%).

Полученные данные свидетельствуют о популяризации образа «всесторонне развитой личности», которая умеет поддержать стабильность в любой из вышеупомянутых сфер жизнедеятельности. Несмотря на это, традиционный образ семьи понемногу вытесняется из сознания людей: они более лояльно относятся к гражданскому браку (48% считают его приемлемой формой современного брака), уже меньшее количество человек однозначно считает самой важной ролью женщины домашнее хозяйство и воспитание детей (14%), большее ориентировано на рождение двух детей (48% хотели бы иметь такое количество).

Это ожидаемо, учитывая, что в ритме большого города очень сложно выделить время на отдых, и люди чувствуют себя утомленными после трудового дня. В связи с такой интенсивной «трудовой эксплуатацией» неудивительно, что желаемый возраст вступления в брак и возраст рождения детей повысились: люди считают необходимым сначала сформировать себя как личность, найти хорошую работу, обзавестись жилплощадью и материальным благополучием. Такие основные категории были выделены респондентами по результатам открытого вопроса «Какой возраст, по-вашему, идеален для рождения первого ребенка и почему?» – в совокупности около 74%. Современным людям хочется стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Даже представления о таком понятии, как «материнство», все чаще звучит в одном контексте не только с рассуждениями о счастье, но и о большой ответственности. «Счастье» и «ответственность» – самые популярные ассоциации с материнством по результатам открытого вопроса, 15% и 20% ответивших соответственно. Большинство людей понимают, что воспитание и содержание детей сопряжено с большой ответственностью, в частности, финансовой, хотя и не все категории населения считают, что это обязательно приносит сильный убыток семье. 77% опрошенных согласны с тем, что финансово содержать детей сейчас тяжело, однако фактором ухудшения материального благосостояния семьи это считают лишь 38%.

На такой почве и распространяется осведомленность жителей столицы о движении childfree и его основных принципах. Информированность людей о существовании движения в основном обусловлена его распространением в сети Интернет, где добровольно

бездетные формируют сообщества и дискутируют на различные темы. 43% опрошенных встречали подобные сообщества в сети и 55% узнали о childfree именно из Интернета. Учитывая популярность Интернета и социальных сетей среди жителей Москвы, такая тенденция неудивительна. Так как чайлдфри редко открыто афишируют свои намерения, немногие осведомлены, имеются ли приверженцы движения в их непосредственном окружении.

Печально, что большинство (69%) не выказывает однозначного осуждения относительно такой жизненной позиции, и это только благоприятствует ее популяризации среди населения. Многие считают, что подобные стороны жизни других людей их не касаются и являются «личным делом каждого» (60%). Такую убежденность можно считать следствием усиления среди людей индивидуализма и отчасти эгоизма, который и свойственен, как подтвердилось, тем, кто может поддерживать childfree или относить себя к ним.

По результатам верификации гипотезы «если человек считает приоритет своих интересов важнее семейных в любой ситуации, он более склонен к отказу от детей» с помощью коэффициента Пирсона, выявлена положительная связь – 0,245. Следует отметить, что для изменения установок добровольно бездетных и тех, кто, возможно, планирует ими стать, недостаточно материальных стимулов (материнский капитал и другие льготы и выплаты). Речь идет об изменениях в сознании и потребностях людей, для которых дети уже не представляют былой ценности и необходимости, поэтому влияние нужно оказывать непосредственно на состояние сознания людей, но каким образом – пока еще этот вопрос остается открытым.

Это хорошо иллюстрируется взаимосвязью между религиозностью людей и их приверженностью к движению добровольной бездетности: вполне ожидаемо было, что среди хоть отчасти религиозных сторонников идеологии childfree намного меньше (по результатам верификации гипотезы о зависимости выбора позиции чайлдфри и религиозных убеждений человека с помощью коэффициента Пирсона выявлена положительная связь – 0,2). Отдельно можно отметить, что на выбор позиции добровольной бездетности влияет и психологический климат в собственной семье; частота конфликтов с родителями и, в частности, с матерью вполне могут быть названы в числе причин (по результатам верификации гипотезы о зависимости выбора позиции чайлдфри и частоты конфликтов с матерью в семье респондента выявлена положительная связь – 0,297), по которым люди не хотят обзаводиться собственной семьей с детьми, потому что имеют негативный опыт в этой сфере.

Если пытаться спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, можно предположить, что на уровне осведомленности движение childfree продолжит распространяться в Москве, особенно среди молодежи. Рассматривая его непосредственное влияние на демографическую ситуацию в столице, нельзя однозначно принимать такое утверждение, т. к. исследование показало, что большинство респондентов (79%) тем не менее хотят иметь детей в будущем или уже родили детей, однако тенденция к снижению деторождения в семьях и снижению желаемого числа детей тоже неутешительна. Согласно проведенному исследованию, 47% хотели бы иметь двоих детей, 15% – одного, и 9% не хотят иметь детей вообще).

Одним из факторов, который оказывает влияние на ситуацию, с большой вероятностью является экономический кризис в стране, в связи с чем может усложниться финансовая ситуация в созданных семьях и также явиться препятствием для создания новых семей. Более того, могут усиливаться уже упомянутые тенденции к индивидуализму и желанию «пожить хорошо, по крайней мере, для себя», что также не способствует повышению рождаемости.

Список литературы: 1. Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: учебное пособие. М.: КДУ, 2009. 2. Антонов А.И. Социология семьи: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 640 с. 3. Новоселова, Е.Н. Добровольная бездетность как угроза демографической безопасности России // Вестник московского университета. 2012. № 1. С. 101–105. 4. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. М.: Прогресс, 1988. 476 с. 5. Русакова Н.Е. Новые тенденции рождаемости в России. // Народонаселение 2000, №3. С. 152–161. 6. База данных ФОМ: Бездетность и нежелание иметь детей. URL: http:// bd.fom.ru/report/map/d082125 7. ВЦИОМ, Аналитика экспертов от 06.02.17. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=238&uid=116054 (дата обращения: 19.02.2017). 8. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2016/ demo/edn05-16.htm (дата обращения: 16.11.12).

Кошелева А., Ермакова М.


Комментировать


+ 8 = двенадать

Яндекс.Метрика